Детский тренер по хоккею

Критерии оценки тренера

Умение замотивировать

Тренер должен вдохновлять своих подопечных на желание заниматься и улучшать свои показатели. Если говорить про маленьких детей, то не все они выносливы, и не всегда все получается. И чтобы у ребенка не пропал интерес к тренировкам и к данному виду спорту в целом, нужно мотивировать его и завлекать. Придумывать различные варианты подачи тренировки, например, как преодоление преград на пути супергероев или достичь нужных результатов и стать чемпионом, или любая тренировка может восприниматься детьми как приключение.

Популярность тренера

Хороший тренер у всех на слуху: к нему ходит заниматься весь двор, родители советуют его друг другу, а для городской ДЮСШ он местная звезда. Однако такая популярность может вести к чрезмерно большим группам и очередям из желающих. Подумайте, стоит ли ждать свободное место в огромной очереди, пока вы могли бы заниматься у менее известного тренера и наработать необходимую базу для дальнейших тренировок.

Общение с детьми

В нашей стране принято, чтобы тренер был жестким, строгим и напористым. И среди родителей и профессиональных спортсменов это считается нормой. В Европе отношение тренера к детям противоположное: он никогда не кричит на своих подопечных, не ругает за ошибки, поддерживает, позитивно настроен и поощряет даже за незначительные победы.

— Вам нравится работать тренером?

Очень. С удовольствием двигаюсь, чувствую предмет и психологию детей. Мне очень помогает то, что я была спортсменкой. Я получала удовольствие от гимнастики и хочу, чтобы воспитанницы тоже всегда испытывали такие же эмоции. Наш спорт — искусство и без души ничего не добьешься», — делится своими впечатлениями олимпийская чемпионка Евгения Канаева.

Есть ли победители на соревнованиях

Все виды спорта можно разделить на 2 типа: краткосрочные, такие как художественная гимнастика или фигурное катание, и долгосрочные: футбол, бокс, хоккей или легкая атлетика.

В краткосрочных видах спорта первые победы могут прийти в 5-6 лет. А профессиональную карьеру можно завершить и к 20 годам в звании чемпионки мира или олимпийской чемпионки. Например, фигуристка Юлия Липницкая завоевала олимпийское золото в 15 лет.

В долгосрочных видах спортсмены достигают высот к 25-30 годам, а иногда и позже. Известный боксер Николай Валуев начал заниматься боксом в возрасте 20 лет и успел достичь немалых высот.

Свое спортивное прошлое

Гениальный спортсмен не значит гениальный тренер. Как и успешный тренер не значит успешный спортсмен. У каждого тренера в любом случае есть свое спортивное прошлое с достижениями или нет. Однако наличие высоких показателей не означает, что вы достигнете того же самого. Особенно это касается командных видов спорта. Там победа складывается общими усилиями всеми членами сборной. И факт того, что ваш тренер добился чего-то, не гарантирует вам результата. Помните, что победа зависит не только от вашего наставника, но от финансирования спорта, доступности необходимых снарядов и медицинского обслуживания.

Умение слушать и понимать

Часто тренеры в погоне за результатами забывают об ощущениях спортсменов, не придают значения небольшим травмам. И детям приходится тренироваться через боль. Однако умение прислушиваться к своим подопечным — черта хорошего тренера, который здоровье ребенка ставит на первое место. В 2002 году Ляйсан Утяшева не смогла полноценно тренироваться из-за боли в стопе. Ее тренер Ирина Винер подошла к ней и спросила, что случилось. Узнав о количестве принимаемых таблеток и их бездействии, Винер повезла Утяшеву в Германию на обследование. Поддерживала ее и после перенесенной операции.

Каким он должен быть: молодым или опытным

Хороший тренер полон энтузиазма и вдохновляет своих подопечных на тренировки и достижение новых результатов. С ним должно быть комфортно и приятно работать. Он ваш наставник, советник и, может быть, друг и товарищ, который поддержит и утешит при поражениях.

В большинстве случаев, детям проще подружиться с молодым тренером. Разница в возрасте меньше, и такой тренер — современный. Он сам недавно из спорта. Знает и понимает актуальное положение дел в спорте. Следит за последними тенденциями. Он открыт к новым методам. Гибок и готов рисковать и экспериментировать, что несвойственно российским тренерам советской закалки, но распространено в Америке и Европе. Однако у такого тренера свой минус — небольшой опыт.

У немолодого тренера тоже есть свои преимущества. И главное из них — большой багаж знаний за плечами, своя тактика и методика, налаженная система воспитания, и количество победителей международных или российских соревнований на лицо.

На первых порах, когда ребенок только проявил интерес к конкретному виду спорта, лучше ориентироваться не на наличие побед у воспитанников тренера, а на его умение вдохновлять и показывать пример. Это поможет создать благоприятные условия для начала занятий и не потерять интерес после первых тренировок. Только после прохождения базовой подготовки можно обратиться к более профессиональному тренеру для выхода в большой спорт.

Типичные ошибки

Цена

Ориентироваться на стоимость занятий у тренера неправильно. Дорого — не значит эффективно, как и дешево — плохо. Знаменитый тренер, занятия у которого будут выше в цене, не гарантирует высоких достижений. Как и не означает, что тренер из обычной ДЮСШ не сможет воспитать чемпиона. Вам нужно найти своего человека, который привьет ребенку любовь к спорту и поверит в него.

Чем строже, тем лучше

В нашей стране родители оценивают тренера по его требовательности и строгости. Позволяется кричать на детей, что создает не самые благоприятные условия и вызывает стресс у юных спортсменов. Однако в странах Европы такое отношение не приемлемо. Тренеры не поднимают голос на детей, а, наоборот, при неудачах поддерживают их, пытаются помочь справиться с поражением. И такой подход дает спортсменам почувствовать себя раскрепощенными. Не боязнь ошибиться вдохновляет их на риск и эксперименты, что часто приводит к выигрышу.

Результаты

Выбирая тренера, чьи воспитанники добились побед в юниорских соревнованиях, но не построили полноценную карьеру, вы можно совершить глобальную ошибку. Ориентироваться только на победителей подросткового возраста нельзя, потому что тренер выматывает ребенка на данном этапе, а не смотрит в будущее и не готовит его к профессиональному спорту. Ставки должны делаться на глобальные взрослые соревнования, где спортсмен может достичь высот и заявить о себе. Этапы, которые шли до этого, уже не будут иметь значения. А если растратить себя раньше, то сил не хватит на финальный рывок.

Мнение экспертов

Как родителям выбрать тренера, который подойдет именно их ребенку? Какие вопросы задать тренеру? Где искать тренера? Сегодня на эти вопросы ответят наши эксперты — Екатерина Полынская и Андрей Аронович.

Екатерина Полынская

О себе: Тренер по Тхэквондо ИТФ, мастер спорта, черный пояс 2 дан, закончила СибГУФК, специалист по физической культуре и спорту, специализация восточные единоборства. Работает в детском саду инструктором по плаванию.

При выборе тренера для ребенка необходимо обратить внимание на его заслуги, стаж работы, квалификацию, образование. Ведь грамотный тренер найдет подход к каждому ребенку. Узнайте какие мероприятия помимо тренировочного процесса проводятся.

Обычно, к хорошему тренеру, приходят по рекомендации знакомых, родственников. Если же тренер молодой, с малым опытом, такого тренера презентует «тренер с опытом» (его наставник). И, как правило, все нюансы раскрываются на собрании с родителями.

Андрей Аронович

О себе: В спорте с 1986 года. Вице-чемпион России по савату (французское боевое искусство), серебряный призер чемпионата Санкт-Петербурга по кикбоксингу. Окончил СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Тренерский опыт с 1999 года, тренер высшей категории. Среди воспитанников финалисты, призеры чемпионата мира и чемпионата Европы по савату (Ольга Ляпина, Сергей Петров), победители чемпионата России и Кубков России по савату, кикбоксингу, боксу.

Тренер — профессия не простая. Если для того, чтобы работать с механизмами или, скажем, компьютерными системами требуется диплом инженера, то почему для работы с человеком этого не нужно? Еще как нужно! Тем более с детьми. И тут никак не обойтись без знаний физиологии, психологии и много чего еще. Как правильно определить физическую нагрузку? С чего начать обучение приему? Каковы психофизиологические особенности внимания у детей младшего возраста?

Советы

  • В первую очередь поинтересуйтесь уровнем физкультурно-спортивного образования тренера. Есть ли диплом? Что и когда заканчивал? Если это мастер спорта или чемпион мира без диплома, то это еще далеко не залог его тренерского мастерства.
  • Поинтересуйтесь об опыте работы. Постарайтесь найти отзывы о данном тренере, а еще лучше — поговорите с родителями тех, кто уже занимается. Так называемая, «Сохранность контингента» — количество детей, пришедших на начальную подготовку и из года в год продолжающих тренировки — хороший показатель работы!
  • Есть ли у тренера свои дети? Занимаются ли они физкультурой? Согласитесь если он или она не сумели заинтересовать своего ребенка (при этом сын или дочь не должны обязательно быть чемпионами), то вряд ли удастся это эффективно проделать с другими детьми.
  • Если для тренера результат превыше здоровья или воспитания ребенка — бегите от такого «тренера»!
  • Решили искать тренера через интернет, то будьте избирательны! Сейчас в эпоху маркетинга принято пускать пыль в глаза. Лучше всего спросить у знакомых, чьи дети уже занимаются где-то. Не поленитесь — придите и сами посмотрите как проходит тренировка. Если Вас не пускают, то это плохой знак — настоящий мастер никогда не боится и ему нечего скрывать. Зайдите в спортивные школы, клубы. Посетите детские соревнования по интересующему Вас виду спорта. Понаблюдайте как тренер ведет себя с ребятами. Не ведитесь на титул и регалии. Выводы делайте только из общения с реальными людьми.

В своей многолетней работе я пришел к выводу, что в детском спорте два основополагающих принципа: «не навреди» и «индивидуальный подход». Ведь каждый маленький человек уникален и талантлив по-своему и нужно помочь раскрыть ему свои таланты!

Сергей Гимаев — о детском хоккее

Свою программу «Трибуна» Роман Чернявский начал с традиционного призыва к капитану «Авангарда» Денису Куляшу извиниться за ту выходку, которую он позволил себе в омской раздевалке. Извиниться перед омскими журналистами и перед журналистами вообще.

— У нас в гостях заслуженный тренер России Сергей Гимаев. И поговорить с ним я хотел о детском хоккее вообще и о московском в частности. В столице, по данным Москомспорта, занимаются хоккеем около 4000 человек. Это даже не капля в море, это вообще ничего.
— Это вы ещё мягко сказали. Я 20 лет отдал детскому хоккею. Звание заслуженного тренера России я получил за подготовку мальчишек к чемпионатам мира и Олимпийским играм. И 9 моих воспитанников стали чемпионами Европы в Уфе в 1996 году. Из этих 20 лет 15 я проработал директором хоккейной школы ЦСКА. Те вопросы, которые всех волнуют, мне досконально известны и вызывают тревогу.

— Это число занимающихся – 4000 — это что, показатель того, насколько трудно привести ребёнка в детскую секцию?
— В большинстве школ отбора нет. Берут всех, кого привели родители. Набирают с пяти лет. Понятно, что поведут туда детей те родители, которые не работают или могут водить мальчишек на занятия в то неудобное время, которое им назначено. И порядка 80% ребят просто физически не готовы к такому виду спорта, как хоккей. У нас физическая подготовка во дворах практически отсутствует, родители этим тоже не занимаются. В результаты мы изначально имеем 80% ребят, которым никак не светит стать хоккеистом.

Москва. Приходят представители хоккейной школы к чиновнику, который отвечает за детский хоккей, и просят лёд. Он им отвечает, что есть же лёд, вот он – в 11 часов. Берите! А как же школа? Что делать, если у детей в это время занятия? Бросить хоккей? Или бросать школу? Как так может говорить человек, который занимается развитием хоккея.

— А в 6 или 8 лет ребёнок может попасть в хоккейную школу?
— Если тренер более-менее способный, кататься к восьми годам детей он научит. И медведя можно научить. А не умеющего к восьми годам кататься мальчишку никто не возьмёт. Это тренер должен в нём талант разглядеть, координацию, способности, физическую подготовку и заниматься потом дополнительно, подтягивать. Но на 95% никто этим заниматься не будет. И вот мы набрали этих детей в 5-7 лет и тащим их до молодёжной команды, понимая, что никаких шансов стать профессиональными хоккеистами у них нет.

— Тренеры — тоже одна из проблем. Кто сейчас работает детскими хоккейными тренерами?
— Это не самая большая проблема. Дело в том, что не очень рвутся заниматься тренерским делом закончившие играть профессиональные хоккеисты. Они, может, и готовы, но уровень зарплат несопоставим с тем, что они имели, будучи действующими игроками. Есть, кстати, школы и с хорошими зарплатами, но не из кого выбирать!

Пример из жизни. Когда я пришёл в школу ЦСКА, то понимал, что хочу стать тренером. И мне поручили 60 8-летних ребят. Я занимался с ними катанием. Ну и на сладкое нужно было дать им поиграть. А сейчас я пришёл в ЦСКА на занятия восьмилетних и увидел, как человек даёт им упражнения, которые мы наблюдали в НХЛ, когда туда ездили. Я лично наблюдал за тренировкой «Нью-Йорк Айлендерс», и эти мальчишки выполняли те же самые упражнения. Вы представляете? На полной коробке 8-летние дети это вытворяют. Упражнения настолько сложные и объём настолько большой, что ребёнок не может сконцентрироваться ни на чём – ни на броске, ни на катании, ни на дриблинге.

И тренер работал с душой, но у него нет абсолютно никакого понятия о том, что он должен делать с такими маленькими детьми. Он только пришёл из большого спорта и даёт им то, что было в команде мастеров. А таким малышам нужно давать катание, чуть позже владение клюшкой. И всё бережно, постепенно. Чем так сложен хоккей? Катание на коньках – процесс неестественный. Очень сложно научиться идеально кататься. Но ты тренер, ты должен эти навыки привить. Ребёнок к юношеской команде должен подходить настолько готовым, чтобы не думать, как тормозить, как разворачиваться и как принимать шайбу. Всё должно быть на автомате. А мы в восемь лет даём им тактические упражнения. Это нормально?

Кстати, зарплаты тренерские в том же ЦСКА отнюдь не маленькие. По 100 000 рублей они там получают точно. Но у нас нет понятия о том, что должен делать детский тренер. И турниры эти, в которых они с восьми лет уже начинают играть, да ещё и на больших площадках. И во всяких ДЮСШ тренеры очень сильно зависят от результатов этих турниров. Если ему там двадцатник наколотили, его могут и выгнать! А ведь придёт на его место такой же специалист, а обучения всё равно не будет… они что-то делают, им кажется, что это нормально, но они ведь даже не представляют, как должно быть на самом деле.

Вот и получается, что из 3-5 тысяч лишь один хоккеист будет играть за деньги. Для остальных останется польза от занятия хоккеем, память останется. Но никакой финансовой пользы от хоккея он не получит. А ведь многие родители жаждут именно этого, говорят, что у них растёт выдающийся атлет. И парни пропускают школу, ходят на дневные тренировки. А на выходе мы получаем недоучек хоккейных, недоучек жизненных. И образования нет, и хоккей их не кормит.

Получается, что мы готовим ребят уровня «Золотой шайбы». С задачей эту «Золотую шайбу» выиграть. И в юниорский хоккей эти парни приходят с такими проблемами в катании, во владении клюшкой, в физической подготовке. Хотя чего уж проще, чем дать физподготовку? А катание. В 12 лет ребёнка уже нельзя переучить кататься. Улучшить катание можно, переучить – нельзя.

Есть ещё одна проблема. У нас нет ни одной школы, где были бы созданы правильные условия для занятия детей хоккеем. Все школы имеют одну хоккейную коробку. Это максимум пять тренировок в день. В школе 10 команд. Чтобы ребёнок полноценно развивался, он не менее пяти раз в неделю должен быть на льду и полноценно тренироваться. Из этих пяти дней он должен был быть на льду, а потом – физподготовка. И физикой можно заниматься только после льда. Если делать это до ледовой тренировки, то ребёнок будет уже усталым, у него будет совсем другое катание, совсем другие руки. И он не сможет уже концентрироваться на технических моментах и не сможет правильно выполнять все эти упражнения.

Ещё один пример, от которого волосы могут дыбом встать. Москва. Приходят представители хоккейной школы к чиновнику, который отвечает за детский хоккей, и просят лёд. Он им отвечает, что есть же лёд, вот он – в 11 часов. Берите! А как же школа? Что делать, если у детей в это время занятия? Бросить хоккей? Или бросать школу? Как так может говорить человек, который занимается развитием хоккея? Вот и получается, что из 3-5 тысяч лишь один хоккеист будет играть за деньги. Для остальных останется польза от занятия хоккеем, память останется. Но никакой финансовой пользы от хоккея он не получит. А ведь многие родители жаждут именно этого, говорят, что у них растёт выдающийся атлет. И парни пропускают школу, ходят на дневные тренировки. А на выходе мы получаем недоучек хоккейных, недоучек жизненных. И образования нет, и хоккей их не кормит. И жаль, что времени для общения так мало. Я этого и боялся.

— Сергей Наильевич, мы обязательно продолжим этот разговор в ближайшее время, — закончил беседу роман Чернявский.

Сергей Гимаев в гостях у «Трибуны» Романа Чернявского

Проблемы детского хоккея!

На протяжении долгих лет московский регион являлся лидером в российском хоккее, а также основным поставщиков игроков в национальные сборные различного уровня. Первенство Москвы среди детско-юношеских команд было сильнейшим в России, и все спортивные школы стремились участвовать в нем. Но за последние годы Москва сдала свои позиции и продолжает это делать. В прошедшем сезоне 2013/2014 столичные команды завоевали лишь 2 бронзовые медали в Первенстве России среди клубных команд, а сборная Москвы – серебро в Первенстве Федеральных округов, хотя ранее москвичи стабильно имели в своем активе золото. В сборные России сократился поток столичных хоккеистов, еще пару лет назад составы формировались почти на 50% из представителей московских команд, сейчас же этот процент сократился, и в лучшем случае за команды России играют 3-4 москвича. С чем связано падение результатов московского региона? Попробуем порассуждать о ситуации в детско-юношеском хоккее в России, и о возможных путях выхода из сложившейся ситуации.
1. Отсутствие авторитетного руководителя.
На сегодняшний день Москве не хватает авторитетного и уважаемого руководителя, которого бы слушали и к которому бы прислушивались. Сейчас у руля Федерации хоккея Москвы стоят молодые люди без опыта работы в спорте, без авторитета, ничего не добившиеся в хоккее, которых назначили за непонятно какие заслуги, либо по дружбе. В последнее время пошла какая-то мода на руководящие должности назначать людей за красивые глазки, по знакомству, но только не за заслуги. Нынешние руководители ФХМ вроде бы и хотят что-то хорошее сделать для российского хоккея, но не знают как, а может просто не могут. Только много говорят: мы знаем, мы знаем. Они пытаются что-то донести до директоров московских школ, но из-за того, что не хватает авторитета, их никто не слушает. Когда в Федерации работал Игорь Николаевич Прусов, тогда все решалось быстро и четко – как он сказал, так оно и было. И никакие клубы, такие как ЦСКА и «Динамо», как бы ни были не довольны, не шли против него.
Московскому хоккею нужен серьезный руководитель, с большим опытом, знаниями и авторитетом, который не только бы знал, что необходимо сделать для усиления наших соревнований, команд и игроков, но и мог это воспроизвести на практике. Человек, который бы делал, а не только говорил красиво.
2. Нехватка квалифицированных тренеров и отсутствие единой программы подготовки юных спортсменов.
Это, пожалуй, главная проблема на сегодняшний день в российском хоккее. С ней я столкнулся, когда был на месте зам. директора хоккейной школы ЦСКА.
С каждым годом сокращается число тренеров, которые горят желанием чего-то добиться, чему-то научить детей, которые сами хотят постоянно учиться, совершенствоваться. Много молодых ребят, которые не знают пока как правильно тренировать детей. Большая ошибка многих тренеров заключается в форсировании подготовки детей. И, учитывая , что с каждым годом здоровых детей все меньше из-за плохой экологии и агрессивной внешней среды, то не удивительно, что организм юных хоккеистов не выдерживает непомерных физических нагрузок, и на выходе из школы мы часто получаем «выжатых» детей с большим количеством хронических травм и болезней.
Основной принцип работы детского тренера — «не навреди» — забыт, а вместо него появился новый принцип — «результат любой ценой». Только цена эта очень часто бывает неоправданной, особенно для детей.
Также проблема российского хоккея заключена в отсутствии единой программы по подготовке юных хоккеистов, как это давно разработано и успешно применяется в ведущих хоккейных странах, таких как Канада, Америка, Швеция, Финляндия и Чехия. В России каждый тренер сам обозначает приоритеты в подготовке своей команды и тренирует ее исходя из своих субъективных взглядов на хоккей. При этом часто бывает, что взгляды эти давно устарели, а подчеркнуть новые сведения неоткуда, так как методическая литература выпускается очень редко, да и то сводится к перепечатыванию давно известных методик с небольшим отступлением на вольную тему.
Нужно обязательно постоянно организовывать курсы для тренеров, обучать их. Было бы здорово сделать видеопособие с набором упражнений. У нас есть хорошие опытные Детские тренеры, которым есть, что рассказать, поделиться своим опытом, знаниями. С которыми можно договориться, заплатить им и создать современное видео пособие для тренеров. Многие детские наставники ведь и не знают, что и как давать детям. Я сам не знал, ходил по всем тренировкам, подкаткам, учился, смотрел как работают другие тренеры. Можно же сделать целый поучительный фильм для тренеров, кто-нибудь обязательно что-то для себя подчерпнет.
3. Система соревнований в Москве.
3.1. Открытое первенство г. Москвы. Общешкольный зачет.
Как многим известно, система общешкольного зачета существует только в Москве. Больше нигде такого нет — ни за границей, ни в России, ни в каком-либо другом виде спорта. Я прекрасно понимаю, чем руководствуются директора и большинство тренеров клубных школ, таких как ЦСКА и «Динамо», которые поддерживают общешкольный зачет. Благодаря ему общий спортивный результат школы достаточно высокий, СДЮШОР находится в лидерах, команды школы играют с сильнейшими соперниками, в следствии чего в них стремятся привести своих детей все родители, соответственно выбор у тренеров огромный. Но не все команды в этих школах одинаково ровные. Ведь если бы был зачет по годам, то не все команды школ, которые сейчас играют в группе сильнейших, были бы в ней.
Для развития хоккея нужно играть только по годам! Сильные должны играть с сильными. Ведь есть же интересные хорошие команды и в обычных школах. Например «Белые медведи» 2001 и 2002 г.г.р.. Но, к сожалению, общешкольный зачет не позволяет ей этого. Получается так, что есть в школе один сильный коллектив, а остальные слабенькие. И приходится им всем играть в слабой группе. Хотя команда хорошая сильная, и в итоге мальчишки начинают уходить, переходить в команды, которые играют в сильной группе. Вроде и тренер неплохой, может добиться чего-то, но ребятам неинтересно играть в этой группе. Поэтому и уходят. Даже, может быть, там слабый наставник, но его команда играет в первой группе. Так не должно быть, это неправильно. Тренеры должны быть заинтересованы в своей работе, особенно тренера ДЮСШ. Если ты хорошо работаешь, ребята у тебя неплохие, значит и должны играть на высоком уровне. Для того, чтобы хоккей в Москве развивался, и его уровень постоянно рос, наш Чемпионат должен быть сильным, интересным и по-спортивному честным. Тогда сразу же будет видно истинное положение дел в московском хоккее, и какие школы работают на самом деле. Директора будут заинтересованы, чтобы под их руководством работали сильные тренеры, лучшие в своем деле. Все команды должны быть разделены по своему уровню на группы. Я считаю, что в Москве оптимальное количество групп – три по восемь команд. И обязательно должен быть переход из группы в группу, который команды должны завоевывать.
Конечно, при такой системе, могут пострадать школы, чьи команды окажутся в третьей группе, откуда родители постараются забрать своих детей. Но, скажу так, что и сейчас в этих ДЮСШ есть большие проблемы. Я как-то зашел в одну такую школу, посмотрел тренировку, которую нельзя и тренировкой назвать: дети стоят по пять минут, упражнение делают несколько секунд, а тренер в этот момент разговаривает по телефону. И таких случаев много, родители постоянно жалуются на качество тренировок и работы тренеров в ДЮСШ. Поэтому эти команды так и играют. От качества работы на тренировках и зависит результат игры.
3.2. Заявка команд. Многочисленные и малочисленные составы.
Всем известно, что существует проблема нехватки игроков в командах ДЮСШ. Иногда сложно бывает набрать даже 2 пятерки. А в некоторых командах из Первой группы, наоборот, перебор игроков, что финансово выгодно некоторым тренерам, а в итоге дети сидят на скамейке, не получая игровой практики.
Чтобы избежать ситуации с многочисленными и малочисленными составами, я считаю, что заявка на сезон должна быть ограничена 25-ю игроками, включая вратарей, без права внесения изменений в течение всего игрового сезона – отзаявки, дозаявки. Заявил тренер в начале сезона 25 ребята, и весь год он должен работать только с ними. И я, как тренер команды СДЮШОР, готов пойти на это. Летом набрал команду, проработал с ней сезон, а уже следующим летом расторг контракт с тем, кто не устроил, пригласил новых. Я же видел мальчишку, подписал его, он меня устраивал в начале сезона, значит должен работать с ним, исправлять, если что-то не так.
Если сделать ограниченную заявку и разрешить 1 переход в год, тогда тренеры будут отвечать за свою работу, своих мальчишек, и у нас не будет команд, где не хватает игроков. И главное переходы в нутри региона должны быть БЕСПЛАТНЫ!
3.3. Платные переходы учащихся спортивных школ.
Необходимо отменить платные переходы внутри региона. Разрешить переход 1 раз в год летом, но пусть он будет бесплатным. Есть мальчишка – звездочка, но он тренируется у тренера, которому ничего не нужно, который не знает как правильно подготовить игрока, которого интересует только зарабатывание денег. Парню нужно идти дальше, его приглашают в сильную команду, где работает хороший тренер, но его не отпускают просто так, только за деньги, и уже с 10-ти лет.
Если ребенок переходит в команду из другого региона, тогда компенсация имеет место быть, но внутри региона переходы должны быть бесплатными.
Считаю, что обязательно должны быть предусмотрены денежные выплаты всем тренерам и школам, подготовившим игрока, заключившего профессиональный контракт с клубом КХЛ. Это было бы справедливо и стимулировало наставников работать с мальчишками и растить из них хоккеистов.
3.4. Отношение к участию в московских соревнованиях команд из других регионов.
Еще раз повторюсь, что для того, чтобы наши команды были сильными, у нас должно быть сильное Первенство, а для этого нам нужно, чтобы в нем принимали участие как можно больше хороших команд. Должно быть много игр с сильными, равными соперниками и не так важно от куда они.
Я обеими руками за участие в московском Первенстве команд из Ярославля. Ярославские школы очень сильные и постоянно развиваются, что видно по выступлениям их команд во всероссийских соревнованиях — в прошедшем сезоне 2013/2014 ярославцы выиграли 3 золота.
Я много раз слышал мнение, что их нужно исключить из московского Первенства, потому что мы вроде как развиваем ярославский хоккей, наигрываем их, а потом они против нас выступают на всероссийских турнирах. Это просто бред! Мы также получаем огромный опыт, играя против ярославских команд, они точно также наигрывают и нас. Я никогда не наиграю свою команду, играя против ребят из ДЮСШ, которым мои игроки по 10-15 шайб забрасывают, когда мои дети просто ерундой занимаются на площадке, а не в хоккей играют. Да и мальчишкам из слабых команд тоже не идет это на пользу, они почти не владеют шайбой, и, проигрывая с большими счетами, у них пропадает желание играть в хоккей. Все должны играть с равными по силам командами. Должно быть больше матчей, как я говорю, на жилах, тогда и польза будет.
Показатели московских команд на всероссийских соревнованиях с каждым годом падают. А причина и заключена именно в нашем Первенстве и его календаре. У нас стало много проходных игр. Раньше, работая в ЦСКА, я всегда говорил, что лучше буду 6 раз играть с «Динамо» и ездить в Ярославль, нежели проведу лишь 2 матча с сильным соперником, а все остальные — с теми, кто гораздо слабее. Когда было у нас сильное Первенство Москвы, наши сборные все Первенства регионов выигрывали, клубные команды на финалах России стабильно завоевывали золотые медали. А посмотрите как в прошлом сезоне выступили московские команды на финалах – только 2 бронзы. И подождите еще – дальше только хуже будет.
3.5. Формат игры поперек ледовой площадки в зонах.
В этом сезоне руководство ФХМ решило провести традиционный турнир для малышей (в этом году это были дети 2005 г.р.) в формате поперек поля. Я недавно ездил в США, где мы проводили лагерь, и там у нас произошла немного комичная ситуация. Мы общались с американскими тренерами, и они задали мне вопрос: » В России дети играют поперек поля?» Я говорю: «Глядя на вас, наше руководство решило ввести такую систему». Они спрашивают: «А почему, глядя на нас? Наше американское руководство говорит, что в России малыши играют в зонах, поэтому и мы должны так играть. У кого же мы учимся тогда?».
Я смотрел несколько игр мальчишек 2005 г.р. и хочу сказать, что это непонятная игра в ненужный хоккей. Ребята почти не двигаются, они стоят возле ворот, толпятся, не успевают поднять голову, пока ребенок ее поднимает, его уже накрывает соперник, никого не обыграть, пас не отдать.
У детей в этом возрасте еще не так развита скорость мышления, чтобы обыграть и отдать на коротке. Кому нужны счета 70:0? Конечно, такие игры никому не нужны.
В игре на все поле дети хотя бы объем катания получают. Да и им самим больше нравится играть так. Ребята понимают ради чего тренируются и делают это с удовольствием. Игра в зонах хороша и полезна для старших ребят, но не для малышей.
4. Первенство среди сборных команд Федеральных округов. Формирование сборных команд Москвы.
К сожалению в последние несколько лет непонятна ситуация с Первенством Федеральных округов. Их количество сократилось, а в прошлом сезоне не проводилось. А ведь эти матчи очень важны. На этом турнире собираются сильнейшие ребята своих регионов. Помню, как было приятно играть моими ребятами 1995-го года рождения. Мальчишки в сборной даже тренируются по другому, стараются, выкладываются. 1 игра на регионах может заменить 10 матчей Первенства Москвы. Эти турниры очень важны для развития российского хоккея. Их нужно проводить как можно больше и чаще.
Хотелось, чтобы в сборных Москвы были только достойные ребята. Чтобы состав формировался при помощи коллегии тренеров, чтобы каждый мальчик обсуждался, и тренеры отстаивали его кандидатуру. Я смотрел, кто ездил на турнир в составе сборной Москвы 2000 г.р. и хочу сказать, что никогда не стал бы руководить такой сборной, чтобы потом мне говорили, что в команде блатные игроки. Некоторые ребята были просто недостойны быть там. Как игроки 4 звена своих клубов могли попасть в сборную или вратари, которые пропускают по 7-8 шайб за игру? Закрадываются сомнения, что это с помощью родителей. Есть ребята, которые реально сильнее, но они почему-то не в сборной.

Детский Хоккей — Для Детей

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ХОККЕЯ
После более чем 43 лет успешной работы в детском хоккее в Северной Америке и в Европе я вижу постепенную тенденцию глобализации и коммерциализации мирового детского хоккея. Во всем мире детские хоккейные ассоциации в сотрудничестве со спортивными аренами делают акцент на «соревнования-турниры-карусели», а не на развитие фундаментальных физических, психологических и умственных способностей у юных хоккеистов в период их полового созревания. Чтобы заработать «легкие и быстрые деньги» на продаже льда и шоу зрелищ, они пропагандируют «соревноваться, а не тренироваться». Их не интересует системная и возрастная подготовка юных хоккеистов на следующий уровень юношеского хоккея!
Кто извлекает выгоду от «каруселей-соревнований-турниров-кубков»: хоккейные клубы, арены или игроки и их родители? На мой взгляд, это:
1-я проблема в детском хоккее во всем мире!
2-ю проблему я вижу в том, что нет спортивных арен, вратарских ворот, игровых шайб, клюшек и правил для детского хоккея. Дети тренируются и соревнуются на аренах с хоккейными сетками, клюшками и шайбами для взрослых хоккеистов, копируя правила взрослого хоккея. Это является негативным фактором для развития спортивных способностей на всех возрастных уровнях детского хоккея.
В 1997 году Вильям Хьюстон (Globe and Mail, 10 — 14 Май, Торонто Канада) предложил план для развития индивидуальных игровых способностей, и сказал, что «на всех уровнях хоккея акцент на физическую силу и победы девальвировали навыки точности, меткости и творчества».
В том же году в моей книге «Хоккейная Ловкость», я представил научно- практическую систему развития хоккейной ловкости для юных хоккеистов и тренеров. Известно, что с большими амбициями на победу и малыми игровыми способностями, никто никогда не побеждал! Многие тренеры мечтают иметь «квалифицированных» хоккеистов в своих командах, так как они выигрывают от этого во многих отношениях. Такие игроки проворные и устойчивые в исполнении руководящих указаний тренера в игровых ситуациях.
3-я проблема в том, что уже более 100 лет хоккейной игре, а на всех её уровнях нет официальных правил для стандартной квалиметрической оценки технического мастерства игроков. Это парадокс! Никому не известны и правила отбора юных дарований скаутами и агентами в элитный юношеский хоккей.
Многие юные хоккеисты и их родители мечтают быть замеченными скаутами из университетов или агентами из профессиональных лиг. Они знают, что их игровая ловкость и результативная статистика станет объективным фактором для улучшения своих шансов быть выбранными для университетской стипендии или для профессиональной команды. Но, прежде чем придет это время, они должны преодолеть период подросткового возраста.
4-я проблема детского хоккея во всем мире — огромный и полностью нерегулируемый «теневой бизнес». Любой может предложить свои услуги индивидуально учить юных хоккеистов технике катания на коньках, владению клюшкой и как ударить шайбу по воротам. Наивные родители готовы платить таким «горе-специалистам» любые деньги за частные уроки. Однако, дети не юноши и не взрослые! Лечат детей – врачи педиатры, в школах учат их профессиональные учителя, и только в детском хоккее, — «массовики-затейники». Их не волнует, если они повредят или травмируют чувствительность своих учеников. В результате время, деньги и энергия родителей и детей полностью потрачены впустую.
В прессе идёт долгая история рассуждений о цели несовершеннолетнего хоккея и на Востоке и на Западе. Согласно официальной политике Канадской Хоккейной Ассоциации (КХА) её целью является «поддержка популярной игры для полумиллиона детей, которые играют в хоккей каждый год, чтобы сохранить их энтузиазм и в будущем, для взрослого любительского хоккея». Mр. Муррeй Костелло, бывший президент КХА, говорит: «если вам удалось стать профессиональным игроком, это ваш бонус, это не наша цель. Мы не должны нарушать систему массового детского участия». «Цель хоккея Канады не подготовка игроков в НХЛ, а обеспечение конструктивного развития популярности этой игры».(www.hockeycanada.ca)
Я писал об этом в моей книге «Хоккейная Ловкость» ещё в (1997, стр.9). Эти официальные высказывания я привел для родителей, чтобы подумать, понять и запомнить, кто должен нести ответственность за качество развития индивидуальных игровых способностей у юных хоккеистов для спортивного юношеского хоккея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *