Формула 1 маруся

Почему русская команда Формулы-1 никому не нужна

В минувшую субботу стало известно, что формально российская «Маруся» не поедет на Гран-при США Формулы-1, а значит пропустит минимум две ближайшие гонки. Объявление последовало через три недели после трагедии в Японии, в результате которой Жюль Бьянки без сознания продолжает сражаться за жизнь. Доктора надеются, что француз поправится, но для команды авария гонщика стала началом конца.

«На Гран-при Монако, почти сразу после новостей о Фоменко, Бьянки набрал первые в истории команды очки».

НАЧАЛО ШТОРМА

По «Марусе» колокол прозвонил ещё в апреле. Тогда стало известно, что Николай Фоменко больше не выполняет никаких административных функций, а российский производитель спорткаров к команде фактически не имеет отношения. «Маруся Моторс» был титульным спонсором команды, никаких разногласий с британским руководством коллектива у производителя не возникало.

Но когда стало ясно, что и на четвёртый год сотрудничества (пятый для команды) существенного прогресса добиться не удаётся, «Маруся Моторс» потеряла интерес. Сенсацией эти новости не стали, решение было ожидаемым — тем более с учётом того, что теперь автопроизводителю просто нечего было рекламировать.

Время шло. О Фоменко и «Марусе» особенно не вспоминали, однако реалии финансового кризиса в Формуле-1 постепенно выходили на первый план. Стало ясно, что желающих оплачивать потуги Бута и Лаудона не так уж и много. «Маруся» оказалась на вершине шорт-листа особо нуждающихся команд.
Тем не менее кое-как коллективу удавалось держаться на плаву. Её главным активом в последние годы стало сотрудничество с «Феррари»: в Маранелло «Маруся» закупала двигатели, а одной из её машин управлял протеже «Скудерии» Жюль Бьянки.

На Гран-при Монако, почти сразу после новостей о Фоменко, Бьянки набрал первые в истории команды очки. «Марусю» охватила эйфория: новые правила, казалось, позволяли даже аутсайдерам периодически цепляться за второй сегмент и лелеять надежду однажды попасть в очки. Но со времени той гонки «Маруся» к очкам не подходила и близко. Оставалось лишь дотерпеть сезон на девятой позиции Кубка конструкторов, получить бонусы от Берни Экклстоуна и привлечь хотя бы пару-тройку средних спонсоров, тогда по крайней мере следующий год «Марусе» был бы обеспечен.

Гран-при Японии всё изменил. Во время сильного дождя Жюль Бьянки вылетел с трассы, врезался в стоявший у отбойника эвакуатор и уже четвёртую неделю находится в коме с серьёзными повреждениями мозга. Авария стала главной темой следующей гонки — Гран-при России, ради которого изначально «Маруся» и создавалась.

«Экклстоун лично объявил о том, что «Маруся» не выступит в США. Фактически это «время смерти»».

КРАХ

В Сочи команда выступала одной машиной. В знак уважения автомобиль Жюля был приведён в полную боевую готовность, но замена француза стала бы кощунством. Тем не менее обсуждалось, что на Гран-при США «Маруся» за финансовое вознаграждение даст дебютировать в Формуле-1 местному гонщику Александру Росси.

Но найти этого вознаграждения Росси не смог. Американских спонсоров не привлекла перспектива расклеивать свои логотипы на автомобилях на фоне трагедии Бьянки, которая также напомнила о внезапной смерти Марии де Вильоты год назад.

С момента аварии Бьянки прошло три недели, и всё это время по понятным причинам команда думала о Жюле и его семье. И вдруг Берни Экклстоун лично объявил о том, что «Маруся» не выступит в США. Фактически это «время смерти».

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

По большому счёту, с командой «Маруся» ничего не случилось — коллектив просто оказался никому не нужным. Некоторое время всему паддоку не было никакого дела до аутсайдеров, заживших собственной жизнью. Громкие скандалы в «Мерседесе», попытки разморозки двигателей, контракты топ-пилотов — это были главные вопросы на повестке дня. Не помогло в сложившейся ситуации и случившееся с Бьянки.

Даже после революционных изменений в Формуле-1 «Маруся» осталась среди аутсайдеров. Партнёрство с «Феррари» так ни к чему не привело. В контексте курса Марко Маттиаччи «Скудерия» видит свой фарм-клуб в команде Джина Хааса. По крайней мере Маттиаччи и Хаас хорошо знают местный рынок и в свете раскручиваемого Гран-при США это хорошо.

В России, как и в Италии, на команду особенного внимания никто не обращал. Коллектив на протяжении всей истории базировался в Великобритании, ей управляли британцы и ничего общего у спорткаров и машин Формулы-1 не было. Кроме шильдика «Косуорт» на двигателях, но от него «Маруся» из Формулы-1 избавилась ещё в прошлом году.

«Единственными источниками финансирования оставались спонсоры Чилтона и Росси».

За исключением флажка в телевизионных трансляциях и на некоторых пресс-релизах, российского в «Марусе» не осталось. Главной звездой отечественной публики по понятным причинам стал вундеркинд Даниил Квят. «Маруся» оказалась не нужна даже в России. Впрочем, многие болельщики продолжали «по инерции» болеть за «российскую команду», но каким-то образом использовать этот ресурс «Маруся» тоже не могла: были более насущные дела. Команда борется за выживание и молится за Бьянки — тут не до имиджевых промо-акций.

В какой-то момент всё пошло совсем не так, и не нашлось никого, кто обладал бы достаточной властью и желанием, чтобы навести в проекте порядок и устремиться в будущее. Как прежде это надоело Ричардо Брэнсону, так и «Маруся Моторс» постепенно охладела к проекту. Учитывая массу вопросов к российскому производителю спорткаров, от такой головной боли Андрей Чеглаков с удовольствием избавился. Собственно, варианта у него было два: или существенное увеличение собственных инвестиций (иного способа войти в число середняков, просто нет), или закрытие так и не выстрелившего проекта. Учитывая экономическую обстановку в России и мире, выбор был немного предсказуем.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СМЕРТИ

На данный момент комментариев от команды нет. Последняя новость на официальном сайте — сообщение о снятии «Маруси» в первенстве GP3 Series, а в Сочи пресс-служба вообще не вывешивала расписание общения как с Чилтоном, так и с руководством.

Команде нужно было протянуть всего три Гран-при, и там подоспели бы выплаты от промоутеров. Ещё за два дня до заявления Экклстоуна выяснилось, что «Маруся» не в состоянии оплатить двигатели «Феррари». При этом, в условиях нищеты команда находилась уже два месяца: в этот период единственными источниками финансирования оставались спонсоры Чилтона и Росси.

Коллектив в теории ещё может ожить, ведь Бут и Лоудон занимаются автоспортом с начала 90-х. Инженеры и механики также будут где-либо востребованы, и до недавнего времени этот коллектив представлял собой какую-никакую команду Формулы-1. До очков за исключением одного раза не дотягивались, но хотя бы добирались до места проведения соревнований и белыми воронами в паддоке не выглядели.

Правда, нужно быть оптимистом, чтобы рассчитывать на покупателя этого хозяйства. Сейчас в «Марусе» не так много ценного. Раньше команды выкупались просто ради попадания в заявку, но сейчас Экклстоун был бы рад любым энтузиастам. Сколь-либо навороченной базы или быстрых машин у «Маруси» нет, а серьёзная программа в молодёжных сериях так и не была развёрнута. Ценностью «Маруси» оставались лишь связи с «Феррари», но теперь сателлитом «Скудерии» становится уже упомянутый Хаас.

Есть шанс, что кто-то внезапно возродит «Марусю», но, похоже, не раньше следующего сезона. На данный момент команде через суд ищут нового управляющего. В любом случае, когда Жюль Бьянки придёт в себя, команды, ради которой он рисковал жизнью, наверняка уже не будет.

Маруся (команда «Формулы-1»)

У этого термина существуют и другие значения, см. Маруся.

Marussia F1 Team

Marussia F1 Team

База

Банбери, Великобритания

Руководители

Джон Бут
Николай Фоменко (по апрель 2014)

Пилоты

Макс Чилтон
Жюль Бьянки

Шины

Статистика выступлений в «Формуле-1»

Дебют

Австралия 2012

Последняя гонка

Россия 2014

Гран-при (старты)

55 (55)

Лучший старт

Лучший финиш

Очков всего

Очков за один сезон

Финишей в очках подряд

Кубки конструкторов

Чемпионы мира

Сайт

Marussia F1 Team — российско-британская автогоночная команда, дебютировавшая в «Формуле-1» в сезоне 2012.

Команда была образована на основе команды «Вёрджин» после её покупки компанией Marussia Motors. В 2012 и 2013 годах команда использовала двигатели Cosworth, в 2014 году команда использовала двигатели Ferrari. В апреле 2014 стало известно, что президент компании Marussia Motors Николай Фоменко больше не является главой инженерного департамента «Маруси», а команда уже не имеет ни технических, ни финансовых связей с компанией Фоменко. В октябре 2014 года в компании была введена процедура внешнего управления. 7 ноября 2014 года было объявлено о прекращении деятельности компании. В 2015 году команда участвовала начиная со второй гонки под названием Manor.

История

Предыстория появления

См. также: Вёрджин (команда Формулы-1)

В 2009 году тогдашний президент FIA, Макс Мосли и руководство федерации объявили о желании увеличить стартовую решетку команд Формулы-1 до 13-ти. Был объявлен конкурс на четыре вакантных места в Формуле-1 и летом 2009 года названы четыре победителя, среди которых была британская команда Manor Grand Prix. Тогда же летом 2009 года появились слухи, что корпорация Virgin, британского миллиардера Ричарда Брэнсона может стать спонсором нового коллектива. О сделке между Manor Motorsport и Virgin Group было объявлено только 15 декабря 2009 года, в результате чего название команды изменилась на Virgin Racing. Тогда же, на Лондонской презентации команды стало известно, что российский производитель суперкаров компания Marussia Motors станет одним из спонсоров британского коллектива. И в течение сезона 2010 года, надпись «Marussia» находилась на верхней части носового обтекателя болида VR-01.

В конце года появилась информация, что компания Marussia Motors приобрела контрольный пакет акций Virgin Racing и в следующем сезоне команда изменит название на Marussia Virgin Racing. Собственно, в новом сезоне официально конструктором шасси так и осталась Virgin Racing, а название Marussia стало названием спонсора команды. Однако, новое шасси 2011 года получило имя MVR-02, которое представили 7 февраля в студии BBC, в Лондоне. Также Николай Фоменко добился того, чтобы команда выступала под российской лицензией, став таким образом второй российской командой за всю историю Формулы-1.

Неудачное выступление стало причиной того, что команда рассталась с Ником Уиртом в середине сезона. Николай Фоменко начал более существенные реформы в команде: приобретение Wirth Research, переезд из Шеффилда на приобретенную у Ника Уирта базу в Банбери, приглашение в качестве технического директора Пэта Симмондса, соглашение о сотрудничестве с McLaren и смена названия команды в конце сезона.

Стало известно, что из названия команды исчезнет название компании «Virgin», которая, тем не менее, останется одним из спонсоров российской команды. В средствах массовой информации стало фигурировать название Marussia Racing. А в начале 2012 стало известно о новом названии команды, которая в сезоне 2012 года будет называться Marussia F1 Team, тогда же был представлен и новый логотип.

Сезон 2012

См. также: Сезон 2012 Формулы-1

В конце 2011 года стало известно о призовых пилотах 2012 года, немец Тимо Глок останется в команде, а место Жерома Д’Амброзио займет француз Шарль Пик, ставший четвёртым в серии GP2 в 2011 году.

В середине января 2012 года Пэт Симмондс объявил, что команда представит новую машину только во второй серии тестов, но затем планы изменились. Команда пропустит первую серию тестов в Хересе с 7 по 10 февраля, чтобы сконцентрироваться на подготовке новой машины, которая будет представлена на третьей серии тестов в Барселоне 1 марта 2012 года. На второй серии тестов в Барселоне (21-24 февраля 2012 года) команда отработала с прошлогодним шасси MVR-02. Планы команды снова были нарушены, когда новая машина не смогла пройти 1 из 18 обязательных краш-тестов FIA, поэтому согласно правилам она не смогла участвовать в тестах с новым болидом. Таким образом, в Marussia решили сконцентрироваться над решением проблемы и пропустить третьи и четвёртые тестовые серии в Барселоне, пока проблема не была решена уже после завершения всех предсезонных тестов 6 марта 2012 года.

В конце января 2012 года стало известно, что в сезоне 2012 года команда не будет использовать KERS, а в конце февраля — что на новой машине Marussia не будет ступеньки. Из-за проблем с прохождением краш-теста болид для 2012 года MR01 был представлен только 5 марта 2012 года в Сильверстоуне, чтобы использовать его в рамках «съемочного» дня.

3 июля 2012 года, во время испытательного заезда на территории аэродрома Даксфорд в английском графстве Кембриджшир, болид команды, ведомый тест-пилотом, испанкой Марией де Вильота, при завершении первого круга неожиданно ускорился и врезался в припаркованный грузовик команды. С тяжелыми травмами головы и лица де Вильота была доставлена в клинику Адденбрук в Кембридже, где коллективом хирургов была проведена многочасовая операция. В результате травм, полученных при аварии, Мария лишилась правого глаза.

В сентябре 2012 года Макс Чилтон стал резервным гонщиком команды. В последней гонке сезона у команды был шанс занять 10-ю строчку в Кубке Конструкторов, но Шарль Пик уступил 11-ю позицию Виталию Петрову из Caterham .

Сезон 2013

См. также: Сезон 2013 Формулы-1

В декабре 2012 года команда подтвердила контракт с новым пилотом британцем Максом Чилтоном, а также что Пэт Сиимондс назначен на пост технического директора команды (Симмондс до этого выполнял роль консультанта из-за «запрета на профессию» после скандала на Гран-при Сингапура 2008 года). А уже в январе следующего года стало известно, что основной пилот Тимо Глок уходит из команды, в сезоне 2013 года он будет выступать в чемпионате DTM.

5 февраля Marussia представила болид для 2013 года, который получил название MR02. На следующий день был объявлено о подписании контракта с бразильцем Луисом Разия, вторым пилотом команды, но из-за финансовых проблем бразильца его место занял слушатель Академии Ferrari и вице-чемпион Мировой серии Renault 3,5 литра, француз Жюль Бьянки́. Бьянки до этого работал на свободных заездах в составе Force India, но так и не получил там место боевого пилота.

С началом нового сезона Marussia оказалась единственной командой у которой не был подписан договор с FOM, после того как истек Договор Согласия в 2012 году, а новый так и не был подписан. В конце июня исполнительный директор команды Энди Уэбб рассказал, что договор не подписан, потому что Берни Экклстоун отказался от финансовых выплат команде, которая заняла 11-ое место в Кубке конструкторов и переговоры о подписании договора все ещё продолжаются..

В апреле Lloyds Banking Group продала принадлежащие ей 25,3% акций команды Marussia, которые перешли к Marussia Motors. В 2011 году LDC выдала команде кредит на сумму 38,4 миллиона фунтов стерлингов, доведя общую сумму долга до 77,7 миллионов фунтов. На момент выхода LDC из числа акционеров, задолженность команды составила 81,2 миллиона фунтов.

В июле Пэт Симмондс объявил, что покидает команду и переходит в Williams.

Но несмотря на все трудности команда смогла сохранить 10-е место в Кубке конструкторов.

Сезон 2014

См. также: Сезон 2014 Формулы-1

В середине 2013 года Marussia подписала контракт на использование новой силовой установки Ferrari в сезоне 2014 года. В октябре стало известно, что Жюль Бьянки остаётся в команде. В январе руководство подтвердило что Макс Чилтон остается в команде на 2014 сезон, тем самым сохранив состав пилотов. На Гран-При Монако команда Marussia впервые в своей истории набрала очки благодаря усилиям Жюля Бьянки, который финишировал на восьмом месте, однако из-за штрафа был перемещён на девятую позицию, тем самым набрав 2 зачётных очка. Во время Гран-при Японии Жюль Бьянки попал в аварию, получив тяжёлую травму, впоследствии оказавшуюся смертельной. На следующем этапе — Гран-при России — команда не стала использовать резервных пилотов и выставила на старт только одну машину с Максом Чилтоном.

В конце октября команда Marussia объявила о введении внешнего управления. Параллельно заявлено, что команда пропустит гонки в США и Бразилии.

7 ноября 2014 года Marussia объявила о прекращении операционной деятельности и увольнении всех сотрудников. Поводом для закрытия послужило отсутствие финансирования. Таким образом, «домашний» Гран-при России стал для команды последним.

Благодаря двум очкам, набранным Жюлем Бьянки, по итогам сезона 2014 команда Marussia заняла 9 место в чемпионате, опередив «Sauber» и «Caterham», не набравших очков вообще.

Краткая история команды Формулы 1 Маруся.

2010 год

После успешных выступлений в младших Формулах, Манор Мотоспорт переходит в Формулу 1 и становится командой Вёрджин. Слабый темп и ненадёжный автомобиль. Добавьте к этому — перестройку шасси, которое переделывалось из-за маленького бензобака, в итоге вы получите последнее место в кубке конструкторов. Были некоторые улучшения на протяжении сезона, но они не смогли изменить результата.

2011 год

Борьба за темп продолжается. Команда отошла от цифрового проектирования болида и заключила контракт с McLaren Applied Technologies. В этом сезоне к команде присоединяется Тимо Глок, контракт подписан на два года. Лучшие финишные позиции, это два четырнадцатых места в Австралии и Канаде.

2012 год

После прихода русских спонсоров — производителей спорт каров, команда переименовывается в Маруся. Пик и Глок не в состоянии вытянуть команду на высокие позиции, хотя Глоку удаётся занять 12-е место на Гран-при Сингапура. Благодаря этому они опережают своих прямых соперников команду Катерхэм.

2013 год

Болид оснащают системой KERS, с которой связывают много надежд. Но опередить Катерхэм удаётся лишь благодаря стараниям новичка Жюля Бьянки. Команда до сих пор находится вне очковой зоны, но тринадцатое место в Малайзии, позволяет опередить Катерхэм. Эта победа дарит команде десятое место в кубке конструкторов.

2014 год

Команда Маруся зарабатывает первые очки в истории. Жюль Бьянки финиширует на гран-при Монако 9-м. Но финансовые проблемы выбрасывают команду из чемпионата за три этапа до конца сезона. Команда финиширует девятой в чемпионате, но это не спасает её от банкротства. Имущества команды продают на аукционе 16 декабря 2014 года.

2015 год

После долгих переговоров с инвесторами и аукционов по продаже имущества команды Маруся, Грему Лоудону и Джону Буту всё же удалось вырвать команду из под управления независимой администрации. Они смогли найти кредитора в лице Стивена Фитцпатрика владельца энергетической компании Ovo. Джастин Кинг бывший генеральный директор Sainsbury’s занял должность временного председателя, а Николя Перрин стал гоночным инженером команды. Первым пилотом команды был избран бывший резервный пилот Маруся и основой пилот Катерхэм (для гонки в Абу-Даби 2014) Уилл Стивенс. Команда прошла необходимые краш-тесты ФИА и приготовилась к поездке в Австралию за 10 дней до начала сезона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *