ФНЛ посещаемость стадионов

Клубы РПЛ и ФНЛ бьют рекорды посещаемости

Футбол 4.09.2018

Как в России ходили на футбол этим летом.

НОВЫЕ РЕКОРДЫ

Новый сезон РПЛ стартовал с крутых показателей посещаемости. Они почти достигли отметки в 20 тыс и это не предел. Так мощно в нашей стране на футбол не ходили со времён СССР. Похоже, это тот самый эффект чемпионата мира. Пока посещаемость матчей чемпионата России выше, чем у чемпионатов Франции и Голландии. Средняя аудитория старта сезона – 19879 зрителей за матч.

Самые высокие показатели в Санкт-Петербурге. Средняя посещаемость стадиона на старте чемпионата превысила 50 тыс. Во многом таких высот «Зенит» смог достичь благодаря приезду московского «Спартака», на который пришло более 60 тыс болельщиков. Также повышенным зрительским интересом пользуются «Ростов» и «Крылья Советов», матчи которых проходят на новых стадионах.

Худшая посещаемость, как и предполагалось, у «Енисея». Из-за реконструкции своего стадиона перед Универсиадой-2019, красноярцы проводят матчи в Тюмени. Планируется, что «Енисей» вернётся домой во второй половине сентября. Интересно, что эти тюменские матчи и показывают отношение нейтральных зрителей к российскому футболу: игры с «Зенитом» и ЦСКА собрали практически полный стадион, в то время как приезд «Арсенала» и «Крыльев» жителей города не заинтересовал.

Традиционно провальная посещаемость у «Динамо». «Уфа» никак не может преодолеть психологический барьер в 8 тыс. «Оренбург» имеет лучшую заполняемость в лиге – 93%, правда стадион команды вмещает всего 7,5 тыс зрителей.

ЦСКА, видимо, в конце сезона установит собственный рекорд посещаемости – сейчас средняя аудитория клуба почти достигла отметки в 20 тыс зрителей, при этом не было ни одной игры с топовой командой. На «ВЭБ Арену» приезжали лишь «Арсенал», «Ростов» и «Урал».

НАРОД ПОШЁЛ НА ФУТБОЛ ИЛИ НА СТАДИОНЫ?

Наследие ЧМ проявляется очень заметно. Рекорды посещаемости в Ростове-на-Дону, Самаре и Казани прогнозировались, но никто не знал, как будут ходить на новые арены в ФНЛ. Зритель пошёл охотно.

Из 12 стадионов, принимавших матчи ЧМ-2018, для футбола уже были задействованы 11. Пока только «Лужники» не приняли никаких игр. Шесть стадионов ЧМ задействованы в РПЛ (Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург и стадион «Спартак»). Еще на пяти прошли матчи ФНЛ (Волгоград, Нижний Новгород, Саранск, Калининград и Сочи).

И таких цифр посещаемости первый дивизион еще не знал. В 8-м туре, прошедшем в последний уикенд августа, клубы установили рекордную среднюю посещаемость – 11236 зрителей. Примерно столько же ходило на матчи клубов РФПЛ два года назад. Но нельзя не отметить, что такие цифры целиком заслуга новых арен – уже на следующий тур средняя аудитория была около 2,5 тыс.

Сейчас средняя посещаемость ФНЛ – 5671 зритель. Четыре клуба, играющих на стадионах ЧМ-2018, намного превосходят остальные команды по аудитории. Разница между идущим пятым хабаровским СКА и «Балтикой» почти 4 тыс. Если четыре самых посещаемых клуба покинут лигу, то аудитория резко провалится, так что нельзя говорить, что российский зритель вдруг полюбил футбол. Прежде всего, он полюбил новые арены. Впереди осень, и именно этот период и будет самым показательным в плане наследия ЧМ-2018.

САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ ИГРЫ НОВОГО СЕЗОНА

Из 20 самых посещаемых матчей нового сезона лишь две прошли на стадионе, построенном не для ЧМ-2018 – в Краснодаре. Уже сейчас можно прогнозировать, что в итоговом списке в конце чемпионата больше половины игр будут в Санкт-Петербурге, только гипотетическая игра в «Лужниках» способна собрать больше, чем «Зенит» – «Спартак». Шесть матчей из этого списка прошли в ФНЛ. Причем у этой лиги есть потенциал увеличить свое присутствие – еще есть козыри в виде Калининграда и Сочи, правда, стартовые туры показывают, что местных болельщиков не особо привлекают даже новые стадионы.

ЧТО ТАМ У «РУБИНА»?

У казанцев всё великолепно. Средняя посещаемость трёх стартовых матчей превысила 21 тыс зрителей, это второй показатель в истории команды. Больше «Рубин» собирал лишь в сезоне 2014/15, когда свои первые игры приняла «Казань Арена». Стоит отметить, что сложно сравнивать стартовые отрезки до и после перехода на систему «осень-весна», ведь ранее они приходились на март, когда менее комфортные погодные условия.

«Рубину» стоит повысить среднюю аудиторию хотя бы до 22,5 тыс зрителей, чтобы войти в историю и попасть в топ-100 самых посещаемых клубов Европы по итогам сезона. В прошлом году порог вхождения был именно такой. В последние годы лишь три российские команды регулярно попадают в этот рейтинг – «Зенит», «Спартак» и «Краснодар», в сезоне 2018/19 кандидатов от России почти десять.

Многие не согласятся с тем, что в повышении интереса к футболу есть заслуга «Рубина», ведь волей календаря в Казань приехали «Зенит» и ЦСКА. Но нельзя не отметить разницу в отношении к зрителю между нынешнем и прошлым сезоном. К примеру, сейчас в подтрибунных помещениях множество точек питания и различных активностей для болельщиков, которым теперь разливают безалкогольное пиво.

Осень будет определяющей для казанского клуба. Следующая домашняя игра – 16 сентября с «Енисеем», а главный матч полугодия состоится 28 октября, когда в Казань приедет «Спартак». Сейчас можно спрогнозировать, что только эта встреча может попасть в десятку самых посещаемых игр в истории клуба.

КАК ТАМ НА ДНЕ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА?

В зоне «Урал-Приволжье» ПФЛ выступают две татарстанские команды: КАМАЗ и «Нефтехимик». И если челнинский клуб показывает относительно достойные результаты, то посещаемость футбола в Нижнекамске удручает. В сентябре «Нефтехимик» сыграет с клубом РПЛ в 1/16 Кубка России, так что эта встреча будет показательной в том, заинтересован ли город в профессиональной футбольной команде.

КАМАЗ же, несмотря на все успехи в маркетинге, все еще не может собрать и треть стадиона. В зоне «Урал-Приволжье» наибольшая посещаемость у возрожденной «Звезды» из Перми. Во всей ПФЛ наибольшая средняя аудитория у ивановского «Текстильщика» (3533 зрителя) и «Кванта» из Обнинска (3400 зрителей).

В целом же проведенный ЧМ-2018 никак не повлиял на посещаемость ПФЛ, так что можно сказать, что в целом по стране интерес к футболу никак не увеличился. Именно посещаемость низших дивизионов и показывает то, насколько страна заинтересована в футболе. В Англии средняя аудитория чемпионшипа превышает 20 тыс зрителей, посещаемость третьего дивизиона – 12 тыс. В Германии посещаемость второй бундеслиги около 17 тыс.

Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен

Разбор по фактам, почему так.

В чемпионате ФНЛ состоялись уже 9 туров. В общей сложности в сезоне сыграно 90 из 380 матчей, это почти четверть от всего объема турнира. Пришло время подвести итоги посещаемости летней части сезона.

Сначала посмотрим динамику посещаемости по турам. Кардиограмма нашего пациента скачет достаточно сильно. Разница между минимальным (2514, 9-й тур) и максимальным (11237, 8-й тур) значениями составляет 8723 зрителей (в среднем на одном матче) — это очень большая амплитуда, говорящая о дикой нестабильности.

Но если привести рядом еще один график, отображающий сколько матчей в каждом туре было сыграно на новых стадионах ЧМ-2018 (всего их задействовано пять), то все очень легко объяснить.

Особенно все становится наглядно при наложении одних цифр на другие. Корреляция проста — чем больше матчей в туре играется на новых стадионах, тем выше посещаемость. Грустный итог, который фиксирует, пожалуй, главную вещь — футбольного бума в плане зрительского интереса в ФНЛ не произошло. Эффект увеличения средних показателей отдельных клубов и лиги в целом достигнут исключительно благодаря новым стадионам. То есть людям интересно смотреть не матчи, а на новые инфраструктурные объекты.

В целом, ничего катастрофически плохого в этом нет. И на короткой дистанции все будут говорить о том, как же все у нас круто. В принципе, это в духе современной России, такое во всех сферах. Но на длинной дистанции влияние эффекта новизны стадионов вместе со средней посещаемостью будет снижаться.

Самым посещаемым туром стал 8-й (состоялся 26 августа): 11237 зрителей в среднем на одном матче. Примерно так ходили в последние годы на премьер-лигу, кстати. Главный фактор высокой цифры, как мы разобрались выше, четыре матча на новых стадионах в Нижнем Новгороде, Волгограде, Саранске и Калининграде.

Самым непосещаемым туром стал 9-й (31 августа—1 сентября): 2514 зрителей в среднем на одном матче. 0 игр на новых стадионах, тут все понятно.

Средняя посещаемость ФНЛ на данный момент остается лучшей за всю историю: 5670. Рекордный до этого показатель зафиксирован в сезоне-2011/12 – 4769 зрителей в среднем за матч.

Рейтинг самых посещаемых матчей возглавляют три клуба: «Ротор», «Мордовия» и «Нижний Новгород»:

  1. 8-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Авангард». 31369 зрителей
  2. 2-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Луч». 30611 зрителей
  3. 8-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Факел». 29673 зрителей
  4. 5-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Луч». 28435 зрителей
  5. 1-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Нижний Новгород». 26564 зрителей
  6. 4-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Сочи». 25725 зрителей
  7. 5-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Сибирь». 25027 зрителей
  8. 3-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Краснодар-2». 24976 зрителей
  9. 8-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Чертаново». 24326 зрителей
  10. 2-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Тюмень». 18000 зрителей

Десятка самых неинтересных для зрителей матчей. В основном это фарм-клубы «Зенита» и «Спартака», также по разу засветились «Краснодар-2» и «Химки»:

  1. 6-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Авангард». 319 зрителей
  2. 1-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Тамбов». 400 зрителей
  3. 5-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Факел». 405 зрителей
  4. 2-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Авангард». 450 зрителей
  5. 5-й тур. Стадион «Петровский». «Зенит-2» — «Сочи». 521 зрителей
  6. 9-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Балтика». 600 зрителей
  7. 2-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Чертаново». 662 зрителей
  8. 8-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Спартак-2». 664 зрителей
  9. 4-й тур. Стадион «Арена Химки». «Химки» — «Авангард». 800 зрителей
  10. 1-й тур. Стадион Академия ФК «Краснодар». «Краснодар-2» — «Сибирь». 930 зрителей

Любопытно, что курский «Авангард» в качестве гостевой команды принял участие в матчах с наибольшей и наименьшей аудиторией.

Клубный рейтинг посещаемости домашних матчей. В топе все те же «читеры» с большими стадионами. К ним мог бы присоединиться Сочи, но из 5 сыгранных домашних матчей на «Фишт» футбол заезжал только раз. В соревновании простых смертных выше всех вылетевший из премьер-лиги Хабаровск. Внизу различные молодежные команды, а также «Химки» и «Тюмень».

Если взглянуть на динамику по сравнению с прошлым сезоном, то в минусе пока только двое — «СКА-Хабаровск» (вполне логично после вылета из РПЛ) и курский «Авангард». Все остальные пока что в плюсе, но здесь важно дождаться зимы, тогда будет реальная картина.

* * *

В рамках популяризации студенческих научных исследований в сфере спорта оставляю здесь , выполненный Сергеем Фурмановым, который исследует тему потребительского поведения в футбольной индустрии и пишет магистерскую диссертацию по этой тематике. Пройдя небольшой опрос, вы поможете сделать хорошую выборку о том, какие же факторы влияют на решение о посещении футбольных матчей.

Краткие и максимально насыщенные информацией изображения о посещаемости всего российского, а также ведущего европейского футбола я выкладываю на канале «Футбольная картография». Справочник-навигатор по всем игровым дням ниже.

Футбольная посещаемость в сезоне-2018/19

РФПЛ I 1 I 2 I 3 I 4 I 5

Примера I 1 I 2

АПЛ I 1 I 2 I 3

Серия А I 1 I 2

Бундеслига I 1

Лига 1 I 1 I 2 I 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *