Арарат Армения состав

Ararat (АрАрАт)

Арарат – бренд, в котором воплотились лучшие традиции качества армянского коньяка. Продукция Ереванского коньячного завода экспортируется в более чем 40 стран мира. Из производимых 7-8 млн. бутылок коньяка Арарат около 5 млн потребляется в России.

Историческая справка. Точкой отсчета начала производства армянского коньяка считается 1887 год, когда купцу Нерсесу Таирянцу захотелось расширить сферу своей деятельности. Прислушавшись к совету брата, он приобрел виноградники вокруг древней Эриванской крепости. Построенный для производства коньяка завод оснастили шарантскими аламбиками (такие же используются во Франции), оборудовали погреба. Первый полученный коньяк был назван на французский манер – Фин-Шампань

Двенадцать лет работы не прошли даром – в 1899 году товариществу «Шустов и сыновья», выкупившему завод, досталось вполне успешное предприятие. По современным меркам, Николай Шустов был гением маркетинга и рекламы, и быстро поставил дело на широкую ногу.

Продвигая продукцию на рынке, Шустов прибегал к неизбитым трюкам. Он нанял группу молодых актеров, которые приходили в лучшие рестораны и изображали то молодую аристократическую пару, то компанию подгулявших офицеров. Их главной целью было сходу и громко заказать бутылку «шустовского коньяку» и устроить скандал, когда им в этом отказывали. Опасаясь растерять клиентов, владелец заведения ресторана волей-неволей покупал коньяк, столь востребованный у публики. Кроме этого, Шустов использовал все возможности визуальной рекламы, размещая логотип компании на конных экипажах, трамвайных вагонах, бортах пароходов.

Фин-Шампань — первый армянский коньяк, получивший всемирное признание

Апофеозом успеха стало участие компании во Всемирной выставке в Париже. Ко всеобщему удивлению победа досталась бутылке «Фин-Шампань Отборный». Заслуженная награда открыла для компании новые экспортные перспективы и право называть свои продукты коньяком, а не бренди. Известность армянского коньяка распространилась за пределы страны, а к началу XX века Шустов уже поставлял продукцию ко двору Николая II.

На должность главного технолога пригласили Мкртыча Мусинянца, изучавшего тонкости виноделия во французском городе Монпелье. Полученные знания и опыт, приобретенный на шустовском заводе, позволили Мусинянцу достойно представить новый коньяк на международной выставке в Бордо и получить почетный диплом.

Советский период в истории завода начался с национализации и последовавшего преобразования в винно-коньячный трест «Арарат». В 1953 году Ереванский коньячный завод переехал в специально выстроенное здание из красного туфа. В послевоенный период усилиями прославленного мастера Маркара Седракяна были созданы легендарные купажи Двин, Наири, Ахтамар.

Сложности создавало то, что до конца XX века армянский коньяк производился согласно ГОСТу. Он не содержал четких формулировок, какой именно продукт может считаться «армянским коньяком». Товарные знаки производителей не были защищены законом, их использование никак не регулировалось. Так называемые «армянские коньяки» разливались на заводах в Москве и Самаре и даже мелкими безвестными частниками.

В 1998 году начался новый этап истории предприятия – теперь уже в составе французской компании Pernod Ricard. Через год вступил в силу разработанный Стандарт Республики Армения, регламентирующий все аспекты производства армянского коньяка.

Птица Феникс — символ бренда

Сорта винограда, произрастающие только в Армении, выдержка в дубовых бочках различного происхождения – все это способствует производству специфических спиртов. Основной задачей команды Ереванского коньячного завода является обеспечение высокого качества продукции, отвечающей вкусам и предпочтениям потребителей армянского коньяка.

За создание легендарного коньяка Арарат сегодня отвечает француз Филипп Тибо – признанный авторитет в своей области, несколько лет проработавший ведущим мастером купажа в коньячном доме Martell.

Виды коньяка Арарат

*Арарат 3, 40%**

Ординарный коньяк трехлетней выдержки — живой, пряный, с цветочными и фруктовыми тонами и оттенками свежего масла и дуба. Обладает интенсивным вкусом, слегка обжигающим в самом начале, с тонкой сладостью изюма и медовой коврижки. Бутылка украшена рельефным орнаментом, изображающим символ бренда – птицу Феникс. Хорошо пьется в качестве аперитива.

*Арарат 5, 40%**

Коньяк пятилетней выдержки обладает приятным ароматом груши, компота из сухофруктов, чернослива, сдобной булки. Плотный, сладковатый, чуть обжигающий вкус смещается в сторону яблочного сока, зеленого винограда, инжира. Шелковистое послевкусие с легкой горчинкой абрикосовой косточки. Хорош в качестве дижестива, составит гармоничный дуэт с черным кофе или плиткой горького шоколада.

Арарат Ани, 40%

Шестилетний Ани – первый в ряду марочных коньяков бренда. Назван в честь древней армянской столицы, первые упоминания о которой встречаются в летописи V века. Этикетку украшает изображение старой городской стены и символа царской династии Багратидов – барса.

Бутылка с характерным утолщенным дном. В свежести ароматов чувствуются жасмин и акация, апельсиновые цукаты и сладкий миндаль. Мягкий вкус позволяет последовательно насладиться оттенками сливы, кураги, фиников, лимона. Может использоваться как основа для коктейлей или аперитив.

Арарат Отборный, 40%

Коньяк демонстрирует наследственность традиции – воспроизведен по рецепту 1902 года. В начале прошлого века напиток носил название Фин-Шампань-Отборный и поставлялся к российскому императорскому двору. Насыщенного цвета, маслянистый по своей текстуре, принадлежит к касте характерных коньяков. Запах раскрывается нотами свежести цитрусовых и винограда, затем согревается ароматами карамели и специй. Вкус определяется ореховыми и ягодными нотами.

Арарат Ахтамар, 40%

Напиток назван в честь одноименного острова на озере Ван, а тот в свою очередь получил имя по мотивам старой легенды о несчастной любви царевны Тамар и бедного азата. Купаж составлен из 12 выдержанных 10-летних спиртов. Добротно сделанный, отличается гармоничным и устойчивым ароматом, состоящим из оттенков красного яблока, смолы хвойного дерева, пчелиных сот. Типичный характер проявляется в четкости вкусового букета, в котором чувствуются подмороженная рябина, чернослив, горький шоколад, старый дуб. Может подаваться в качестве дижестива или использоваться как база для слоистых коктейлей.

Арарат Васпуракан, 40%

Ассамбляж отборных спиртов 15-летней выдержки, полученных из винограда эндемичных армянских сортов: Чилар, Воскехат, Гарандмак. Посвящен памяти мастера купажа Макара Седракяна. Производится в соответствии с новым стандартом, на государственном уровне гарантирующим высокое качества напитка. Тонкость фруктовых и древесных ароматов оттеняется нотами ванили и лакрицы. Гамму вкусов определяют молочный шоколад, засахаренная слива, грецкий орех. Хорошо сочетается с дорогой сигарой.

Арарат Наири, 40%

Своим названием коньяк обязан древнему Наирийскому царству, находившемуся на территории современной Армении. Для ассамбляжа отобраны особо ценные спирты 20-летней выдержки. Богатый букет раскрывается нотами цитрусовых, кураги и специй, красивыми нюансами кожи и коробки из-под сигар. Глубокий фруктовый вкус с оттенками ванили и травяного меда. Напиток имеет самодостаточный характер и хорош вне всякой связи с трапезой. Его лучше подавать не в традиционных фужерах, а в специальных коньячных рюмках – так вся гамма ароматов ощущается полнее.

Арарат Армения, 45%

Коллекционный коньяк, ассамблированный из коньячных дистиллятов не младше 10 лет. Дополнительная выдержка в течение трех лет придает напитку благородный оттенок махагониевого дерева. В букете угадываются оттенки грейпфрута с нотами кардамона. Комплексный, бархатистый вкус демонстрирует множество оттенков: меда, белого изюма, ромовой бабы.

Арарат 25 лет, 40%

Выпущен лимитированной партией к знаменательной дате – 25-летию независимости Армении. В основу купажа легли раритетные спирты из хранилища завода, их средний возраст – 25 лет. Для напитка премиум-качества разработана соответствующая элегантная упаковка, украшенная изображением государственного герба.

Коньяк обладает мощным характером и в то же время удивительно мягок. В ароматической палитре на первый план выходят чернослив, сдоба, грецкие орехи, легкий намек на ременную кожу. Гармония вкуса основана на четырех составляющих: черный кофе, спелая груша, мускатный орех и ваниль.

Арарат Эребуни, 40%

Тридцатилетний коньяк создан из более чем 30 винтажных спиртов, дожидавшихся своего часа в хранилище Ереванского Коньячного Завода. Самый старый из них датируется 1934-м годом. Наименование эксклюзивному купажу дано по названию древнего урартского города, входящего в список девяти самых древних крепостей мира.

В букете чувствуется цветущая акация, ноты цитрусов, леденцовые конфеты, завершают ароматическую палитру пряные специи. Во вкусе улавливаются сладкие нюансы абрикосового варенья, спелой груши, карамели. На бутылке изображена гора Арарат и ставшая символом бренда птица Феникс. Литера «А» в фирменной эмблеме означает Армению, Арарат и первую букву алфавита – начало начал и признак высочайшего качества.

Арарат Двин, 50%

Коллекционный коньяк, ассамблированный в 1945 году Маркаром Седракяном. Производится из 10-летних спиртов, вырабатываемых из сортов винограда, выращенного в Армении. В 2011 году вновь вернулся в линейку завода благодаря усилиям нынешнего мастера купажа Филиппа Тибо.

Арарат Двин — любимый коньяк Черчилля

Окружен множеством исторических легенд, наиболее устойчивая из них гласит, что именно этому коньяку много лет отдавал предпочтение Уинстон Черчилль, получая напиток в подарок от Иосифа Сталина. Достоверно установленным является факт, что британский премьер-министр пробовал Арарат Двин и одобрил его во время Ялтинской конференции.

Секрет приготовления в том, что после ассамблирования вызревших спиртов напиток еще на три года отправляется дозревать в дубовом буте. Для обычных спиртов хватило бы и 3–12 месяцев. Но финишная выдержка дает коньяку благородный темно-янтарный цвет с проблесками красного дерева, а также тонкость и богатство. Букет представляет собой гармоничное сочетание ароматов гвоздики, чернослива, сигарного листа. Округлый сладковатый вкус с яркой древесно-ореховой гаммой: фундук, вишневая косточка, ягоды можжевелового дерева, старый дуб. Удостоен многих наград на международных дегустационных конкурсах и выставках.

Ваша оценка:

Арарат

У этого термина существуют и другие значения, см. Арарат (значения).

Арарат

тур. Ağrı Dağı, курд. Çiyayê Agirî, арм. Արարատ


Гора Арарат (вид со стороны Армении). (18 мая 2007 г.).

Характеристики

Форма вулкана

Стратовулкан

Последнее извержение

Высшая точка

Абсолютная высота

5165 м

Относительная высота

4365 м

Первое восхождение

27 сентября 1829 года
Иоганн Фридрих Паррот
Хачатур Абовян
Алексей Здоровенко
Матвей Чалпанов
Ованнес Айвазян
Мурад Погосян

Расположение

39°42′09″ с. ш. 44°18′01″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Турция Турция

Ил

Ыгдыр

Илче

Ыгдыр

Горная система

Армянское нагорье

Хребет или массив

Армянское нагорье

Арарат

Арарат

Аудио, фото и видео на Викискладе

Гора Арарат 3D

Арара́т (тур. Ağrı Dağı, арм. Արարատ и арм. Մասիս (Масис), курд. Çiyayê Agirî) — гора: самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции; относится к стратовулканам. Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 километрах от границы с Ираном, в 28,5 километрах от границы с Арменией. Состоит из двух слившихся основаниями конусов спящих вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Вершина Большого Арарата (5165 метров над уровнем моря) является самой высокой точкой Турции.

Этимология названия

См. также: Арарат (значения)

Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.

Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел Арарат в Библии). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.

Местные названия Арарата:

  • традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.
  • турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии» Арарат и Агрыдаг находящиеся в русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
  • персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح‎), «гора Ноя».
  • арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
  • курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».

Восхождения на Большой Арарат

Джеймс Брайс совершил первое одиночное восхождение на Арарат 12 сентября 1876 годаИоганн Фридрих Паррот совершил первое восхождение на Арарат 27 сентября (9 октября) 1829 года

По верованиям местного населения (курдов, татар (азербайджанцев), персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считалась делом дерзким и богопротивным.

Первое восхождение на Большой Арарат совершил 27 сентября (9 октября) 1829 года профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот в рамках исследовательской экспедиции на Арарат через год после заключения Туркманчайского мирного договора, по которому вершина Арарата перешла от Персии к Российской империи. Вместе с Парротом на вершину поднялась сопровождающая его группа: переводчик и проводник Хачатур Абовян, двое солдат 41-го егерского полка — Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов, а также двое крестьян из села Ахури — Ованнес Айвазян и Мурад Погосян.

«Мы прошли без пауз ещё несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатёр вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть ещё один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»

Панорама с вершины Арарата (360 градусов)

Восхождения в одиночку

Первое восхождение в одиночку, за 24 часа совершил Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года. Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах. Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года. Первое зимнее восхождение в одиночку совершил бывший председатель Федерации альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года.

В Библии

Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине. См. также: Ноев ковчег

В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):

И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат. В некоторых переводах Библии на армянский в сказании о всемирном потопе ковчег Ноя остановился на горе Масис (Մասիս), то есть Арарат.

Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. Сказания о Всемирном потопе. Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.

По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.

В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел Этимология названия).

Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел Арарат как символ Армении). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа.

Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата

С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел Извержения).

Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел Восхождения на Арарат) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».

Геополитическое положение

«Вид на Малый и Большой Арарат с деревни Сирбаган» (1838 год)

Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской империей и Персией. Вершина и северные склоны Большого Арарата и восточные склоны Малого Арарата контролировались Персией.

По условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года, вершина Большого Арарата и его северные склоны перешли к Российской империи, а Малый Арарат стал местом, где сходились границы всех трёх империй. По словам Джеймса Брайса, это не было случайностью, а являлось отражением политического значения названия горы и ассоциаций с библейской легендой. Советники Николая I настояли на включении Большого Арарата в российскую территорию, так как обладатель вершины пользовался глубоким уважением, которое все окружающие народы испытывали к ней.

По условиям Московского договора 1921 года, Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на территории которого находился Большой Арарат, перешёл к Турции. В 1932 году было заключено турецко-персидское соглашение, по которому часть восточного склона Малого Арарата (5 или 6 км от вершины) была передана Турции. Таким образом, обе вершины сейчас находятся на турецкой территории.

В 1927—1930 гг. существовала Араратская Курдская Республика — одно из курдских государственных образований в новейшее время.

Арарат как символ Армении

Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении.

Известный художник-маринист Иван Айвазовский рисовал гору Арарат не менее десяти раз. На выставке в Париже на вопрос о наличии в его творчестве армянских видов Айвазовский ответил: «Вот наша Армения» и подвёл к картине «Сошествие Ноя с Арарата».

Впервые гора появилась на гербе Армении после провозглашения независимой Демократической Республики Армения в 1918 году, которая также называлась «Араратской республикой». Арарат присутствовал на эмблеме Закавказской Федерации, на гербе Армянской ССР, присутствует на современном гербе Республики Армения, будучи дополненным изображением Ноева ковчега.

Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армянской ССР (образованной 29 ноября 1920 года) к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года. По легенде, в ответ на протест турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции».

Герб Первой Республики Армении Эмблема ЗСФСР на банкноте 1922 года Герб Армянской ССР Герб Республики Армения

Небиблейские легенды

Григор Нарекаци (ок. 951—1003). «Книга скорбных песнопений», гл 9 :

И наступает срок сказать мне честно
О прегрешеньях дней моих и лет,
Но в час, когда пора держать ответ,
Моя душа робка и бессловесна.
И если я припомню всё, что было,
И воды моря превращу в чернила,
И, как пергаменты, я расстелю
Все склоны гор пологие и дали,
И тростники на перья изрублю,
То и тогда при помощи письма
Я перечислю, Господи, едва ли
Мои грехи, которых тьма и тьма.
И если кедр ливанский в три обхвата
Свалю я, сделав рычагом весов,
На чаше их и тяжесть Арарата
Не перетянет всех моих грехов,

Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу.

В армянской мифологии существует ряд мифов, в которых упоминается гора Масис (арм. Մասիս) — так раньше по армянски назывался Арарат.

По армянской легенде, гора Масис и гора Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр, согласно ему Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть.

В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора, как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов.

В одном из мифов, тесно соприкосновенном с историей, армянский царь Тигран, победив мидийского царя Аждахака, берёт в плен его жену Айнуш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые в народной этиологии с вишапидами, детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса. В другом древнеармянском эпосе «Випасанк», тесно связанном с предыдущим, у подножия Масиса живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана.

Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю.

Примечания

  1. 1 2 Гора Арарат : // Global Volcanism Program. — Smithsonian Institution.
  2. 9 октября 1829 г. Было совершено первое восхождение на Арарат — Проект «Календарь событий»
  3. Арарат (вулканический массив) // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. 1 2 3 4 Mount Ararat — статья из Британской энциклопедии
  5. 1 2 Encyclopaedia Britannica. Great Ararat.

    Ararat consists of two peaks, their summits about 7 miles (11 km) apart. Great Ararat, or Büyük Ağrı Dağı, which reaches an elevation of 16,945 feet (5,165 metres) above sea level, is the highest peak in Turkey. Little Ararat, or Küçük Ağrı Dağı, rises in a smooth, steep, nearly perfect cone to 12,782 feet (3,896 metres).

  6. Арарат : // Global Volcanism Program. — Smithsonian Institution.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 Ararat — статья из Encyclopædia Iranica. X. de Planhol
  8. Сергѣй Мечъ. Россія. Учебникъ отечественной географіи. Двадцать седьмое изданіе. Москва, 1911. с. 172—173
  9. 1 2 3 Арарат — Библейская энциклопедия Брокгауза на Академике
  10. Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 143
  11. 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876 стр. 198
  12. Moses of Khoren; Thomson, Robert W., History of the Armenians (недоступная ссылка). Архивировано 7 мая 2014 года.. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press (1978), примечание на стр. 91:

    Ararat (by confusion with Ayrarat, the name of the province)

  13. 1 2 Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 42. — 503 с. — ISBN 5-89216-029-7.
  14. 1 2 3 4 А. П. Новосельцев, О местонахождении библейской «горы Арарат» — «Восточная Европа в древности и средневековье», М., Наука, 1978, стр. 61-66
  15. 1 2 3 James R. Russell, «Armeno-Iranica» в Jacques Duchesne-Guillemin, Pierre Lecoq, Acta Iranica, Volume XI — Centre International d’Etudes Indo-iraniennes, 1985, стр. 447—458. Стр. 456:

    … Jabal Judi in Gordyene was associated with the Biblical legend of the Ark in early Christian times, so that it, too, was considered to have been the highest of mountains, at least in the days of the Flood45
    45 See for instance P’awstos Buzand, III, 10, where the mountain is called Sararad (sar ‘peak’ with modern scribal error *Ararad, joined by haplology): St. Jacob of Nisibis is granted a piece of the Ark from there.

  16. П.Семенов. Кавказъ// Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 400.
  17. 1 2 3 Ашот Левонян, Арарат: история восхождений — Mountain.RU
  18. Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 196
  19. Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 191
  20. Iğdır — Ağrı Dağı (тур.). Архивировано 16 апреля 2009 года.
  21. Conquering the legendary Mount Ararat — Hürriyet Daily News, 1/15/2006
  22. 1 2 Масис / Арутюнян С. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 122. Оригинальный текст (рус.) МАСИС, в армянской мифологии гора (Арарат). По одному из мифов, М. поссорилась со своей сестрой Арагац, из-за чего была с ней разлучена. В древнейших мифах М. – жилище змей и вишапов. В эпосе «Випасанк» у подножия М. живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды). По некоторым вариантам, в одной из пещер М. каджи заковали в цепи Артавазда. На вершине М. находится царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг М., являются к своему царю. В армянском переводе Библии в мифе о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе М. С вершины М. Ксисутр спустился на землю.
  23. Беляев Л. А. Арарат // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. III. — С. 175—176. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
  24. Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 208
  25. 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 209
  26. 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 206
  27. Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 236—237
  28. Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 293
  29. Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 233
  30. 1 2 ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ, Перемещённые символы — Журнал «Коммерсантъ Власть», № 48 (752), 10.12.2007
  31. Иван Айвазовский. Всемирный потоп. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists
  32. The Times History of the War, 1919, vol. XXII p. 23:

    Ararat, Republic Of, proclamation by Armenians, May, 1918, and recognition by Turkey. XX, 82.

  33. Борис Ефимов, Десять десятилетий: о том, что видел, пережил, запомнил — Вагриус, 2000
  34. Никита Сергеевич Хрущёв, Время, люди, власть…. — Московские новости, 1999
  35. Гханаланьян А. Т. Армянские предания // Изд-во АН АрмССР, 1979 г. — стр.61(355) Оригинальный текст (рус.) ГОРЫ МАСИС И АРАГАЦ
    Когда-то очень давно Масис и Арагац были любящими сестрами. Но однажды между ними произошел спор — кто из них выше и красивей, кто прекрасней и стройней. Крепко заспорили сестры. На шум прибежала гора Марута и принялась мирить сестер, только куда там — те чуть не дрались, так ругались. Рассерженная Марута удалилась прокляв сестер; по проклятию этому Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть
  36. ‘Исалабдулаев М. А. Мифология народов Кавказа. — Махачкала: Кавказский светский институт, 2006
  37. 1 2 3 Арутюнян С. Б. Основные черты древнеармянской мифологии. // Պատմա-բանասիրական հանդես, № 3 . pp. 57-66. — 2006 г. ISSN 0135-0536
  38. Габриелян Г. К. Жемчужный Севан. М.: Мысль, 1978. 109 с. (С. 35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *