Формула 1 правила

Распределение номеров

Дженсон Баттон в 2010 году выступает под номером 1 (номер расположен на носу автомобиля), так как выиграл чемпионат в 2009 году

Каждый автомобиль, принимающий участие в гонке, имеет свой гоночный номер. До 2014 года номера распределялись следующим образом:

  • Номер 1 получает только автомобиль действующего чемпиона мира
  • Номер 2 получает напарник действующего чемпиона мира
  • Далее номера распределяются в порядке мест, занятых командами в Кубке конструкторов прошлого года, за исключением номера 13, который пропускается при распределении (команда сама распределяет номера между своими пилотами)
  • В случае, если действующий чемпион мира не выступает в чемпионате мира, то команда, занявшая первое место в Кубке конструкторов прошлого года, получает номера 0 и 2

Начиная с сезона 2014 вводится правило постоянных, пожизненных, персональных номеров для всех пилотов. Гонщикам предложено выбрать номера от 2 до 99 (за исключением номера 17, который посмертно закреплен за Жюлем Бьянки), под которыми они будут выступать в Формуле 1 на протяжении всей карьеры. Номер 1 резервируется исключительно для чемпиона прошедшего сезона, является переходящим, но не обязательным для использования в течение сезона. Номер закрепляется за пилотом и действителен в течение трёх лет после прекращения им выступления в Формуле-1, затем номер попадает в пул доступных для выбора номеров.

Квалификация

За многолетнюю историю Формулы-1 формат квалификации изменялся несколько раз.
Ниже приведён действующий регламент квалификации на 2011 год при условии, что в чемпионате будут принимать участие 12 команд.

  • Квалификация проводится в субботу, с 14:00 до 15:00 по местному времени.
  • Квалификация состоит из трёх сессий. Во время каждой сессии пилот может проехать столько кругов, сколько захочет и успеет. В зачёт пойдёт круг с наименьшим временем.
    1. В первой сессии участвуют все пилоты. Они проезжают произвольное число кругов с 14:00 до 14:18. Для каждого пилота выбирается лучшее время прохождения круга, и последние 7 пилотов выбывают из борьбы за стартовую позицию. Пилоты, показавшие время хуже 107 % от времени лидера квалификацию не проходят, и могут стартовать в гонке только по решению стюардов.
    2. Во второй сессии принимают участие оставшиеся 17 пилотов, снова проезжающих круги в произвольном режиме с 14:27 до 14:42. Опять выбывают 7 пилотов, показавших худшее время по итогам данной сессии.
    3. В третьей сессии принимают участие 10 пилотов, показавших лучшие времена прохождения круга во второй сессии с 14:48 до 15:00. Они соревнуются между собой на тех же условиях, что и ранее.
  • Во всех трёх сессиях пилоты могут проезжать квалификационные круги с любым количеством топлива в баках. После окончания квалификации все автомобили дозаправляются топливом, с которым они будут стартовать в гонке.
  • В квалификации запрещается мешать другим пилотам проходить квалификацию

Стартовая решетка

Стартовая решетка. Около каждой стартовой позиции размещается табличка с номером автомобиля и национальный флаг пилота. За 10 минут до старта таблички и флаги убирают со стартовой решетки

  • Стартовая решетка состоит из стартовых позиций, образующих линии по 2 в каждой. Расстояние между стартовыми позициями 8 метров.
  • Стартовая решетка составляется следующим образом:
    • Позиции с 16 по 20 занимают пилоты, занявшие соответствующие позиции в первой сессии квалификации
    • Позиции с 11 по 15 занимают пилоты, занявшие соответствующие позиции во второй сессии квалификации
    • Позиции с 1 по 10 занимают пилоты, занявшие соответствующие позиции в третьей сессии квалификации
  • Если два или более пилотов покажут одинаковое время в любой сессии квалификации, то высшую позицию займет пилот, показавший это время раньше
  • Если более чем один пилот не покажет времени в любой сессии квалификации, то позиции будут распределены следующим образом:
    • Высшую позицию получат пилоты, которые начали быстрый круг, но не закончили его
    • За ними будут располагаться пилоты, вышедшие на прогревочный круг, но не закончившие его
    • Последними будут пилоты, не начавшие прогревочный круг
  • Если под одну из вышеперечисленных категорий попадают более одного пилота, то места распределяются в порядке их номеров
  • Штрафы накладываются непосредственно перед гонкой в порядке, в котором команды информировали технического делегата о факте нарушения

Гонка

Пит-стоп Марка Уэббера на Гран-при Сан-Марино 2005 года

Гонка проводится в воскресенье. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Дистанция гонки не может быть меньше, чем 305 км (исключение — Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним. В случае остановки гонки время остановки будет добавлено к лимиту в 2 часа, но при этом даже с добавленным временем гонка не может продолжаться более 4 часов.

В течение гонки команда может использовать произвольное количество пит-стопов для смены резины, замены повреждённых частей (если это разрешено) и изменения настроек переднего антикрыла. Однако, дозаправка по ходу гонки запрещена. Количество пит-стопов и то, как они будут распределены по ходу гонки, определяет стратегию гонки. Часто более выгодная стратегия может привести к превосходству более слабой машины над более сильной. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов в зависимости от трассы, машины и выбранной стратегии. В течение гонки каждый пилот должен пройти хотя бы 1 круг на всех двух типах сухой резины (исключением является дождевая гонка) Заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость до 80 км/ч (во время городских гран-при — до 60 км/ч). Это обусловлено как вопросами безопасности, так и тем, что иногда путь через пит-лейн короче пути по трассе.

Предстартовая процедура

30 минут до старта Открывается пит-лейн, и болиды занимают своё место на стартовой решетке с заглушёнными моторами. Пилот может выполнить несколько ознакомительных кругов, но обязан следовать через пит-лейн (на сниженной скорости) и не пересекать стартовую решетку. 17 минут до старта Звучит звуковой сигнал, который сообщает о закрытии пит-лейн через две минуты. 15 минут до старта Пит-лейн закрывается, и звучит повторный звуковой сигнал. Всякая машина, не покинувшая пит-лейн, может стартовать из боксов, но после того, как выезд с пит-лейн минует весь пелотон на первом круге. Зажигаются пять пар красных сигналов стартового светофора. 10 минут до старта Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Все, за исключением пилотов, официальных представителей и механиков команд, должны покинуть стартовую решетку. 5 минут до старта Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Гаснет одна пара красных сигналов. Начинается предстартовый отсчёт. К этому моменту на всех машинах должны быть надеты колеса, в противном случае они стартуют с последнего места стартовой решетки или с пит-лейн. Всякая машина, не занявшая своё место на стартовой решётке к моменту пятиминутного сигнала, должна стартовать с пит-лейн. 3 минуты до старта Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Горят три пары красных сигналов. Пилоты должны находиться в машинах и быть пристёгнутыми ремнями безопасности. 1 минута до старта Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Горят две пары красных сигналов. Моторы должны быть заведены, технический персонал должен покинуть стартовую решетку до момента 15-секундного сигнала. 15 секунд до старта Звучит звуковой сигнал, и показывается информационное табло. Горит одна пара красных сигналов. Всякий пилот, которому требуется помощь для старта, должен поднять руку. В этом случае позади машины становятся маршалы с желтыми флагами, чтобы предупредить остальных пилотов.

Старт

Стартовый светофорСтарт Гран-при Великобритании 2005 года. С поул-позишн стартует Фернандо Алонсо. Седьмое место на стартовой решетке осталось свободным, поскольку Такума Сато заглох на старте прогревочного круга и ему пришлось стартовать с пит-лейн

  1. Гаснет последняя пара красных сигналов стартового светофора. Зажигаются два зелёных сигнала. Машины уходят на свой прогревочный круг. Через 30 секунд после старта прогревочного круга зеленые сигналы гаснут. Прогревочный круг используется, в основном, для того, чтобы прогреть резину, улучшив таким образом её гоночные характеристики. Маршалы должны убрать все машины, которые остались на стартовой решетке, наикратчайшим путём на пит-лейн, сразу после того, как пелотон покинул решетку. Если гонщик в состоянии самостоятельно вернуть машину в гонку, ему разрешается уйти на прогревочный круг.
  2. Обгон на прогревочном круге разрешен только в тех случаях, когда машина не смогла вовремя покинуть свою стартовую позицию или машина соперника настолько замедлилась, что без обгона будут задержаны все гонщики, следующие позади. В подобных случаях обгоны разрешаются только для того, чтобы восстановить изначальный порядок старта. Если машина задержалась на стартовой решётке, то она не имеет права на обгон движущейся впереди неё машины, если все соперники уже пересекли линию старта к моменту задержки на стартовой решетке (в этом случае задержавшийся гонщик уходит в гонку с последнего места). Если под это правило попадает более одного участника, то располагаются они в порядке ухода на прогревочный круг.
  3. Если гонщик не в состоянии начать прогревочный круг, то он должен поднять руку. После перемещения машины на пит-лейн механикам вновь разрешается работать над машиной.
  4. В конце прогревочного круга машины останавливаются на своих местах на стартовой решётке (место указывается маршалом с помощью таблички). Моторы машин должны работать. Как только все машины заняли своё место, стартер даёт сигнал «пять секунд» — зажигается первая пара красных сигналов светофора. Каждую секунду загорается следующая пара сигналов.
  5. За одну секунду до старта горят все пять сигналов светофора. Гонка начинается, когда огни погаснут.
  6. В случае фиксирования фальстарта официальным радиомаяком ФИА, размещенном на машине, участник будет наказан штрафом: десятисекундным «стоп-энд-гоу» или проездом по пит-лейн.

Отмена старта

Если проблема возникает после возвращения на стартовую решетку в конце прогревочного круга, должна быть выдержана следующая процедура:

Если создается проблема, которая может вызвать опасность во время старта, пилот должен поднять обе руки, сигнализируя об этом. Ответственные за этот ряд поля маршалы тут же должны начать махать желтыми флагами. Если директор гонки считает, что старт гонки надо отложить, то через две секунды после зажигания сигналов отмены старта должны загореться зеленые сигналы светофора. Будет показана доска с объявлением «Дополнительный прогревочный круг» и все машины, которые могут сделать это, должны покинуть стартовую решетку и уйти на дополнительный прогревочный круг, а машина, на которой возникла проблема, будет откачена на пит-лейн.

Затем команда может попытаться решить проблему и если это успешно, то машина сможет принять старт с пит-лейн. Если таких машин больше одной, их стартовый порядок определяется очерёдностью их прибытия к концу пит-лейн. Каждый раз при подобном происшествии дистанция гонки сокращается на 1 круг.

Отложенный старт

Если после начала прогревочного круга и до начала гонки старт по каким-либо причинам требуется отложить, то об этом просигнализируют мигающие оранжевые огни на светофоре и информационное табло «Отложенный старт». Гонщики остаются на стартовой решетке и прекращают работу двигателей. С этого момента инициируется предстартовая процедура, начиная с момента «5 минут до старта».

Дождевой старт

Стандартная стартовая процедура в этом случае может быть изменена следующим образом:

  1. Если дождь начинает идти после пятиминутного сигнала, но до момента начала гонки, то старт откладывается, и командам разрешается сменить резину. С этого момента инициируется предстартовая процедура, начиная с момента «15 минут до старта».
  2. Если к моменту старта директор гонки считает, что количество воды на трассе является небезопасным даже при использовании дождевых шин, то старт откладывается на неопределённое время. О времени старта будет сообщено дополнительно, но не позднее, чем за 10 минут.
  3. Гонка может принять старт позади машины безопасности, если количество воды на трассе слишком велико для безопасного старта, но недостаточно для его переноса. В этом случае прогревочный круг не проводится, гонка начинается как только загораются зеленые огни светофора.

Машина безопасности

Машина безопасности на трассе. Лидер гонки Себастьян Феттель следует за ней

  • Машина безопасности (она же «пейс-кар») может быть использована только в тех случаях, когда участникам или официальным лицам в настоящий момент грозит физическая опасность, но обстоятельства не позволяют остановить гонку. Решение о выезде машины безопасности принимается дирекцией гонки.
  • Машина безопасности выезжает на трассу с пит-лейн, вне зависимости от местоположения лидера гонки на трассе. Все маршалы демонстрируют желтые флаги и таблички «SC». На машине безопасности загораются мигающие оранжевые огни. Все участники должны снизить скорость и выстроиться за машиной безопасности на расстоянии не меньшем, чем десять длин корпуса машин. Контроль снижения скорости пилотами осуществляет специальная система, указывающая минимальное время прохождения круга.
  • Во время нахождения машины безопасности на трассе, обгоны запрещены, за исключением:
    • пилоту при помощи зеленых огней дается прямое указание на обгон пилотом машины безопасности;
    • обгоняемая машина замедляется из-за очевидных проблем;
    • машину, въезжающую на пит-лейн с момента пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара;
    • машину, выезжающую с пит-лейн до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара;
    • машину, остановившуюся на пит-лейн.
  • Если между машиной безопасности и лидером гонки есть машины на трассе, то они должны обогнать машину безопасности (после того, как он подаст гонщику сигнал мигающими зелёными огнями) и присоединиться к концу пелетона на следующем круге.
  • Пилоты имеют право заезжать на пит-лейн, но при этом обязаны сменить резину.
  • Если часть трассы блокирована, то машина безопасности может проезжать через пит-лейн. Оранжевые огни по-прежнему мигают. Машинам разрешается заезжать к своим механикам для обслуживания.
  • Машина безопасности остаётся на трассе до тех пор, пока опасность, угрожающая гонке, не будет устранена, и все пилоты, начиная с лидера, не выстроятся позади машины безопасности. Сигналом окончания периода машины безопасности являются погашенные оранжевые огни, а также соответствующее сообщение на техническом мониторе. Это означает, что машина безопасности покинет трассу в конце этого круга.
  • Как только машина безопасности заезжает в боксы, на светофоре на прямой «старт-финиш» загораются зеленые сигналы и маршалы демонстрируют зеленые флаги. Обгоны запрещены до момента пересечения первой линии сефти-кара, за исключением тех случаев, когда машина замедляется из-за очевидных проблем. Это правило не относится к ситуации, когда машина безопасности покидает трассу на последнем круге — обгоны запрещены до конца круга.
  • Круги, проведённые позади машины безопасности, идут в счет гоночной дистанции.

Остановка гонки

Гонка остановлена из-за сильного дождя. Маршалы на трассе руководят действиями пилотов

  • Гонка останавливается в случае блокировки трассы или если погодные условия не позволяют продолжить гонку. Решение об остановке гонки принимает директор гонки. В этом случае на светофоре над линией старта загораются красные сигналы и все посты маршалов показывают красные флаги.
  • В момент остановки гонки выезд с пит-лейна закрывается и все пилоты должны медленно проследовать к стартовой решетке, где должны остановиться на стартовых местах в соответствии с прибытием туда.
  • Если некоторые автомобили не могут проследовать к линии красного флага из-за блокировки трассы, они могут продолжить движение после устранения препятствия на трассе и будут выстроены в порядке, в котором они были до остановки трассы.
  • Во время остановки гонки измерение времени не прекращается, работа может производиться только над автомобилями, выстроенными за линией красного флага. Если пилот заедет на пит-лейн, на него будет наложен штраф «проезд по пит-лейн» после рестарта гонки.
  • Разрешается проводить любые работы над автомобилями, которые не мешают возобновлению гонки.
  • Все время остановки гонки пилоты должны следовать указаниям маршалов.
  • Как только причина остановки гонки устранена, начинается процедура возобновления гонки, аналогичная процедуре старта за машиной безопасности. За 2 минуты до намеченного возобновления гонки, все пилоты, находящиеся на стартовой решетке впереди лидера, должны без обгонов пройти круг и встать позади всех на стартовой решетке

Классификация

  • Классификация является единственным официальным результатом гран-при.
  • Классифицированными являются не дисквалифицированные пилоты, прошедшие не менее 90 % от количества кругов победителя (округление ведётся в меньшую сторону). Примеры:
    • Если победитель прошёл 70 кругов, то все пилоты, прошедшие = = 63 {\displaystyle ==63} и более кругов будут классифицированы;
    • Если победитель прошёл 71 круг, то все пилоты, прошедшие = = 63 {\displaystyle ==63} и более кругов будут классифицированы.
  • Места в классификации распределяются следующим образом:
    • Высшие места занимают пилоты, прошедшие больше кругов;
    • Среди пилотов, прошедших равное количество кругов высшее место займет пилот, прошедший эти круги за наименьшее время.
  • По окончании гонки первые 10 машин (пилотов), а также их команды, получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя играет гимн его страны, а затем — гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского.

Флаги

Маршал показывает пилотам зелёный флаг, обозначая тем самым конец опасного участка Основная статья: Гоночные флаги

Для дополнительной сигнализации гонщикам о различных событиях во время свободных заездов, квалификации и гонки маршалы используют флаги различного цвета. Вместо флагов могут использоваться специальные световые табло.

Используемые дирекцией гонки

Решение о демонстрации такого флага принимает исключительно дирекция гонки.

Клетчатый чёрно-белый флаг

Сигнал об окончании гонки или практики. Демонстрируется на финише последнего круга гоночной дистанции или в конце практики.

Красный флаг

Остановка гонки. Этот флаг одновременно демонстрируют все маршалы по трассе. Все гонщики должны немедленно прекратить гонку и выполнять действия по процедуре «остановка гонки»

Флаг, состоящий из двух треугольников (чёрного и белого)

Предупреждение участнику за неспортивное поведение. Демонстрируется вместе с белым номером машины на чёрной доске. Выносится лишь однажды, следующее проявление подобного рода действий может повлечь штрафные санкции.

Чёрный флаг

Дисквалификация участника. Демонстрируется вместе с белым номером машины на чёрной доске. Гонщик, получивший подобный сигнал, в течение круга должен покинуть гонку и остановиться в боксах своей команды. Решение о дисквалификации принимается стюардами ФИА.

Чёрный флаг с оранжевым диском в центре

Демонстрируется вместе с белым номером машины на чёрной доске. Сообщение гонщику, что техническое состояние его машины составляет угрозу для него самого и/или безопасного проведения гонки. В течение круга пилот должен остановиться в боксах своей команды для устранения неисправностей.

Используемые маршалами на трассе

Решение о демонстрации такого флага принимается маршалами, отвечающими за определённый участок трассы.

Жёлтый флаг

Сигнал о возможной опасности. Возможны варианты демонстрации:

  • Одиночный флаг — снизить скорость, обгоны запрещены, опасность вблизи трассы.
  • Двойной флаг — снизить скорость, обгоны запрещены, быть готовым к необычной траектории или остановке.

Обгоны запрещены, начиная с места демонстрации маршалом жёлтого флага и пока гонщик не проедет зелёный флаг, сигнализирующий о конце опасной зоны.

Жёлтый флаг с поперечными красными полосами

Сигнализирует об ухудшении условий сцепления с асфальтом из-за масла или воды на трассе. Флаг показывается неподвижным в течение не менее чем 4 кругов, если только сцепные свойства не вернутся к нормальным.

Зелёный флаг

Разрешено движение в обычном ритме. Обычно указывает на конец опасной зоны.

Белый флаг

На трассе находится медленно движущийся автомобиль (участника или официальная машина).

Голубой флаг

Демонстрируется пилоту, которого должны обогнать.

  • На выезде с пит-лейна — по трассе в районе выезда с пит-лейн движется машина.
  • В течение практики — уступить более быстрой машине, которая собирается обогнать вас.
  • В гонке — уступить машине, обгоняющей на круг, в первом же удобном месте.

Немного общей информации

Правила Формулы 1, или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — история Формулы 1.

Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для ознакомления пилота с трассой и тренировки управления болидом.

1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00ч. по местному времени.

1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают 7 худших пилотов.
3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Правила Формулы 1 ( подробное описание )

Спортивный регламент
Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения
FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а команды Ф1, занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.
Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.

Болиды
С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.

Все о Формуле 1…

Система очков
От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины
Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

Красный цвет – супер — мягкие шины
Желтый цвет – мягкие шины.
Белый цвет – средние шины.
Оранжевый цвет – жесткие шины.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Трассы Формула 1

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

  1. Клетчатый флаг – окончание гонки.
  2. Красный флаг – Остановка гонки.
  3. Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
  4. Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
  5. Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.
  6. Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
  7. Желтый двойной флаг — приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.
  8. Флаг с желто — красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
  9. Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
  10. Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
  11. Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

— Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
— Расстояние между позициями составляет 8 м.
— С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
— С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
— С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
— Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
— Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
— Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
— Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
— Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.

Подготовка к старту

— За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
— За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
— За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
— За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
— За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит — стопа или из дальней точки стартовой решетки.
— За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
— За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
— За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.

В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг.
Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку.

Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.

Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.

Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

Гран При США: Квалификация

Гран При США

  • Трасса
  • Перед гонкой
  • Круглые числа
  • Превью этапа
  • Четверг
  • Пресс-конференция
  • Пятница
  • Свободные заезды
  • Пресс-конференция
  • Суббота
  • Свободные заезды
  • Квалификация
  • Пресс-конференция
  • Воскресенье
  • Стартовое поле
  • Гонка
  • Круг за кругом
  • Пресс-конференция
  • Смена шин на дистанции
  • После гонки

Облачно. Сухо. Воздух +19С, трасса +21С

Второй год подряд организаторы Гран При США и FOM решили нарушить привычный формат уик-энда и сместить квалификацию на несколько часов, чтобы зрители в Остине не разошлись перед вечерней развлекательной программой.

В пятницу весь день шел дождь, утром в субботу прогноз обещал осадки, но обошлось – тренировка и квалификация прошли на сухом асфальте.

В Остине можно обгонять, стартовая позиция не имеет ключевого значения – за шесть лет, что этап Формулы 1 проходит в Техасе, лишь трижды побеждал обладатель поула – и последние два года подряд это был Льюис Хэмилтон.

Гонщики Toro Rosso получили штраф за замену элементов силовой установки и независимо от результатов квалификации будут стартовать с последнего ряда. Себастьян Феттель в пятницу недостаточно сбросил скорость под красными флагами – и потерял три места на старте по решению стюардов.

Шинники привезли составы UltraSoft — SuperSoft — Soft. Оценить эффективность и износ сликов в Остине удалось лишь в третьей тренировке, но обошлось без сюрпризов.

В первой сессии все выехали на UltraSoft. У Ферстаппена после атаки поребрика в 15-м повороте пострадала подвеска заднего правого колеса – он вернулся в боксы и больше не выезжал, но успел показать время, позволяющее пройти дальше.

Лучшее время показал Льюис Хэмилтон – 1:34.130. Из дальнейшей борьбы выбыли гонщики Williams и McLaren – и Маркус Эриксон.

Во второй сессии Хэмилтон, Боттас, Феттель и Риккардо выехали на более жестких шинах SuperSoft, чтобы стартовать на этом составе. В Red Bull Racing не смогли восстановить машину Ферстаппена – и он не покидал боксы. Гонщики Toro Rosso выехали, но время не показали.

Протокол возглавил Кими Райкконен, проехав круг за 1:32.884. Сайнс, Магнуссен, Гасли, Хартли и Ферстаппен не прошли в финал.

В финале Хэмилтон возглавил протокол в первой попытке, но Феттель уступил ему всего 0,088 секунды.

Во второй попытке гонщики Mercedes и Ferrari прибавили, но Хэмилтон вновь оказался первым – 1:32.237 – на 61 тысячную быстрее Феттеля. Это новый абсолютный рекорд американской трассы.

Льюис Хэмилтон выиграл квалификацию в Остине, завоевав 81-й поул в карьере и девятый в этом сезоне. Вместе с ними с первого ряда стартует Кими Райкконен. Со второго гонку начнут Боттас и Риккардо, а Феттель из-за штрафа начнёт гонку пятым.

Результаты квалификации

Пилот Команда 1 сессия 2 сессия 3 сессия
М Время Кр М Время Кр М Время Кр
1. Л.Хэмилтон Mercedes 1 1:34.130 5 3 1:33.480 8 1 1:32.237 7
2. С.Феттель Ferrari 3 1:34.569 5 2 1:33.079 6 2 1:32.298 7
3. К.Райкконен Ferrari 4 1:34.703 5 1 1:32.884 3 3 1:32.307 7
4. В.Боттас Mercedes 2 1:34.518 5 4 1:33.702 6 4 1:32.616 6
5. Д.Риккардо Red Bull 5 1:34.755 5 5 1:34.185 3 5 1:33.494 6
6. Э.Окон Racing Point FI 8 1:34.876 6 8 1:34.522 6 6 1:34.145 6
7.Н.Хюлкенберг Renault 11 1:34.932 6 10 1:34.564 5 7 1:34.215 7
8. Р.Грожан Haas 10 1:34.892 5 7 1:34.419 6 8 1:34.250 6
9. Ш.Леклер Sauber 13 1:35.069 8 6 1:34.255 6 9 1:34.420 3
10. C.Перес Racing Point FI 14 1:35.193 5 9 1:34.525 6 10 1:34.594 6
11. К.Сайнс Renault 9 1:34.891 6 11 1:34.566 6
12. К.Магнуссен Haas 12 1:34.972 6 12 1:34.732 6
13. П.Гасли Toro Rosso 7 1:34.850 9 13 4
14. Б.Хартли Toro Rosso 15 1:35.206 9 14 4
15. М.Ферстаппен Red Bull 6 1:34.766 4 15 0
16. Ф.Алонсо McLaren 16 1:35.294 6
17. С.Сироткин Williams 17 1:35.362 6
18. Л.Стролл Williams 18 1:35.480 8
19. М.Эриксон Sauber 19 1:35.536 8
20. С.Вандорн McLaren 20 1:35.735 6

Напоминаем новые правила квалификации

Перед стартом сезона ФИА утвердила новый формат квалификации. Квалификационная сессия Гран-При Австралии пройдет уже по новым правилам.
Итак, квалификация, как и прежде, будет состоять из трех частей. Однако пилоты будут выбывать из борьбы не по окончанию каждой из сессий, а прямо по ходу заездов.
Первая часть квалификации будет длиться 16 минут, и уже после седьмой минуты трассу покинет самый медленный пилот. Каждые следующие 90 секунд из борьбы будет выбывать пилот, занимающий последнее место, и в итоге ко второй части подойдут только 15 пилотов.
Вторая часть будет длиться 15 минут. Пилоты начнут выбывать из борьбы с шестой минуты, опять же, каждые 90 секунд.
В финал проходит только восемь пилотов. Финальная сессия длится 14 минут, и игра на вылет начнется с пятой минуты. За 90 секунд до окончания сессии останутся только два пилота, которые и разыграют поул.
Уточнение от гоночного директора Чарли Уайтинга. Пилот, который оказался самым медленным по истечению определенного времени, должен заехать в боксы, не завершая быстрый круг. Если же пилоты смогли уйти на быстрый круг под клетчатый флаг, то они могут завершить свою попытку.

После серьёзных перемен в 2017-м в этом году правила изменятся незначительно – по сути регламент останется прежним, так что команды смогут сделать машины ещё быстрее, используя прошлогодний опыт и наработки.

Система защиты головы

Система дополнительной защиты головы (Additional Frontal Protection — Halo) – далее Halo – разработана для машин с открытым кокпитом и обязательна для использования в Формуле 1 в сезоне 2018 года. Halo – внешняя механическая конструкция с тремя точками крепления к кузовным элементам, расположенным вокруг гонщика.

Поставщиком системы может быть любая независимая компания, получившая допуск FIA по итогам испытаний, предусматривающих жесткий контроль качества. В случае прохождения тестов система признаётся образцовой и до следующей омологации производитель не может изменить её конструкцию и материалы.

Halo должна быть изготовлена из титанового сплава Ti6Al4V. Вес системы – 7 кг, допускаются лишь небольшие отклонения: +0.05 кг и -0.15кг.

Во время краш-тестов система дополнительной защиты головы должна без нарушений структуры выдерживать кратковременную нагрузку в 125 килоньютонов, при этом изменение геометрии не должно превышать 17.5 мм.

Каждая система Halo получит маркировку пройденной омологации и индивидуальный порядковый номер. FIA имеет полномочия ограничивать использование систем с определёнными номерами при возникновении сомнений в их дальнейшей эффективности, в частности – после аварий.

По инициативе Liberty Media на носовом обтекателе перед системой Halo на всех машинах будут установлены 360-градусные видеокамеры.

Аэродинамика

Серьёзных изменений в регламенте на аэродинамику не произошло, но свобода инженеров команд по сравнению с относительно открытым регламентом в 2017-м несколько ограничена. В частности, в средней части переднего антикрыла, где стоимость исследований наиболее высока, но таких областей несколько.

Кроме того, запрещено использование дополнительных «Т-крыльев» на вертикальной плоскости перед задним антикрылом.

Запрет на использование вертикальной плоскости – «акульего плавника» – сначала был утверждён, но команды договорились его сохранить – чтобы использовать для рекламы. Считалось, что все проголосуют единогласно, но в McLaren неожиданно отозвали свой голос при утверждении поправки, требующей единогласного решения, так что «акульего плавника» в 2018-м не будет.

Силовые установки и штрафы

В 2018-м на каждой машине за весь сезон из 21 Гран При разрешено использовать не более трёх двигателей внутреннего сгорания, трёх MGU-H, трёх турбин, двух накопителей энергии, двух MGU-K, и двух блоков управляющей электроники. Установка первого элемента силовой установки из числа превышающих эти ограничения наказывается потерей 10 мест на старте. Установка второго элемента и следующих – 5 мест на старте.

Механизм использования штрафов изменился. В 2018-м если размер штрафа составляет 15 позиций и более, гонщик будет стартовать с последнего ряда. Если несколько гонщиков получат такие штрафы, их стартовая позиция зависит от времени вынесения наказания.

Общая масса элементов силовой установки не может быть меньше общей массы элементов в 2017-м, определённой во время омологации. Суммарный объём элементов силовой установки не может быть меньше объёма элементов в 2017-м, определённого во время омологации.

Сжигание масла в двигателе

Чтобы ограничить использование моторного масла в качестве топлива для прибавления мощности, каждая команда должна заранее предоставить FIA контрольные образцы масел и их подробную спецификацию.

До начала уик-энда каждая команда должна сообщить, какое именно масло из предоставленных образцов будет использоваться по ходу данного Гран При. Команды не имеют права использовать более одного масла в двигателе по ходу Гран При.

Информация о давлении масла должна быть доступна FIA в любой момент времени. Расход масла на 100 километров дистанции не должен превышать 0,6 литра.

Вес машин

Вес машин с системой защиты головы Halo без топлива по ходу всего уик-энда Гран При не может быть меньше 733 кг. Весовая нагрузка на передние и задние колёса не может быть меньше 333 и 393 килограммов соответственно. Кроме сжатых газов никакое вещество не может быть добавлено в машину по ходу гонки.

Шины

Для сезона 2018 года в Pirelli разработали семь составов сликов. Жесткость скорректирована на одну степень – составы с теми же названиями, что и в 2017-м, стали мягче. Добавлены два новых состава – самый жесткий SuperHard, который вряд ли будет использоваться, и самый мягкий HyperSoft – для трасс, где необходимо большее сцепление.

Если прежде шинники всегда привозили составы, следующие друг за другом по шкале жесткости, то теперь при выборе составов на уик-энд можно пропускать одну из ступеней. К примеру, для Гран При Китая в Pirelli выбрали UltraSoft, Soft и Medium, пропустив SuperSoft.

В случае непогоды команды получат промежуточную и дождевую резину – шины были доработаны и должны ещё эффективнее отводить воду из пятна контакта.

Состав Цветовая маркировка
SuperHard оранжевая полоска
Hard голубая полоска
Medium белая полоска
Soft желтая полоска
SuperSoft красная полоска
UltraSoft фиолетовая полоска
HyperSoft розовая полоска
дождевая резина синяя полоска
промежуточная резина зелёная полоска

Стартовая процедура

Ужесточены правила стартовой процедуры, чтобы избежать повторения спорных инцидентов. В частности, наказываться будет не только установленный факт фальстарта, но и неправильное размещение машины на стартовом поле, препятствующее работе транспондера, определяющего её положение.

Продолжительность гонки

В случае приостановки гонки её максимальная продолжительность не может превышать четырёх часов с запланированного времени старта.

Активности за рамками Гран При

Новый регламент добавил к двум демонстрационным заездам с машиной текущего года, которые имеет право провести каждая команда, другие публичные мероприятия, организованные обладателем коммерческих прав. Теперь на уличных шоу, организованных Liberty Media, можно использовать машины текущего года.

Допуск к участию в пятничной тренировке

Перед первой подачей заявки на участие в свободных заездах гонщик должен провести не менее шести гонок в Формуле 2 – или накопить не менее 25 баллов за выступления по ходу трёх прошлых лет.

Как и прежде, гонщик должен проехать не менее 300 километров за рулём машины Формулы 1 на тестах – не ранее, чем за 180 дней до участия в сессии Гран При. После этого гонщик получает испытательный срок в 180 дней, по ходу которого лицензия может быть отозвана.

1news.az

Наша страна успешно провела уже два Гран-при в рамках самых популярных и зрелищных автогонок на планете, получила признание международных специалистов, как авторитетный организатор и готовится в апреле повторить свой успех в 3-й раз.

Однако, несмотря на массированный пиар, детальное освещение в СМИ и общедоступную информацию, многие обыватели, и не только местные, так и не поняли – что же из себя представляет «Королева автоспорта» и в чём секрет её невероятной популярности?

Постараемся объяснить это максимально доступно, чтобы заковыристая терминология Формулы-1 перестала вас пугать, и вы смогли проникнуться атмосферой одних из самых масштабных спортивных соревнований из всех существующих.

Что такое Формула-1?

Это соревнования по кольцевым автогонкам, первый старт которым был дан в 1950-ом году. С самых первых заездов эти гонки вызывали небывалый ажиотаж среди зрителей и представителей СМИ. Зрелищные и опасные, они сразу превратились в объект всеобщего интереса, а выдающиеся пилоты, управляющие «диковинными» автомобилями, становились героями своего времени.


Статус «Королевских гонок» Ф1 приобрела после того, как в 1981-ом году исполнительный директор Берни Экклстоун встал у руля Formula One Management, обладавшей всеми правами на гоночное первенство. Именно Экклстоун превратил Формулу-1 в широкомасштабный бизнес и бренд мирового уровня.
Однако в сентябре 2016-го все права выкупила американская компания Liberty Media, заправляет теперь всем Чейз Кэри, а Берни, хоть и является одним из самых богатых 87-летних людей на планете, юридически со своим детищем больше никак не связан. У англичанина остался лишь номинальный статус почётного президента Ф1.
Впрочем, это долгая и запутанная история, рассказать вкратце о которой не получится, да и знать её углублённо для того, чтобы наслаждаться зрелищными гонками, вовсе не обязательно.

Каким образом проводится чемпионат?

Тут надо просто немного визуализировать процесс и вам не составит труда понять принцип, по которому соревнуются пилоты и команды.
Итак, цикл всех заездов в Формуле-1 называется чемпионатом мира и проводится каждый год.
Он включает в себя этапы Гран-при в каждом из городов-участников гоночного календаря. На данный момент в календаре 21 город — среди них вот уже 3-й год значится и Баку.

За первые 10 мест в основной гонке пилоты и команды получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1, от первого места к последнему в первой десятке.

Чемпион мира и команда-победитель Кубка конструкторов определяются по количеству заработанных очков.

По какому принципу проходит Гран-при?

Тут придётся внимательнее вникать в суть, но для того, чтобы со знанием дела болеть за любимых гонщиков – оно того стоит.

Итак, Гран-при состоит из трёх соревновательных дней, каждый из которых имеет своё значение.

В пятницу проводятся свободные заезды – пилоты изучают трек, привыкают к погодным условиям, поворотам, настраивают свои болиды, подгоняя их под трассу. Одним словом, этот день предназначен для тренировок.
Свободные заезды состоят из трёх сессий, то есть трёх «обкаток» трека. Две из них проходят в пятницу и длятся, примерно, по полтора часа, а в субботу, перед квалификацией проводится третья сессия, длящаяся около часа.
Пилоты, которые не проехали во время свободных заездов хотя бы один круг, к основной гонке не допускаются.

Суббота для пилотов Ф1 более напряжённая и ответственная. Всё дело в том, что в этот день проходит квалификация, по итогам которой определяются места пилотов на стартовой решётке в день основного заезда. То есть, в субботу решается стартует гонщик первым или, допустим, десятым.

Принцип квалификации довольно прост – гонщики проводят 3 сессии по 18, 15 и 12 минут на выбывание.

В первом заезде участвуют все 20 пилотов, из которых во второй сессии смогут принять участие только 15, показавшие лучшее время.

Во втором заезде по этому же принципу выбывают ещё 5 гонщиков.

В третьей сессии между собой соревнуются всего 10 пилотов, среди которых и выявляются те, кто стартует с первой, второй, третьей и последующих позиций в воскресенье. Показавший наилучшее время по итогам заезда, становится победителем квалификации.

Есть важный момент, который не понимают многие несведущие зрители. Пилот, выигравший квалификацию, не обязательно побеждает и в основной гонке. Он лишь выигрывает самую выгодную для себя позицию на старте, что даёт ему определённое преимущество. Однако нередко победителями Гран-при становятся пилоты, которые стартовали даже не с первых позиций. Всё решает мастерство, готовность болида, иногда погода, а ещё чаще – его величество случай.

В воскресенье во время основного заезда определяется победитель Гран-при. Пилоты проезжают заранее установленное количество кругов, исходя из протяжённости автодрома. Минимальная дистанция, которую должны преодолеть гонщики, не может быть меньше 305 км, а сама гонка при этом не может длиться дольше двух часов.

Гоночный уик-энд.

Так незамысловато называется всё то действо, что разворачивается на глазах у зрителей в течение вышеупомянутых 3-ёх соревновательных дней. Но Формула-1 это не только заезд и гонщики. Это ещё и огромный пласт фанатов, для которых эти 3 дня становятся местом для семейного отдыха и интересного времяпровождения.
Развлечения и концертная программа для зрителей, которую предусматривает большинство организаторов Гран-при, уже давно стали неотъемлемой изюминкой этапов Формулы-1.

Бакинская фан-зона и мировые звёзды, которые приезжают сюда выступить перед поклонниками Ф1, всегда вызывают особый ажиотаж среди посетителей гоночного уик-энда.

Болиды

Машины, на которых ездят гонщики – это сложные и самые современные конструкции в мире автоспорта. Передовые технологии и инновационные решения в мире автомобилестроения первым делом находят своё отражение именно в болидах Формулы-1. Шасси, электроника, двигатели, аэродинамика, шины, рули – каждый элемент здесь является предметом искусства инженерной мысли.

Для описания характеристик этих гоночных «космических кораблей» необходим отдельный обширный материал, но есть возможность наглядно показать — какой скачок в модернизации делают болиды в течение всех этих десятилетий:

А вот таким образом видоизменялись рули:

Главный предмет гоночной амуниции тоже претерпел значительные изменения:

Трассы

Все трассы Формулы-1 делятся на городские и автодромы. В Азербайджане трасса Baku City Curcuit является городской, или как их ещё называют – уличной. Две другие городские трассы – это Монако и Сингапур, а все остальные треки в календаре Ф1 — это автодромы.

У разных трасс разные конфигурации и протяжённость.

Пилоты

На данный момент в Формуле-1 значатся 10 команд. В каждой команде есть по 2 основных пилота, которые участвуют во всех заездах. Национальность пилотов не имеет значения, важны лишь их профессиональные навыки. Поэтому у немецкого «Мерседеса», к примеру, британский и финский гонщики.

К слову, по окончании Гран-при во время награждения сначала играет гимн страны победителя, а затем гимн страны, которую представляет его команда.

Что такое личный зачёт?

Личный зачёт – это количество очков, которые начисляются гонщикам в течение чемпионата. Именно эти баллы в итоге решают судьбу титула чемпиона мира. Пилоты соревнуются не только с гонщиками из других команд, но и со своими напарниками.

Что такое Кубок конструкторов?

Конструкторы, то есть команды Формулы-1 также соревнуются между собой, и получают в свой актив очки, набранные обоими пилотами. В конце сезона проводится подсчёт баллов и команда с наибольшим количеством очков становится обладателем Кубка конструкторов.

Важный момент тут заключается в том, что соперничество между собой даже гонщиков из одного коллектива, по итогу, так или иначе, идёт на пользу команде, которую они представляют.

В чём успех популярности Формулы-1?

Монарший титул этим автогонкам, конечно же, достался не просто так. Тот факт, что за право организовать у себя Гран-при Формулы-1 большое количество стран, буквально, встают в очередь — уже говорит само за себя. Всё дело в том, что Ф1 — это дорогой, успешный, прибыльный и зрелищный вид спорта со своими многолетними традициями и внушительной фанатской базой. Стать страной-хозяйкой одного из её этапов — это честь и ценный довесок к имиджу.

Помимо этого, Ф1 смогла сделать практически невозможное — наряду с высокой популярностью она при этом осталась закрытым сообществом избранных высоких мастеров гоночного пилотирования, команд с заоблачными бюджетами и самое важное – истинных любителей автоспорта.

Надеемся, что данный материал поможет вам лучше понять этот мир высоких скоростей, новейших технологий и сверх модернизированных автомобилей, способных увлекать и бесконечно удивлять.

Фарида Расулова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *