Формула 1 в Италии

Гран При Италии: Трасса и статистика

Гран При Италии

  • Трасса
  • Перед гонкой
  • Круглые цифры
  • Превью этапа
  • Четверг
  • Пресс-конференция
  • Пятница
  • Свободные заезды
  • Пресс-конференция
  • Суббота
  • Свободные заезды
  • Квалификация
  • Пресс-конференция
  • Воскресенье
  • Стартовое поле
  • Гонка
  • Круг за кругом
  • Пресс-конференция
  • Смена шин на дистанции
  • После гонки
FORMULA 1 GRAN PREMIO D’ITALIA 2015
Дата Трасса Круг Кругов Дистанция
4-6/09/2015 Monza Autodrome 5793 м 53 306.720 км
Официальный сайт

Строительство Monza Autodrome началось в январе 1922 года, когда миланский автоклуб решил отметить 25-летний юбилей постройкой собственной трассы. Рассмотрев несколько проектов, выбрали парк в Монце, рельеф которого устроил инвесторов, инженеров и строителей. Была учреждена компания Societa Incremento Automobilismo e Sport с полностью частным капиталом, архитектором трассы стал Альфредо Розелли.

Проект включал в себя 14-километровый трек, стоимость оценивалась в шесть миллионов лир. Уже через месяц, в феврале 1922 года, руководители миланского автоклуба заложили символический «первый камень» и работа закипела. За рекордный срок в 110 дней всё было готово – классическая трасса и 4,5-километровый овал с профилированными виражами высотой 2,5 метра (расчетная скорость по тем временам – 180-190 км/ч).

Официальное открытие состоялось в дождливый день 3 сентября 1922 года, важность события отмечала фигура премьер-министра. Фактически, это был лишь третий автодром в истории автоспорта, построенный специально для гонок.

В 1928 году произошла серьезная авария – пилот Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам и погубил 27 зрителей. После этого гонку решили временно проводить на небольшом участке – от первоначального варианта оставили лишь 4,5 километровый изгиб прямой и несколько поворотов.

Во время войны Monza Autodrome использовался не по назначению – сначала сюда вывезли архив, затем животных миланского зоопарка. Покрытие было окончательно разрушено танковым парадом 1945 года, а боксы и трибуны – ещё раньше. В начале 1948 года миланский автоклуб решил восстановить трассу, и вновь в рекордные сроки – не прошло и двух месяцев, как автодром был готов принять гонщиков. 17 октября Гран При Италии выиграл Жан-Пьер Вимилль на Alfa Romeo 158.

В 1955 году строители вернулись вновь, на этот раз работы предстояли более масштабные. Возросшие скорости и требования к безопасности не сочетались с насыпной гравийной подушкой под асфальтом – нужно было уложить бетонный фундамент. Длину овала сократили до 4,250 километров, изменили конфигурацию нескольких участков – появился поворот с увеличивающимся радиусом – Параболика. Пилоты могли разгоняться в Монце до невероятных по тем временам 285 км/ч.

Организаторы гоночных серий могли выбирать подходящую конфигурацию – с овалом или без него, но в 1961-м, после страшной аварии, длинную версию закрыли для одноместных машин – на входе в Параболику Вольфганг фон Трипс не удержал Ferrari и врезался в трибуну, гонщик и более десятка зрителей погибли. Организаторы решили установить железный забор, но во время свободных заездов перед Гран При Италии, 5 сентября 1970 года, не выдержал и он. На Lotus Йохена Риндта отказали тормоза в той же Параболике, машина пробила слабое основание заграждения, и гонщик погиб.

Трассу в Монце строили в расчете на рекордную скорость, теперь перед организаторами стояла обратная задача. Строители перекраивали конфигурацию, чтобы снизить скорость, а конструкторы машин делали все, чтобы ее повысить. За историю гонок Формулы 1 трасса в Монце сменила девять вариантов конфигурации, действующая сейчас датируется 2000-м годом, правда, после гонки в 2006-м профсоюз гонщиков GPDA был недоволен гравийной зоной безопасности во второй шикане, и перед гонкой в 2007-м её заасфальтировали.

Перед этапом 2014 года асфальт сменил гравий и в зоне безопасности легендарной Параболики, что вызвало волну критики, но в FIA заявили об уверенности в том, что это было необходимо. Вряд ли эта доработка будет последней, уж очень Монца выбивается из привычной схемы, но в этом и её уникальность…

Расписание Гран При Италии. Время московское
Дата Событие Время Россия 2
04/09 Первая практика 11:00
04/09 Вторая практика 15:00
05/09 Третья практика 12:00
05/09 Квалификация 15:00 14:55
06/09 Гонка 15:00 14:45

Лучшие результаты сессий Гран При Италии 2014 года
Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая тренировка Облачно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:26.187
Вторая тренировка Облачно. Сухо Н.Росберг Mercedes 1:26.225
Третья тренировка Солнечно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:25.519
Квалификация Солнечно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:24.109
Лучший круг в гонке Солнечно. Сухо Л.Хэмилтон Mercedes 1:28.004

Прежде эту гонку называли самой дорогостоящей в чемпионате. Уникальные характеристики требовали уникального подхода – в Монце нужна небольшая прижимная сила и минимальное лобовое сопротивление, поэтому команды готовили аэродинамические элементы, которые можно использовать только на итальянском автодроме.

В Монце прижимная сила, обеспечиваемая аэродинамикой на скорости в 250 км/ч, примерно на 20% меньше, чем в Монако. Нехватку сцепления нужно компенсировать настройками шасси, обеспечив необходимую стабильность и эффективность на торможениях, которых достаточно – тормоза используются на 15% дистанции, а пиковая нагрузка не уступает канадской.

Компания Pirelli в этом году привезёт в Монцу «среднюю» пару составов – Medium и Soft. Прежде несколько лет использовались Hard и Medium, но многие критиковали это решение – в 2014-м гонка прошла с единственным пит-стопом, и шинники изменили подход.

Достижения действующих пилотов на Гран При Италии
Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул 1-й ряд быстр
круг
подиум победа
все лидер старт финиш
Д.Баттон 15 63 653 59 2 2 2 4
Ф.Алонсо 13 101 638 78 1 1 2 3 2 6 2
К.Райкконен 12 42 572 26 1 2 1 1 3 3
Ф.Масса 11 65 502 2 3 3 2
Н.Росберг 9 45 378 26 2 2 1 1 1
С.Феттель 8 81 417 147 1 1 3 3 3 3
Л.Хэмилтон 8 74 370 95 1 1 3 5 3 3 2
Н.Хюлькенберг 5 16 209 3 5
С.Перес 4 24 191 5 8 2 1
Д.Риккардо 4 16 198 7 5
П.Мальдонадо 4 210 14 11
В.Боттас 3 12 106 3 4
Р.Грожан 3 4 157 12 8
Д.Квят 1 53 21 11
М.Эрикссон 1 51 22 19
Наср, Сайнс, Стивенс и Ферстаппен в Гран При Италии не участвовали,
Мери выезжал только на свободных заездах

Дженсон Баттон: «Мне нравится выступать на исторических автодромах, а Монца относится к их числу – это одна из лучших трасс в календаре, действительно уникальное место. С тех пор, как мы потеряли прежний Хоккенхайм, итальянская трасса осталась единственной, где машины настраиваются на минимальный уровень прижимной силы. И вы чувствуете это – машина разгоняется очень быстро, но весьма своенравно ведёт себя на торможениях».

Гран При Италии : Все этапы
Дата Трасса Поул Победитель
07/09/14 Монца Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
08/09/13 Монца С.Феттель Red Bull С.Феттель Red Bull
09/09/12 Монца Л.Хэмилтон McLaren Л.Хэмилтон McLaren
11/09/11 Монца С.Феттель Red Bull С.Феттель Red Bull
12/09/10 Монца Ф.Алонсо Ferrari Ф.Алонсо Ferrari
13/09/09 Монца Л.Хэмилтон McLaren Р.Баррикелло Brawn GP
14/09/08 Монца С.Феттель Toro Rosso С.Феттель Toro Rosso
09/09/07 Монца Ф.Алонсо McLaren Ф.Алонсо McLaren
10/09/06 Монца К.Райкконен McLaren М.Шумахер Ferrari
04/09/05 Монца К.Райкконен McLaren Х.Монтойя McLaren
12/09/04 Монца Р.Баррикелло Ferrari Р.Баррикелло Ferrari
14/09/03 Монца М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
15/09/02 Монца Х.П.Монтойя Williams Р.Баррикелло Ferrari
16/09/01 Монца Х.П.Монтойя Williams Х.П.Монтойя Williams
10/09/00 Монца М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
12/09/99 Монца М.Хаккинен McLaren Х.Френтцен Jordan
13/09/98 Монца М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
07/09/97 Монца Ж.Алези Benetton Д.Култхард McLaren
08/09/96 Монца Д.Хилл Williams М.Шумахер Ferrari
10/09/95 Монца Д.Култхард Williams Д.Херберт Benetton
11/09/94 Монца Ж.Алези Ferrari Д.Хилл Williams
12/09/93 Монца А.Прост Williams Д.Хилл Williams
13/09/92 Монца Н.Мэнселл Williams А.Сенна McLaren
08/09/91 Монца А.Сенна McLaren Н.Мэнселл Williams
09/09/90 Монца А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
10/09/89 Монца А.Сенна McLaren А.Прост McLaren
11/09/88 Монца А.Сенна McLaren Г.Бергер Ferrari
06/09/87 Монца Н.Пике Williams Н.Пике Williams
07/09/86 Монца Т.Фаби Benetton Н.Пике Williams
08/09/85 Монца А.Сенна Lotus А.Прост McLaren
09/09/84 Монца Н.Пике Brabham Н.Лауда McLaren
11/09/83 Монца Р.Патрезе Brabham Н.Пике Brabham
12/09/82 Монца М.Андретти Ferrari Р.Арну Renault
13/09/81 Монца Р.Арну Renault А.Прост Renault
14/09/80 Имола Р.Арну Renault Н.Пике Brabham
09/09/79 Монца Ж.Жабуйи Renault Д.Шектер Ferrari
10/09/78 Монца М.Андретти Lotus Н.Лауда Brabham
11/09/77 Монца Д.Хант McLaren М.Андретти Lotus
12/09/76 Монца Ж.Лаффит Ligier Р.Петерсон March
07/09/75 Монца Н.Лауда Ferrari К.Регаццони Ferrari
08/09/74 Монца Н.Лауда Ferrari Р.Петерсон Lotus
09/09/73 Монца Р.Петерсон Lotus Р.Петерсон Lotus
10/09/72 Монца Ж.Икс Ferrari Э.Фиттипальди Lotus
05/09/71 Монца К.Эймон Matra П.Гетин BRM
06/09/70 Монца Ж.Икс Ferrari К.Регаццони Ferrari
07/09/69 Монца И.Риндт Lotus Д.Стюарт Matra
08/09/68 Монца Д.Сертиc Honda Д.Халм McLaren
10/09/67 Монца Д.Кларк Lotus Д.Сертиc Honda
04/09/66 Монца М.Паркс Ferrari Л.Скарфиотти Ferrari
12/09/65 Монца Д.Кларк Lotus Д.Стюарт BRM
06/09/64 Монца Д.Сертиc Ferrari Д.Сертиc Ferrari
08/09/63 Монца Д.Сертиc Ferrari Д.Кларк Lotus
16/09/62 Монца Д.Кларк Lotus Г.Хилл BRM
10/09/61 Монца В.фон Трипс Ferrari Ф.Хилл Ferrari
04/09/60 Монца Ф.Хилл Ferrari Ф.Хилл Ferrari
13/09/59 Монца С.Мосс Cooper С.Мосс Cooper
07/09/58 Монца С.Мосс Vanwall Т.Брукс Vanwall
08/09/57 Монца С.Льюис-Эванс Vanwall С.Мосс Vanwall
02/09/56 Монца Х-М.Фанхио Ferrari С.Мосс Maserati
11/09/55 Монца Х-М.Фанхио Mercedes Х-М.Фанхио Mercedes
05/09/54 Монца Х-М.Фанхио Mercedes Х-М.Фанхио Mercedes
13/09/53 Монца А.Аскари Ferrari Х-М.Фанхио Maserati
07/09/52 Монца А.Аскари Ferrari А.Аскари Ferrari
16/09/51 Монца Х-М.Фанхио Alfa Romeo А.Аскари Ferrari
03/09/50 Монца Х-М.Фанхио Alfa Romeo Н.Фарина Alfa Romeo

Гран-При Италии, легендарный автодром

Один из старейших автодромов, расположенный недалеко от итальянского города Монца (в 15 км на северо-восток от Милана). Из-за длинных скоростных участков он является самым скоростным в современной Формуле-1, на нём были установлены рекорды максимальной скорости. Принято считать, что более важную роль на данной трассе играют мощность двигателя и аэродинамика машины, нежели мастерство пилота.

Кроме низкого аэродинамического сопротивления и мощности двигателя от болида требуются соответствующие настройки коробки переключения передач, минимальные углы атаки антикрыльев и конечно же эффективные тормоза, так как четыре раза на круге пилотам приходится сбрасывать скорость с 300 до 100 км/ч. На треке практически нет перепадов высот, а поребрики в поворотах имеют большую высоту.

У автодрома насыщенная история. Он был основан в 1922 году, а первый Гран При Италии в рамках чемпионата «Формулы-1» (хотя в то время чемпионат ещё не носил такое название) прошёл в 1950 году, и с тех пор этот трек каждый год принимает у себя королевские гонки. Исключением стал 1980 год, когда Монцу заменил Гран-При Сан-Марино в Имоле.

Характеристика автодрома «Монца» (Monza)

Характеристики автодрома
Официальное название трассы Autodromo di Monza
Официальный сайт monzanet.it
Расположение к северо-востоку от Милана
Географические координаты 45°37 14.92 c.ш., 9°16 59.25 в.д.
Вместимость 115000
Контракт с Ф1 до 2019 года включительно
Продолжительность гонки около 1 ч 20 мин
Движение по часовой стрелке
Длина трассы 5.793 км
Кол-во поворотов 11 (3 шиканы, 4 левых поворота и 7 правых)
Длина трассы 5.793 км
Максимальная боковая перегрузка 3,8 G (в Parabolica)
Максимальная продольная перегрузка 5,0 G (в Rettifilio)
Газ полностью открыт 75-76% круга
Максимальное время нажатия на газ 16 секунд подряд при выходе с последнего поворота
Газ не используется 5% круга
Торможение 11% круга
Самая длинная прямая 1320 м
Самый длинный разгон прим. 1520 м
Длина пит-лейн 417 м
Максимальная скорость 342-347 км/ч
Количество переключений КП около 42 за круг
Аэродинамика настраивается на низкий уровень прижимной силы
Расход топлива на круг 2,5-2,8 кг
Влияние 10 кг топлива на время круга +0,38 сек
Вероятность появления автомобиля безопасности 40%
Рекорд круга в гонке 1:21,046, Баррикелло, Феррари, 2004
Абсолютный рекорд круга 1:19,119,Райкконен, Феррари, 2018, квал.
Рекорд скорости 372,6 км/ч, Монтойя, Макларен, 25 августа 2005 г., тесты
Средняя скорость 240 км/ч
Максимальная скорость 370 км/ч с системой DRS

Деревенька Монца стала известна ещё с шестого века нашей эры, её окрестности служили местом отдыха многих монархов. В 1805 году в Монце был построен один из самых больших парков Европы, который в настоящее время носит название «Королевский Парк Монцы» (it: Parco di Monza) и который является объектом исторического наследия. В 1921 году на первой гонке формата Гран При в Италии, которая проходила на дорогах недалеко от провинции Брешия, французские пилоты нанесли итальянцам настоящее поражение, и это мотивировало автомобильный клуб Милана построить новый автодром в парке Монцы, проектированием которого занимались Альфредо Росселли и Пьеро Пуричелли. Их первоначальный план предполагал длину трассы в 14 км (два неправильных овала), и 26 февраля 1922 закипела стройка, которая была прервана министерством культуры Италии уже через два дня. Министерство потребовало полностью изменить проект для минимизации вырубки деревьев. В сжатые сроки проект был переработан и согласован, 15 мая стройка, в которой принимало участие 3500 рабочих, была продолжена и завершилась уже через 110 дней. А уже 3 сентября 1922 на треке прошла первая гонка. Автодром на протяжении 20-х и 30-х годов оставался одним из крупнейших треков мира, получив большую известность.

Отсутствие на треке мер безопасности стали причиной фатальных инцидентов уже через неделю после открытия автодрома: 9.09.1922 погиб немецкий гонщик Фриц Кун; 26.08.1923 Пьетро Бордино во время тренировки был ранен, а его вылетевший болид убил механика; 8.09.1923 погиб знаменитый гонщик Уго Сивоччи, а год спустя в Лесмо разбился Луи Зборовски. В 1928 году случилась очень страшная авария: Эмилио Матерасси разбился насмерть, вылетев на трибуну и убив 22 человека. После этого случая в 1929 году гонка проходила только на овальной части трассы, позже была комбинированная схема, а ещё позже гонки вернулись на первоначальный 10-и километровый вариант. В 1931 погиб Луиджи Арканджелли (при испытании двухмоторной Alfa Romeo), а во время самого Гран-при Филипп Этанселин сбил трех зрителей.

В 1933 году на Гран-При Италии во время отборочных заездов разбился легендарный пилот Джузеппе Кампари и Баконин Борзаччини, а в финальном заезде погиб Станислав Чайковски. После этого были ещё смерти, и наконец в 1938-1939 годах повелась полномасштабная реконструкция автодрома, которая затронула практически все части трека. Появилась новая трибуна с башней хронометристов и рестораном, новые ворота, бетонная ограда, здание на тридцать боксов, новое покрытие, новая задняя прямая, поворот «Виалон» был сглажен, а на севере трека было уложено новое полотно. В итоге длина трека достигла 6300 метров.

Но до войны трек практически не использовался, а во время второй мировой трасса использовалась для хранения техники, размещения архивов, учреждений и даже зоопарка. 14 мая 1945 по треку прошёл парад из артиллерии и бронетехники, которые сильно повредили полотно.

Восстановление трассы было начато в 1948 году, в течение двух месяцев автодром был полностью восстановлен в конфигурации 1939 года и в октябре 1948 была проведена первая послевоенная гонка, а данная конфигурация сохранилась до 1954 года. В 1955 году автодром был в очередной раз перестроен и дорожная часть трассы увеличилась до 5,75 км, а овал сократился до 4,25 км, объединив конфигурации двух овалов, можно было получить трассу длиной 10 км, что и было сделано в рамках чемпионата королевских гонок в 1955,1956,1960,1961 годах, кроме того трасса получила новое административное здание, пресс-центр и информационное табло.

И вот в 1961 году Монцу ждала новая страшная трагедия: Вольфганг фон Трипс вылетел с трассы прямо на трибуну, унеся жизни 15 зрителей и свою собственную.

После той аварии гонка на 10-ти километровом овале больше никогда не проводилась, на трассе появились рельсы и полосы безопасности, а боксы команд были отодвинуты от дорожного полотна.

В последующие годы в рамках чемпионата Формулы 1 следом за Вольфгангом фон Трипсом трасса унесла жизни ещё трёх пилотов: Ронни Петерсона (1978),

жизнь посмертного чемпиона мира Йохена Риндта (1970)

и жизнь двухкратного чемпиона мира — Альберто Аскари (1955).

На нашем сайте вы можете посмотреть огромный видео обзор всех фатальных аварий Формулы-1.

С 1966 года на трассе проводились мотогонки, вплоть до 1973 года, когда в двух гонках погибло сразу пять гонщиков, а сами мотогонки вернулись лишь в 1981 году. В целях повышения безопасности трасса перестраивалась ещё много раз: изменялись повороты, расширялось полотно и полосы безопасности, изменялась инфраструктура, а длина трека колебалась от 5750 до 5800 метров. В 2000 году трасса была перестроена в последний раз и длина трека стала составлять сегодняшние 5793 метра. В тот же год после большой аварии во второй перестроенной шикане, обломками был убит маршал.

Конфигурация автодрома
6300 м. 1950 1951 1952 1953 1954
10000 м. 1955 1956 1960 1961
5750 м. 1957 1958 1959 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971
5775 м. 1972 1973
5780 м. 1974 1975
5800 м. 1976 1977 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993
5800 м. 1994
5770 м. 1995 1996 1997 1998 1999
5793 м. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Монца (автодром)

Автодром Монца

Autodromo Nazionale di Monza

Расположение

Монца, Италия

Географические координаты

45°37′14″ с. ш. 9°16′59″ в. д.HGЯOL

Основные события

Формула-1, 1000 километров Монцы, GP2, Супербайк, WTCC

Длина круга

5,793 км

Повороты

Рекорд круга
в текущей
конфигурации

1:19.119
Кими Райкконен
Ferrari (2018)

Статистика в чемпионатах мира Формулы-1

Первый Гран-при

Италия 1950

Последний Гран-при

Италия 2018

Проведено Гран-при

68 (1950—1979, 1981—2018)

Больше всего побед в Гран-при на трассе

Пилот

Михаэль Шумахер
Льюис Хэмильтон (по 5)

Команда

Ferrari (18)

Портал Формула-1

Автодром Монца на Викискладе

Национальный автодром Монцы (итал. Autodromo Nazionale di Monza, разг. Монца) — гоночная трасса возле города Монца в Италии, к северу от Милана. Являясь одной из старейших гоночных трасс мира, она обладает богатой историей с элементами легендарности.

Трасса наиболее известна проведением Гран-при Италии Формулы-1 и примечательна тем, что пилоты проходят её на высокой, в целом, скорости, из-за длинных прямых участков. Это самая быстрая трасса современной Формулы-1, на ней установлены рекорды максимальной скорости и скорости на круге. Считается, что эта трасса более требовательна к мощности мотора, нежели к аэродинамическим качествам машины и мастерству гонщика.

Характеристики

Длинные прямые Монцы, перемежающиеся несколькими поворотами, требуют от машины в первую очередь низкого аэродинамического сопротивления и высокой мощности двигателя и соответствующей настройки коробки передач для достижения максимальной скорости. Антикрылья в Монце настраиваются на близкие к минимальным углам атаки. Также важны эффективные торможения (болид тормозит с 300 до 100 км/ч четыре раза на круге) и работа подвески при атаке бордюров. С введением систем KERS (ERS) и DRS важность приобрела и их правильная настройка. В Монце практически отсутствуют перепады высот и кочки, но бордюры, установленные в поворотах, имеют относительно большую высоту.

Технические

  • Движение по часовой стрелке.
  • 11 поворотов, из них 3 шиканы (4 левых поворотов, 7 правых)
  • Длина 5 793 м (по центральной линии).
  • Максимальная боковая перегрузка: 3,8 G (в Parabolica).
  • Максимальная продольная перегрузка: 5,0 G (в Rettifilio).
  • Газ полностью открыт 75—76% круга
  • Начиная с выхода из последнего поворота педаль газа нажата на протяжении 16 секунд подряд.
  • Линия старта находится в 309 м впереди линии финиша.
  • Самая длинная прямая: 1320 м.
  • Самый длинный разгон: ок. 1520 м.
  • Максимальная скорость: 362—372,6 км/ч
  • Газ не используется 5% круга.
  • Около 42 переключений передач за круг.
  • Длина пит-лейн: 417 м.

Организационные

  • Вместимость трибун: 60 000 стационарных мест, 18 886 ярусных, 56 296 стоячих.
  • Количество боксов — 60
  • Имеется контракт на проведение Гран-при до 2016 года включительно.
  • Проведено 73 Гран-при Италии

Рекорды

  • Рекорд круга в гонке: 1:21,046, Рубенс Баррикелло, Ferrari, 2004 г., 41 круг.
  • Абсолютный рекорд круга: 1:19,119, Кими Райкконен, Ferrari, 2018 г., квалификация.
  • Рекорд скорости: 372,6 км/ч, Хуан-Пабло Монтойя, McLaren, 25 августа 2005 г., тесты.
  • Быстрейший пит-стоп 2010-11 гг.: 21,558, Себастьян Феттель, Red Bull, 2010 г., 52 круг.

Стратегические

  • Дистанция гонки: 53 круга, 306,720 км.
  • Продолжительность гонки: около 1 ч 20 мин.
  • Среднее время на пит-стопе в 2010-11 г.: 23,3 сек.
  • Расход топлива на круг: 2,5—2,8 кг.
  • Влияние 10 кг топлива на время круга: +0,38 сек.
  • Используется низкий уровень прижимной силы и низкий уровень охлаждения. Характерен высокий износ тормозов.
  • Вероятность появления автомобиля безопасности: 40%.

Конфигурация и повороты

Длинная стартовая прямая, на которой болиды достигают максимальных в Формуле-1 скоростей, заканчивается самым жёстким в сезоне торможением (с 350 км/ч до менее чем 100 км/ч, мощность торможения 2240 кВт, перегрузка 5g) перед медленной шиканой «Реттифильо» (правый поворот 80 км/ч, затем левый 70 км/ч), которая проходится с глубокой атакой бордюров. Затем следует длинный пологий поворот «Курва Гранде», который проходится на полном газу, со скоростью 280—300 км/ч. После него находится отсечка хронометража первого сектора трассы; здесь машины тормозят с 330 до 110 км/ч, входя в медленную шикану «Роджиа» (по названию близлежащего района Монцы), также с активной атакой бордюров. Затем — короткий разгон и первый закругленный поворот «Лесмо» 170 км/ч, вновь короткая прямая и второй более угловатый «Лесмо» 140 км/ч. За ним следует прямая с пологим изломом «Серральо» (с ит. «охотничий домик»), в конце её расположена отсечка второго сектора. Сразу за ней начинается торможение с 330 км/ч перед входом в скоростную шикану «Аскари» (названную в честь чемпиона мира 1952—53 гг. Альберто Аскари, разбившегося здесь), которая проходится на скорости 160 км/ч. После неё следует длинная прямая, на которой болиды вновь достигают скорости свыше 330 км/ч, а затем тормозят до 160 км/ч перед входом в последний повороте трассы — «Параболика» (названного так из-за параболической формы: поворот как бы всё время распрямляется и убыстряется). Он позволяет пилотам рано открывать газ на выходе, чтобы достигать на главной прямой максимальной скорости. Из-за расположенного рядом старого овала у этого поворота очень узкая зона безопасности. Раньше здесь располагалась гравийная полоса, однако в 2015 г. она была заасфальтирована, что с одной стороны увеличило безопасность, а с другой — снизило сложность и интересность поворота.

Монца — самая быстрая трасса современной Формулы-1; более того, после реконструкции Сильверстоуна в 1991 и Хоккенхайма в 2002 она остается единственной суперскоростной гонкой в чемпионате. Средняя скорость прохождения круга в квалификации превышает 250 км/ч, а в 2004 году Монтойя установил рекорд: 1:19,525, или 262,2 км/ч.

Как и на старом Хоккенхайме, аэродинамика болидов здесь настраивается на низкую прижимную силу; но в отличие от немецкого автодрома, лишенной быстрых поворотов, итальянская трасса требует прохождения скоростных виражей «Курва Гранде» и «Параболика» с минимальным углом атаки антикрыльев.

Монца — традиционно «гонка одного пит-стопа»: из-за большой потери во времени на заезде в боксы (разница 350 км/ч на главной прямой и 80 км/ч на пит-лейн) стратегия с более чем одной сменой резины здесь неэффективна.

Автодром имеет три конфигурации: главная (Гран-при) длиной 5,793 км, «младшая» (Junior) трасса длиной 2,405 км и заброшенный высокоскоростной овал длиной 4,25 км. Сохранилась также укороченная конфигурация длиной 4,15 км (circuito Pirelli), но она не используется.

История

Предыстория

Небольшая деревенька Монца стала известна с 6 века н. э., когда здесь стали проводить лето короли лонгбардов и королева Теоделинда основала храм Иоанна Крестителя, в котором повелела хранить величайшую святыню — Железную Корону, по преданию, выкованную из гвоздя Креста Спасителя. Такая святыня позволила Монце иметь собственную политику и даже одно время конфликтовать с более крупным соседом Миланом, но в конце концов она была присоединена к Милану. Со временем эта корона стала сакральным символом власти над Италией, и на протяжении тысячелетий ей короновались все властители Италии. В частности, в 1805 г. именно о ней сказал свои знаменитые слова Наполеон.

Окрестности Монцы исторически служили местом отдыха многих монархов. В конце 18 века австрийский наместник Фердинанд построил здесь королевскую виллу. Затем наместник Наполеона, Евгений Богарне, в 1805 году разбил вокруг неё огромный, тщательно разработанный парк, состоявший из лесной, луговой и водной частей, с многочисленными виллами и архитектурными формами. Это гигантское произведение искусства, соперничавшее с Версалем, впоследствии развивалось австрийцами и итальянцами: были высажены экзотические виды деревьев и трав, разведены редкие породы зверей, птиц и рыб; сейчас Королевский Парк Монцы является одним из самых больших парков Европы и важным объектом исторического наследния. Здесь жил и был убит террористом второй король Италии Умберто I, а затем, начале 20 века, парк был заброшен, и консорциум жителей Монцы организовал в нём несколько развлекательных объектов: оперу, гольф-клуб, ипподром.

Италия со времен первых автогонок играла в них заметную роль: итальянские машины время от времени побеждали в международных соревнованиях, а предложенные итальянцами формы проведения автогонок (Тарга Флорио и Милле Милья) котировались наряду с французским Гран-при и немецким Призом Кайзера. Впервые гонка в формате Гран-при была проведена в Италии в 1921 году, на дорогах близ Брешии, и в ней французы нанесли итальянцам сокрушительное поражение: ни одна итальянская машина не финишировала, а извечные соперники французы сделали дубль. Этот провал мотивировал итальянские автоклубы на организацию более серьёзного соревнования, в котором итальянские команды могли бы взять верх.

Довоенный период

Гонка в Монце, 1925 год

За дело взялся Автомобильный клуб Милана, приурочив постройку к своему 25-летию. Его председатель, сенатор Сильвио Креспи, и директор Артуро Мерцанти выбрали для постройки трассы парк в Монце, а проектирование было поручено инженерам Альфредо Росселли и Пьеро Пуричелли. Креспи добился поддержки Бенито Муссолини. Согласно первоначальному плану, трасса имела длину 14 км и представляла собой два параллельно расположенных неправильных овала разных размеров с одним наклонным виражом, занимавших большую часть королевского парка. 26 февраля 1922 года лучшие итальянские гонщики того времени, Винченцо Лянча и Феличе Наццаро, торжественно вынули лопатами первые куски дёрна, и стройка началась. Но продолжалась она всего два дня: Министерство культуры Италии потребовало прекратить работы по причине «художественной, архитектурной и ландшафтной ценности парка». В конце концов чиновники согласились на постройку трассы, но потребовали полностью изменить проект, чтобы минимизировать вырубку деревьев и использовать уже существующие дорожки парка. Легенда гласит, что эту нетривиальную задачу Росселли решил, случайно положив рядом чертёж одного из рабочих вариантов и схему Индианаполиса. Стройка вновь началась 15 мая; 3500 рабочих использовали 30 грузовиков и 200 вагонов, была проложена специальная узкоколейная железная дорога, и стройка была закончена за 110 дней. Деревья были вырублены только на участке от Серраглио до Аскари, для того чтобы миновать памятник архитектуры — королевский охотничий домик. Ширина стартовой прямой составляла 12 м, перед ней была построена трибуна на 5000 чел. Открытие и первая гонка (в классе «вуатюретт») состоялась дождливым днём 3 сентября 1922 года, и её, как и Гран-при Италии (получивший от AIACR также титул Гран-при Европы), прошедший спустя неделю, выиграл Пьетро Бордино, к полному удовлетворению зрителей и организаторов. На протяжении 1920-х и 30-х годов Монца оставалась одним из крупнейших автодромов мира и получила широкую известность.

Гран-при Италии 1925 года, Северный вираж

Уже через несколько лет стало очевидным, что архитекторы трассы оказались недальновидны: в своих расчётах они опирались на максимальные скорости около 180—190 км/ч, но уже к середине 1920-х этот рубеж остался позади, и наклонные виражи трассы не позволяли проходить их на полной скорости. Недостаточный наклон виражей и отсутствие мер безопасности стали причиной нескольких серьёзных инцидентов. Уже 9 сентября 1922 года погиб немецкий гонщик Фриц Кун; 26 августа 1923 года, во время тренировок на машине Пьетро Бордино, в северном вираже разрушилось колесо, автомобиль вылетел, гонщик был серьёзно ранен, а механик убит; 8 сентября 1923 года, перед Гран-при Италии, в повороте Виалон вылетел и погиб знаменитый Уго Сивоччи, а год спустя в Лесмо разбился Луи Зборовски. На Гран-при Италии 1928 года произошёл один из самых трагических инцидентов за всю историю автоспорта, закончившийся смертью гонщика Эмилио Матерасси и 22 зрителей: выходя из последнего поворота, Маттерасси атаковал соперника, столкнулся с ним и вылетел с трассы прямо в толпу зрителей, перелетев через ров. Этот случай заставил автоклуб Милана искать способы повышения безопасности; в 1929 году гонка была проведена только на овальной части трека, затем, по предложению президента комитета по автоспорту Винченцо Флорио, использовалась комбинированная схема, включавшая часть дорожной трассы и южный наклонный, а ещё позже гонки вернулись на изначальную, 10-км трассу. Но это не помогало: в 1931 году на испытаниях двухмоторной Alfa Romeo погиб Луиджи Арканджелли, а во время Гран-при Монцы Филипп Этанселин сбил трех зрителей. Гран-При Италии 1933 года журналисты назвали «чёрным»: во время отборочных заездов в южном вираже вылетели и погибли Джузеппе Кампари (последний из легендарных гонщиков Alfa Romeo 1920-х годов) и Баконин Борзаччини, а в финальном заезде в том же самом месте погиб Станислав Чайковски. Причины аварий точно установить не удалось; самой распространённой версией остается вылившееся на трассу масло (из повреждённой машины Феличе Тросси), но также существует предположение, что эти пилоты частично демонтировали тормоза со своих машин. Несколько последующих гонок вновь были проведены на различных конфигурациях трека, но смерти продолжались. Автоклуб Милана принял решение о реконструкции трассы, и сразу после Гран-при Италии 1938 года начались строительные работы.

14 мая 1945, САУ М10 и танки Шерман на стартовой прямой Монцы.

Проведённая в 1938—39 гг. перестройка затронула все части трассы. Были возведены новая трибуна на 2000 мест с рестораном и башней хронометристов, бетонная ограда, новые ворота, здание боксов с 30 боксами, заново положено покрытие, наклонные виражи были разрушены, построена новая задняя прямая (параллельно старой, но западнее), поворот «Виалон» был сглажен, а в северной части трассы было проложено новое полотно, образовавшее два поворота укороченного варианта трассы. В результате трасса Гран-при получила длину 6,3 км, которая сохранялась до 1954 года, и появилась новая укороченная конфигурация, длиной 4,15 км. Последними поворотами трассы, получившими название «Ведано», стала часть дорожек парка, которые были вымощены камнем. До войны новая конфигурация трассы использовалась лишь для нескольких тестовых заездов, а гонок на ней так и не было проведено. Во время войны трек использовался для различных нужд: хранения военной техники, размещения зоопарка, архивов и учреждений. Милан, как крупный промышленный и военный центр, подвергался интенсивным ковровым бомбардировкам. Кроме того, 14 мая 1945 года союзными войсками в Королевском парке был проведён парад Победы, в ходе которого по асфальту автодрома прошла вся бронетехника и артиллерия одной из бронетанковых дивизий, сильно повредившая полотно.

Послевоенный период

Фотография Монцы с воздуха

В начале 1948 года автоклуб Милана принял решение о восстановлении трассы. Ремонтные работы проводились в течение двух месяцев, и в результате трек был полностью восстановлен в конфигурации 1939 года. Первая гонка была проведена в октябре 1948 года, и в таком виде трасса принимала Гран-при до 1954 года. В 1955 году вновь начались работы по перестройке трассы: был построен новый поворот, радиус которого расширялся к выходу («Параболика»), и заново построены наклонные виражи, теперь уже с бетонным основанием и с вогнутым профилем (итал. sopraelevata), угол наклона которого в верхней части достигал 80 градусов. В результате дорожная часть трассы увеличилась до 5,75 км, а высокоскоростной овал уменьшился до 4,25 км. Эти две трассы, так же как и раньше, могли быть скомбинированы для создания одной длинной 10-километровой трассы, где машины на главной прямой едут параллельно. Также была усовершенствована и инфраструктура автодрома: построены новое административное здание, информационное табло с подсветкой, пресс-центр.

Гран-при возвращались на этот высокоскоростной овал в 1955, 1956, 1960 и 1961 годах. Во время последней гонки произошёл серьёзный несчастный случай, когда Вольфганг фон Трипс и 11 зрителей погибли возле поворота «Параболика». Несмотря на тот факт, что непрофилированные повороты послужили причиной этой катастрофы, гонки Формулы-1 больше на овале никогда не проводились (за исключением съёмок фильма «Большой приз» в 1966 году). После аварии быстро были добавлены новые рельсы безопасности и ограждения, боксы были отодвинуты дальше от непосредственно дорожного полотна. В 1965 году к поворотам были добавлены полосы безопасности после смертельного случая в гонке спортпрототипов «1000 километров Монцы». До возвращения гонок Гран-при в 1966 году конфигурация трассы не менялась, а в 1966 году к поворотам были добавлены несколько шикан. Последняя гонка «1000 километров Монцы» проводилась на трассе в 1969 году. Несмотря на то, что овал АФУС в Берлине был уничтожен в 1967 году, кольцо Pista di Alta Velocità всё ещё существует, хотя и в очень плохом состоянии. Проводится сбор подписей под петицией для предотвращения его обветшания или даже разрушения. Степень заброшенности заметна в фильме «Большой приз» — когда автомобили проносятся по овалу, на асфальте заметны большие пятна от ржавчины, которая стекала с заброшенных постов маршаллов, которые заметно проржавели, ведь овал не использовался пять лет. Но по сей день на участке присутствует асфальт.

В 2014 году овал был реставрирован — был уложен новый асфальт, а также восстановлены ограждения.

Изменения

С 1966 года постоянными аттракционами в Монце были как автогонки, так и мотогонки Гран-при, но с ростом скоростей трасса была «замедлена» в 1972 году двумя шиканами. Мотоциклы Гран-при продолжали пользоваться исходной трассой до тех пор, пока две гонки не стали результатом пяти смертей в 1973 году (среди погибших были Ренцо Пазолини и Ярно Сааринен). Мотогонки не возвращались в Монцу до 1981 года. В 1972 году шиканы были признаны недостаточно эффективными для замедления машин и одна из них была переделана в 1974 году, другая — в 1976 году, а также в том же году была добавлена третья, с расширенной полосой безопасности. Круг гонки Гран-при тогда стал составлять 5,8 км.

Поскольку развитие технологий позволяло автомобилям развивать всё большую скорость, трасса в очередной раз была изменена в 1979 году добавлением бордюров, расширенных полос безопасности и улучшенных барьеров из отработанных покрышек; инфраструктура также была усовершенствована. Эти изменения поощрили возвращение чемпионата мира по мотоспорту в 1981 году, но дальнейшие работы по безопасности продолжались в течение всех 1980-х годов. Также в 80-х были либо перестроены, либо улучшены подиум, паддок, комплекс боксов и трибуны.

После гибели Айртона Сенны на Гран-при Сан-Марино в 1994 году, в течение 1994—95 годов три главных поворота были «ужаты» c тем, чтобы разместить широкие гравийные ловушки, что привело к укорачиванию трассы до 5,77 км. В 1997 году трибуны были перестроены, что позволило им расширить свою вместимость до 51 000 зрителей.

В 2000 году шиканы в конце главной прямой были изменены: вместо двух шикан «поворот влево — поворот вправо» появилась одиночная «поворот вправо — поворот влево» для того, чтобы уменьшить частые происшествия после старта на торможении. Также была модифицирована и вторая шикана. В Гран-при Формулы-1 того же года, в котором впервые использовались эти шиканы, после большого столкновения во второй шикане отлетевшими обломками был убит маршал.

Длина трассы в текущей конфигурации составляет 5,793 км.

Победители по годам

Сезон Пилот Конструктор Отчёт
2018 Льюис Хэмилтон Mercedes Отчёт
2017 Льюис Хэмилтон Mercedes Отчёт
2016 Нико Росберг Mercedes Отчёт
2015 Льюис Хэмилтон Mercedes Отчёт
2014 Льюис Хэмилтон Mercedes Отчёт
2013 Себастьян Феттель Red Bull-Renault Отчёт
2012 Льюис Хэмилтон McLaren-Mercedes Отчёт
2011 Себастьян Феттель Red Bull-Renault Отчёт
2010 Фернандо Алонсо Ferrari Отчёт
2009 Рубенс Баррикелло Brawn GP Отчёт
2008 Себастьян Феттель Toro Rosso-Ferrari Отчёт
2007 Фернандо Алонсо McLaren-Mercedes Отчёт
2006 Михаэль Шумахер Ferrari Отчёт
2005 Хуан-Пабло Монтойя McLaren Mercedes Отчёт
2004 Рубенс Баррикелло Ferrari Отчёт
2003 Михаэль Шумахер Ferrari Отчёт
2002 Рубенс Баррикелло Ferrari Отчёт
2001 Хуан-Пабло Монтойя Williams-BMW Отчёт
2000 Михаэль Шумахер Ferrari Отчёт
1999 Хайнц-Харальд Френтцен Jordan-Honda Отчёт
1998 Михаэль Шумахер Ferrari Отчёт
1997 Дэвид Култхард McLaren-Mercedes Отчёт
1996 Михаэль Шумахер Ferrari Отчёт
1995 Джонни Херберт Benetton-Renault Отчёт
1994 Дэймон Хилл Williams-Renault Отчёт
1993 Дэймон Хилл Williams-Renault Отчёт
1992 Айртон Сенна McLaren-Honda Отчёт
1991 Найджел Мэнселл Williams-Renault Отчёт
1990 Айртон Сенна McLaren-Honda Отчёт
1989 Ален Прост McLaren-Honda Отчёт
1988 Герхард Бергер Ferrari Отчёт
1987 Нельсон Пике Williams-Honda Отчёт
1986 Нельсон Пике Williams-Honda Отчёт
1985 Ален Прост McLaren-TAG Отчёт
1984 Ники Лауда McLaren-TAG Отчёт
1983 Нельсон Пике Brabham-BMW Отчёт
1982 Рене Арну Renault Отчёт
1981 Ален Прост Renault Отчёт
1979 Джоди Шектер Ferrari Отчёт
1978 Ники Лауда Brabham-Alfa Romeo Отчёт
1977 Марио Андретти Lotus-Ford Отчёт
1976 Ронни Петерсон March-Ford Отчёт
1975 Клей Регаццони Ferrari Отчёт
1974 Ронни Петерсон Lotus-Ford Отчёт
1973 Ронни Петерсон Lotus-Ford Отчёт
1972 Эмерсон Фиттипальди Lotus-Ford Отчёт
1971 Питер Гетин British Racing Motors Отчёт
1970 Клей Регаццони Ferrari Отчёт
1969 Джеки Стюарт Matra-Ford Отчёт
1968 Денни Хьюм McLaren-Ford Отчёт
1967 Джон Сёртис Honda Отчёт
1966 Лудовико Скарфиотти Ferrari Отчёт
1965 Джеки Стюарт British Racing Motors Отчёт
1964 Джон Сёртис Ferrari Отчёт
1963 Джим Кларк Lotus Отчёт
1962 Грэм Хилл British Racing Motors Отчёт
1961 Фил Хилл Ferrari Отчёт
1960 Фил Хилл Ferrari Отчёт
1959 Стирлинг Мосс Cooper Отчёт
1958 Тони Брукс Vanwall Отчёт
1957 Стирлинг Мосс Vanwall Отчёт
1956 Стирлинг Мосс Maserati Отчёт
1955 Хуан-Мануэль Фанхио Mercedes-Benz Отчёт
1954 Хуан-Мануэль Фанхио Mercedes-Benz Отчёт
1953 Хуан-Мануэль Фанхио Maserati Отчёт
1952 Альберто Аскари Ferrari Отчёт
1951 Альберто Аскари Ferrari Отчёт
1950 Нино Фарина Alfa Romeo Отчёт

Примечания

  1. McLaren Mercedes Press Office. Italian Grand Prix Prewiew (неопр.). Дата обращения 30 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  2. AT&T Williams Press Office. Italian Grand Prix Prewiew (неопр.). Дата обращения 30 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  3. Lotus Renault Press Office. Italian Grand Prix Prewiew (неопр.). Дата обращения 30 декабря 2011. Архивировано 26 марта 2011 года.
  4. F1News.ru. Гран При Италии: Точка самого серьёзного торможения (рус.) (неопр.) ? (08.09.2001). Дата обращения 30 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  5. Allgemeine Automobil-Zeitung. Der Grand Prix von Europa (неопр.) (05.02.1922). Дата обращения 27 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  6. Breve storia dell’Autodromo di Monza
  7. Motorsport Memorial. Fritz Kuhn (неопр.). Дата обращения 27 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  8. Motorsport Memorial. Enrico Giaccone (неопр.). Дата обращения 27 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  9. Motorsport Memorial. Ugo Sivocci (неопр.). Дата обращения 27 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  10. Motorsport Memorial. Emilio Materassi (неопр.). Дата обращения 27 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  11. Motorsport Memorial. Stanislaus Czaykowski (неопр.). Дата обращения 27 декабря 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  12. Парад Победы 6-й Южноафриканской бронетанковой дивизии в Монце

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *