Гонка индианаполис 500

Любой человек, хоть сколько-нибудь разбирающийся в автоспорте, знает, что такое Инди 500. Этот сверхскоростной марафон стоит в одном ряду с Гран При Монако Формулы 1 и 24 часами Ле-Мана в элите мирового автоспорта, а для американцев являет собой настоящую икону гонок и исключительный день в году. О сражении в Монте-Карло я Вам рассказывал, и теперь пришло время проанализировать события главной заокеанской гонки.

500 миль Индианаполиса стартовали буквально через несколько часов после того, как на княжеских улочках финишировал 6 этап Королевы автоспорта. Эти две гонки, являясь символов отдельных гоночных миров: европейского и американского – буквально диаметрально противоположны по своему характеру. И, если в Монако максимальная скорость лишь 280 км/ч, вследствие чего дистанция Гран При эксклюзивно сокращена до 260 километров, то в Индианаполисе, 365 км/ч, это средняя скорость, показанная на четырех кругах обладателем поул-позишн!

В американских гонках другой спортивный регламент. И даже квалификация дорожных и овальных гонок проходит по разным правилам. На легендарнейшей же гонке планеты этот регламент и вовсе исключителен. В Инди 500 до старта допускается 33 машины. Квалификация проводится за неделю до гонки. В субботу выявляются 24 сильнейших пилота, для 9 из которых проводится импровизированный «суперпоул». Так называемый Pole Day. Днем позже организуется розыгрыш оставшихся позиций, где распределяются места с 25 по 33. И данный «утешительный» заезд носит имя Bump day.

Если говорить о лицах, то поул-позишн, впервые в своей карьере на «Старой Кирпичнице» (изначально, ввиду плохого качества асфальта в Америке, трассу полностью переложили кирпичом) выиграл Райан Бриско, а победителем «квалификации для неудачников», на кону которой стояло 25 место, стал Себастьян Бурдэ. Если же говорить о других экс-пилотах Формулы, то, прежде всего, стоит отметить Рубенса Баррикелло, который, дебютировав на овале, показал лучшее в своей короткой индикаровской карьере 10 место. Другой дебютант, 10-летний пенсионер F1, Жан Алези показал последнее, 33 время и квалифицировался лишь только потому, что никаких других соискателей на стартовую решетку Индианаполиса не было… Без двух недель 48-летний француз проиграл поул-позишн невероятные 26,4 км/ч средней скорости и с таким темпом мог рассчитывать на попадание на стартовую решетку легендарной гонки лишь в 1988 году! Во все последующие годы (в которые, кстати, гонщик и выступал в F1) Алези просто не квалифицировался бы, однако, как уже было сказано выше, исключительные обстоятельства, связанные, в первую очередь, с отсутствием индикаровских моторов и спонсорских денег, не позволили кому-либо еще мечтать об Инди 500.

Так или иначе, Жан вместе с Симоной де Сильвестро был снят с дистанции черным флагом уже после 9 кругов из 200 за слишком медленную езду. Французский «столбик» был просто опасен для по-настоящему быстрых конкурентов! Однако не стоит так сильно уничижать Алези. Да, он никогда не был пилотом класса Баррикелло (Рубенс проиграл темпу поула лишь 2 мили/ч), но и в его руках был далеко не конкурентоспособный болид. Жан управлял машиной команды Fan Force United, которая выступает во втором дивизионе американских формульных гонок Indy Lights. Более того, на его болиде, как и на HVM Racing Симоны, стоял мотор Lotus. Как известно, двигатели из Норфолка не только уступали конкурентам десятки лошадиных сил, что не позволяло бороться даже за попадание во второй сегмент квалификации, но и постоянно теряли мощность и выходили из строя. При этом британцы порой и вовсе не предоставляли новых моторов командам взамен испустивших дух! Ситуация, естественно, привела к разрыву контрактов с Lotus всех команд серии, за исключением оказавшихся крайними HVM, за которую выступает де Сильвестро и эксклюзивной машины Алези. Тем не менее, француз хотя бы получил возможность реализовать свою давнюю мечту, стартовав в 500-мильной гонке, и уже изъявил желание бросить вызов Америке через год. Ведь участвовать Инди ему удалось благодаря спонсорству Дани Бахара и Lotus, послом которого и является Алези.

Что до более быстрых пилотов, то на стартовой решетке бал правили более мощные и совершенные двигатели Chevrolet, на которых трио пилотов Andretti Autosport превзошли титулованный дуэт Penske, проиграв лишь Бриско.Обладатель поула не долго возглавлял пелетон, и первые желтые флаги (так называемый, «коушен» в Америке), появившиеся уже на 14 круге, вызвали массовую волну пит-стопов, лидером из которой вышел 25-летний Андретти! Внук легендарного Марио, выигрывавшего не только титул F1, но и Индианаполис 500, возглавлял пелетон дольше всех своих соперников. Однако, как и в дебютной для Марко гонке в 2006, повторению успеха деда образца 1969 года не суждено было сбыться, ибо в Andretti Autosport провели ставший финальным пит-стоп своего питомца ровно в тот момент, после которого появилась очередная серия желтых флагов. В результате Марко откатился на 9 позицию между Сервией и Баррикелло и за 13 2,5 мильных овальных витков до финиша, слишком глубоко зайдя на апекс атакуя испанца, разбил свой болид о бетонную стену…

Не стоит удивляться данному определению, употребленному мной. Да, Индианаполис это профилированный трек, но трек особенный. Здесь нет настоящих, серьезных виражей, позволяющих одинаково быстро проходить повороты по разным траекториям. Профиль поворотов в Инди лишь 9 градусов и есть только одна правильная траектория с четырьмя апексами по ходу круга. Именно поиск ее и грамотное торможение перед внутренней точкой трека является залогом успеха и главной сложностью легендарного спидвея.

Потому не только молодой американец ошибался. Еще раньше, за 20 кругов до финиша не удержал болид его гораздо более возрастной соотечественник. Эд Карпентер (Вы считали его аутсайдером?), едва поменяв мотор с Lotus на Chevrolet, показал поистине блестящую скорость и на последних кругах боролся за подиум с Уилсоном и Сато. Однако натиска экс-пилотов F1 американец выдержать не смог и потерял задний мост своего болида на выходе из поворота, сумев избежать контакта со стеной, но заглушив мотор… В итоге, получив традиционную помощь американских комиссаров (а в Инди это спецбригады, которые проходят специальные курсы и тренировки маршалов), смог продолжить борьбу, но финишировал лишь 21. Впереди двух представительниц прекрасного пола Лег и Беатриз, но позади последнего из мужчин, четырехкратного чемпиона Champ Car Себастьяна Бурдэ…

Но как же развивалась борьба за победу? На последней четверти дистанции пилоты Ganassi и победители Инди 500, Дарио Франкитти и Скотт Диксон прочно обосновались в лидерах, и суметь помешать красным болидам мог только Тони Канаан и… Такума Сато! Если от чемпиона IndyCar 2004 года такого еще можно было ожидать, хотя бы по выслуге лет, то от горячего японца, стартовавшего 19, никак нет! Тем не менее, именно экс-пилот Формулы 1 оказался главным конкурентом дуэта Ganassi в борьбе за победу на оставшихся 6 кругах, на которые и был дан финальный рестарт после аварии Андретти. Канаан, уходивший лидером на последний зеленый флаг, невероятным образом провалился и уже на отсечке отдал потенциальную победу пилотам Чипа Гэнесси. Такума Сато же, напротив, за 2 круга до финиша разбил слетанную пару Ganassi и на последнем круге пошел в атаку за лидерство…

Год назад в последнем повороте 500-мильной гонки новичок Джей Ар Хильдебранд разбил свой болид, упустив победу… На этот раз, все вышло не менее драматично, и атака Сато на финальном круге гонки закончились для японца разворотом и ударом о бетонную стену на огромной скорости… Франкитти не собирался уступать и не предоставил места на внутреннем радиусе Такуме. В прошлом году Сато первым сошел в гонке, а теперь последним…Таким образом, выброшенный перед финальным кругом желтый флаг зафиксировал позиции и Дарио Франкитти после провального начала сезона одержал третью победу в Инди 500, сравнявшись с Кастроневесом. Впереди только Рик Мирз, Эй Джей Фойт и Эл Анзер.

Серия из четырех побед подряд Penske прервалась. Honda выиграла дебютную гонку в сезоне. Причем крах команды Седого Роджера был тотальным. Ни трехкратный победитель 500 миль Индианаполиса Хелио Кастроневес, замкнувший десятку, ни обладатель поула Райан Бриско, финишировавший пятым, ни лидер чемпионата Уилл Пауэр в борьбе с четырехкратным чемпионом IndyCar шансов не имели.

Более того, победитель трех последних гонок и вовсе сошел, когда перед ним разбил болид Майк Конвей. Однако лидерство в серии все равно остается за австралийцем. Уилл по-прежнему имеет 200 очков в своем активе, но традиционная особенность Индианаполиса, благодаря которой тройка призеров получают не 50-40-35, а 54-44-42 позволяют соперникам заметно приблизиться, и шанса на очередной беспроблемный сход у Пауэра больше нет. Кастроневес и Хинчклифф, делящие вторую строчку, уступают австралийцу «лишь» 36 очков.

И надо отдать должное победителю. Франкитти не помешал потом Honda, позволивший квалифицироваться лишь 16. Не помешал удар на пит-лейн Эрнесто Визо во время первой серии желтых флагов, когда действующий чемпион был отправлен венесуэльцем в разворот. Не помешал серьезный прессинг со стороны партнера Диксона и других конкурентоспособных оппонентов.Шотландец не зря четырехкратный чемпион. И несмотря на неделей ранее отмеченное 39-летие, он продолжает бороться за победы. Несмотря на обескураживающее начало сезона, действующий чемпион смог переломить ситуацию и сделал это в самый важный момент. Он знает, что такое упорство и воля к победе. К своему титулу Дарио шел 10 лет… Еще молодым проиграв титул Монтойе по дополнительным показателям при равенстве очков, он так и не покорил серию CART и долго не мог вкатиться в IRL. Однако теперь он лучший.

В конечном счете Франкитти выиграл. Выиграл год спустя Дэна Уэлдона, дебютировавшего победой в прошлом году в Инди и погибшего в Лас-Вегасе 5 месяцами спустя.Следом за Дарио финишировал его напарник Диксон, который хоть и стартовал на позицию выше и всю вторую половину дистанции каждый круг менялся с Франкитти во главе пелетона, повторить успех 2008 года не смог. Сато не только лишил новозеландца пространства для маневра, обогнав Скотта на предпоследнем круге, но и исключил все шансы на атаку желтыми флагами на последних 2,5 милях.

Что же до третьего призера, то им стал Тони Канаан, принеся первый подиум KV в сезоне и достигнув планки результативности команды Калховена-Вассера прошлого чемпионата. Благодаря этому успеху бразилец опередил своего соотечественника, напарника и друга Баррикелло, после череды неудач выйдя на 9 место в первенстве. Рубенс же, невзрачно финишировав 11, обосновался на такой же позиции и в личном зачете, кстати, в обрамлении пилотов, которые могли выиграть Инди 500 в прошлом году и в этом, если бы не разбили болид на последнем круге. Хильдебранду Баррикелло уступает очко, а Сато, располагающего ровно сотней зачетных баллов, бразилец опережает на два.Теперь нас ждет захватывающее зрелище из пяти уик-эндов подряд, первый из которых состоялся. Мичиган, Техас, Висконсин, Айова представят удивительный американский марафон, включающий в себя две ночные гонки в Форт-Уорте и Ньютоне. Уже через три дня моторы взревут на квалификации городской трассе в Детройте в борьбе за победу в Firestone Fast 6.

И я заранее извиняюсь, что не смогу Вам в традиционном формате регулярно описывать события грядущих гонок ввиду надвигающейся сессии. Но уверяю Вас, статьи выйдут по всем этапам, просто единым блоком. Любите гонки, до встречи на следующих Гран При!

Статья опубликована в авторской колонке

Общая информация

Наименование серии

Лишь к сезону-2003 были урегулированы все правовые формальности с CART и IRL получила легальное право использовать слово IndyCar в названии своей серии. До этого серия официально именовалась так:

Годы Название Примечание
1996—1997 USAC Indy Racing League
1998—1999 Pep Boys Indy Racing League Привлечение первого титульного спонсора.
2000—2001 Indy Racing Northern Light Series Интернет-поисковик подписал первоначально пятилетний контракт, но, в итоге, прервал выполнение своих обязательств после двух лет.
2002 Indy Racing League

Перед началом сезона-2003 серия официально получила право именоваться как IndyCar Series и, в очередной раз, сменила имя.

В 2006 году IndyCar заключил партнёрское соглашение с Simmons-Abramson Marketing (во главе с Джином Симмонсом из группы Kiss), обещая «активно занимается маркетингом лиги, её соревнований, связями с общественностью, работой со спонсорами, мерчендайзингом и усилением брендов проекта — от самой серии IndyCar до легендарных Indy 500». Симмонс также поучаствовал в создание нового гимна серии — песни «I Am Indy». Перед сезоном-2008 был подписан спонсорский контракт с теле-/радиовещательной компанией DirecTV и серия официально стала именоваться IndyCar Series in DIRECTV HD. Сотрудничество продлилось год.

5 ноября 2009 года был анонсирован спонсорский контракт с новым титульным спонсором — компанией Izod. По неофициальным данным сделка была заключена минимум на 5 лет, за каждый из которых серия получит не менее 10 млн долларов.

Показ на ТВ

За время своего существования этапы серии показывались на таких каналах, как ABC, CBS, ESPN, Fox, FSN, ESPN2, ESPN Classic и TNN. В данный момент, этапы IndyCar, транслирует телеканал NBCSN.

С 2009 года серия подписала 10-летний контракт на показ большей части своих этапов с с каналом Versus. ABC продолжит показ Indy 500 до 2012 года, а также ещё четырёх гонок в каждом сезоне на свой выбор. Versus дополнительно покажет предгоночное часовое шоу, обычно совмещаемое с финальными минутами квалификации.

В России гонки серии первоначально показывались по каналам семейства Евроспорта. В 2006 году права на показ серии купил канал 7ТВ. Ежегодно, вплоть до закрытия спортивного вещания в сентябре 2009 года, канал показывал 500 миль Индианаполиса, несколько гонок в прямом эфире, а также, до 2009 года, показывались обзоры всех этапов.

В 2010 году права на показ серии купил канал Авто Плюс. Телеканал показывал обзоры всех этапов, а также полную версию Indy 500 (в режиме отложенного показа в 2010 году, и в прямом эфире с 2011 года). Обзоры комментировал Владимир Башмаков, а прямые эфиры Indy 500 вместе с ним вёл Сергей Беднарук.

К 2013 году канал отказался от обзоров этапов; вакантные права выкупил холдинг Modern Times Group, показывая их на своём русскоязычном спортивном канале. Комментатором выступил Беднарук. В 2014 году, начиная с гонки 500 миль Индианаполиса, параллельное вещание серии на Россию также вёл один из спортивных каналов холдинга ВГТРК, комментировали гонки Владимир Башмаков и Алексей Попов. В 2016 году этапы серии, транслировались каналом «Матч! Арена», комментировал гонки Владимир Башмаков.

В 2017 году гонки транслируются каналом Viasat Sport, где комментатором выступает Сергей Беднарук, и каналом Авто 24, на котором их комментирует Владимир Башмаков.

Используемая техника: былое и нынешнее

Формально IndyCar является открытым чемпионатом: любой производитель может договориться с руководством серии и стать её поставщиком. Ныне, однако, чемпионат является моносерией — шасси поставляет только компания Dallara, а моторы — компания Honda. С 2012 года возобновилась борьба между моторостроителями — в серию вернулась компания Chevrolet.

Шасси

Шасси G-Force 1997-го года. На фото машина перекрашена в цвета команды Panther Racing образца 2008 года.Жак Лазье за рулём Panoz GF09 в Индианаполисе-2007.

В первом сезоне серии (1996 год) использовалась техника серии CART (в спецификации 1992—1995 годов), поставляемая компаниями Lola и Reynard. Нынешние требования к шасси берут своё начало в 1997 году. Тони Джордж озвучил тогда новый технический регламент, среди прочего предполагавший менее дорогие шасси и более приближенные к обычным двигатели. Т.о. были запрещены шасси CART и двигатели с турбонаддувом (последние использовались в Indy 500 с конца 1960-х).

Перед 2003 годом, под давлением переходящих в серию команд серии CART, регламент относительно шасси был пересмотрен — для начала Лига ввела ограничение для компаний производителей техники — теперь они должны были быть сначала утверждены руководством серии и лишь потом получали право строить шасси и предлагать его командам. Ранее любая компания могла построить шасси и если оно удовлетворяло регламенту серии и находились желающие его использовать, то оно допускалось на старт.

За историю серии IndyCar использовались шасси четырёх компаний:

Производитель История
Dallara Компания пришла в серию со своим шасси в 1997 году. Первоначально Dallara проигрывала конкурентам, но позже смогла догнать и перегнать их. В связи с этим росло число команд, выбиравших технику итальянского производителя и, в итоге, после ухода из серии главного конкурента — компании Panoz Auto Development — Dallara стала монополистом в поставке шасси для серии.

Со временем Dallara также стала поставщиком шасси для главной серии поддержки — чемпионата Firestone Indy Lights.

Dallara выиграла 8 из 12 Indy 500, в которых принимали участие пилоты на её шасси.

G Force Шасси G Force также впервые дебютируют в серии в 1997 году. В первый же год Ари Лёйендейк приносит производителю победу на Indy 500 (в 2000-м году Хуан Пабло Монтойя повторяет этот результат).

В 2002 году компания Élan Motorsport Technologies покупает производителя. Шасси переименовывается в «Panoz G Force» (позже сокращаясь до «Panoz»).

В 2003 году компания выпустила модифицированное шасси. Оно выиграло два своих первых Indy 500 и финишировало вторым в третьем соревновании. Вскоре после этого шасси начинает активно терять популярность (так в 2006-м году и без того резко сократившийся пелотон участников на G Force приводит лишь одну машину в Top10 на Indy 500. Вскоре маленькая компания полностью переключилась на производство шасси DP01 для серии Champ Car.

Последний визит шасси в Индианаполис состоялся в 2008 году — Фил Гиблер попал в аварию на тренировке.

В настоящее время, учитывая возраст техники и небольшие возможности компании, принятие шасси Panoz в качестве одного из официальных шасси серии практически исключено.

Riley & Scott Riley & Scott использовалось командами серии в 1997—2000.

Первое их шасси (Mark V) впервые вышло на трассу в конце 1997 года, тем самым серьёзно ограничив список покупателей. Шасси оказалось довольно медленным. Вскоре Riley & Scott была куплена компанией Reynard. В 2000 году проект попытался вернуться в серию с новым шасси Mark VII. Бадди Лазье удалось выиграть на нём уже во второй гонке сезона — в Финиксе. В дальнейшем шасси не вышло на старт в Индианаполисе и вскоре команды отказались от его использования.

Falcon Cars Накануне сезона 2003 года Майкл Крейнфусс и Кен Андерсон организовали компанию для производства шасси для серии IndyCar. Проект оказался мертворождённым — на шасси никогда не устанавливался двигатель и его никто так и не купил для участия в гонках.
Прочее Упоминавшееся выше шасси Panoz DP01 серии Champ Car участвовало и в гонках серии IndyCar — оснащённое двигателем Cosworth оно боролось на безальтернативной основе за очки на Toyota Grand Prix of Long Beach 2008. Та гонка в таком виде стала возможна из-за процесса объединения IndyCar и Champ Car и неучастия в этапе команд IRL.

Техника первоначально была уникальной с той точки зрения, что строилась исключительно под особенности овальных гонок — были асимметричны, топливные и охлаждающие системы располагались преимущественно на правой стороне шасси и т. д. С введением в календарь дорожных гонок от этого в какой-то момент отказались и шасси серии во многом напоминают своих собратьев из других чемпионатов на машинах с открытыми колёсами.

Топливо

Метанол

С момента своего основания IRL использовала в качестве топлива для заправки автомобилей метаноловое топливо (продолжив традиции «чампкаровских» гонок, использовавших метанол со времён гибели Эдди Сакса и Дэйва МакДональда в Indy 500 1964 года). Метанол давно стал более безопасной альтернативой бензину. Это топливо легче гасится водой и невидимо при горении.

С введением в 1997-м году в IRL ночных гонок горение метанола впервые удалось увидеть невооружённым взглядом. После этого, в целях безопасности, руководство серии и поставщики изменили состав топлива, договорившись о добавлении в него таких примесей, что горение теперь можно видеть и днём.

Этанол

В 2005 году компания Ethanol Promotion and Information Council (EPIC) стала спонсором команды IndyCar, за которую выступал Пол Дана. EPIC являлся консорциумом производителей этанола и при помощи своего участия в разработке топлива для серии хотел поднять популярность этанолового топлива в обычной жизни, уничтожив расхожее мнение о том, что использование данного топлива приводит к повреждению двигателя и уменьшению его производительности.

Дана погиб в 2006 году, но это уже не повлияло на переход IRL на этаноловое топливо. В 2006 году доля этанола в топливе составляла 90 %, а в 2007 выросла до 98 % (оставшиеся 2 % составляет бензин). Спирт соответствует требованиям правительства США о непригодности к употреблению человеком и наличию видимого огня при сжигании.

Чтобы компенсировать понятную в таком случае потерю в мощности, руководству серии пришлось увеличить рабочий объём двигателей до 3,5 литра. Переход на этанол помог снизить расход топлива, а значит появилась возможность уменьшить объём баков. Среди прочих положительных моментов этанола можно назвать отсутствие химических ожогов при соприкосновении с кожей человека, а также меньшее загрязнение для окружающей среды. Запах паров этанола часто сравнивают с запахом паров сладкого яблочного сидра.

В мае 2010 года новым официальным топливным спонсором серии стала компания Sunoco (на период с 2011 по 2014 год). Sunoco вместе с APEX-Brasil и UNICA обеспечит этаноловые потребности серии.

Двигатель

По понятным причинам в первых гонках серии использовалось не только бывшее шасси серии CART, но и бывшие двигатели той серии. Окончательно от них отказались с третьей гонки сезона 1996/97. Восьмицилиндровым V-образным наддувным агрегатам было разрешено типичное давление в 45 дюймов ртутного столба. Двигатель Menard-Buick V6, использовавшийся в 1996 году, был чуть обновлённой версией силового агрегата 1995 года. Для подобных двигателей было разрешено давление в 55 дюймов (в CART для него было ограничение в 45 дюймов для гонки в Индианаполисе).

Ford-Cosworth неохотно оказывал поддержку командам IRL, использовавшим старые спецификации его двигателя, сделав основную ставку на работу с командами CART, где Ford-Cosworth числился официальным поставщиком серии. Двигатель Ilmor Mercedes V8 также был заимствован из серии CART, однако использовался лишь единожды — в 1996 году на Indy 500 командой Galles Racing.

Dallara Витора Мейры перед тренировкой в 1996 году.

Начиная с 1997 года к двигателям IRL изменились требования — стали использоваться 4-литровые V-образные 8-цилиндровые атмосферные двигатели на метаноловом топливе. Поставщиками выступили: Oldsmobile (под маркой Aurora) и Nissan (под маркой Infiniti). Правила тех лет ограничивали стоимость двигателей суммой в $80 000. Прочие технические характеристики силовых агрегатов тех лет: ограничение по оборотам — 10 500 об/м; мощность — 700 л. с. / 520 кВт.

Следующее изменение в регламенте двигателей вступило в силу в 2000 году. Рабочий объём упал с 4 до 3,5 литров, также было снято требование о том, чтобы поставляемый двигатель базировался на обычном дорожном агрегате. В 2004 году после нескольких аварий (в том числе тех, где погиб Тони Ренна и серьёзно травмировался Кенни Брак), дабы снизить максимальные скорости, рабочий объём был снижен до 3 литров.

В качестве поставщиков двигателей работали две компании — Infiniti и Aurora. Первые были надёжнее, но со временем стали заметно уступать конкуренту по мощности. Это, вполне объяснимо, вызвало отток команд к Aurora. Были попытки исправить ситуацию — в начале 1999 года команда Cheever Racing приложила немалые усилия для улучшения характеристик силового агрегата Infiniti. Вскоре стали приходить некоторые успехи — Эдди Чивер выиграл гонку в Пайкс-Пик в 2000 году. Впрочем особого продолжения успехов не последовало, и после 2002 года марка сосредоточилась на поставке двигателей для младшей серии IRL — Infiniti Pro Series (ныне Firestone Indy Lights).

В 2002 году General Motors решила сменить бренд, рекламируемый в серии. Поставляемые командам двигатели отныне носили имя Chevrolet. Однако приход в серию в эти же сроки Honda и Toyota создал компании серьёзные проблемы. Японская техника оказалась лучше, и на неё относительно быстро перешли многие сильные команды. Chevrolet сделала несколько неудачных попыток догнать конкурентов, после чего в конце 2004 года объявила о закрытии своей программы в серии после сезона-2005, посчитав нецелесообразным поставлять слабоконкурентноспособную технику.

В 2003 году в серию перешла Toyota, покинув конкурентов из CART. Японский автогигант выиграл свою первую же гонку серии, первый же Indy 500 и первый же чемпионат. В дальнейшем успехи пошли на убыль, и в ноябре 2005 года Toyota закрыла свою программу поставки двигателей для серии.

Honda также пришла в IRL из CART в 2003 году. Техника компании со временем была всё более конкурентоспособна, и с 2004 года пилот за рулём машины с её двигателем неизменно становится чемпионом. К 2006 году конкуренты марки, отчаявшись обыграть её, объявили один за другим о закрытии своих программ. Honda стала единственным поставщиком для серии. Разработчиком и производителем двигателей является компания Ilmor, часть которой принадлежит Роджеру Пенске.

Двигатель Honda Indy V8 образца 2008 года

Одним из плюсов нынешней ситуации с двигателями является то, что моторостроитель может сконцентрироваться не на том, чтобы заставить ехать автомобиль быстрее, а на том, чтобы сделать силовой агрегат более отказоустойчивым и более дешёвым. Нынешние двигатели могут выдерживать без поломок до 1931 км дистанции. Двигатели берутся командами в аренду на весь сезон. Стоимость годичного контракта на одну машину составляет $935 000. Honda предоставляет специальную техническую группу для обслуживания моторов на всех этапах и тестовых сессиях IndyCar.

Нынешние двигатели имеют ограничения по оборотам в 10 300 об/мин и имеют мощность порядка 650 л. с. Существующая версия мотора содержит два распределительных вала и по четыре клапана на каждый из цилиндров. Коленчатый вал изготовлен из сплава стали; поршни выкованы из алюминиевого сплава; шатуны сделаны из легированной стали. Электронная система управления двигателя поставляется компанией Motorola. Система смазки двигателя обеспечивается маслосборником сухого типа, охлаждаемой одним водяным насосом.

Техника

  • Тип: Одноместная машина с открытыми колёсами, с открытым кокпитом и граунд-эффектом днища; имеются навесные заднее и переднее антикрыло.
  • Конструкция: Монокок содержит кокпит, топливные элементы и переднюю подвеску; двигатель является интегральной частью шасси; задняя часть содержит кожух двигателя, коробку передач и части задней подвески.
  • Материал: Углеродное волокно, кевлар и другие композитные материалы.
  • Вес: Минимум 697,1 кг (для овалов) и минимум 725,7 кг для дорожных этапов. Взвешиваемая машина не заправлена, не содержит пилота, но имеет в своей системе все смазочные и охлаждающие жидкости.
  • Длина: Минимум 192 дюйма.
  • Ширина: В диапазоне между 77,5 и 78,5 дюймами.
  • Высота: Около 38 дюймов.
  • Колёсная база: 121,5-122 дюйма
  • Размер колеса: Передние: 15 дюймов в диаметре, 10 дюймов в ширину. Задние: 15 дюймов в диаметре, 14 дюймов в ширину.
  • Покрышки: Firestone Firehawk. Диаметр передних: 25-26 дюймов (выдерживают давление 35 фунтов на квадратный дюйм). Диаметр задних: 26,5-27,5 дюймов (выдерживают давление 35 фунтов на квадратный дюйм).
  • Коробка передач: XTRAC (располагается перед задней осью). Шесть передач (ручная).
  • Объём бака: Около 83,5 литров (стандарт).
  • Производитель: Dallara Automobili.
  • Тип: 3,5-литровый (213,6 кубических дюймов) V8, 32-клапанный двигатель с двумя распредвалами в головке цилиндров (DOHC). Атмосферный двигатель (без турбонагнетателя). Максимальный внутренний диаметр равен 93 мм. 4 распредвала. 4 клапана на цилиндр.
  • Вес: 280 фунтов (минимальный сухой вес) — без муфты, электронного блока управления и т. д.
  • Обороты: 10 300 об/мин (Лига поставляет ограничитель оборотов).
  • Мощность: 650 л.с. (485 кВт).
  • Топливо: 100% биоэтанол.
  • Система впрыска: Электронная.
  • Модель: Honda Racing Indy V-8.
  • Производитель: American Honda Motor Co., Inc.

Источник: Оф.сайт серии

Машина следующего поколения

Машина Скотта Диксона. Детройт, 2012

14 июля 2010 года организаторы серии объявили о продлении контракта с компанией Dallara на поставку шасси. Итальянский производитель выбран в конкурсе в борьбе с другими тремя компаниями. Dallara обязалась обеспечить команды следующей модификацией своего шасси начиная с 2012 года. Dallara будет обеспечивать только ходовую часть машины. Сами команды будут вольны выбирать аэродинамический пакет (боковые обтекатели, кожух двигателя, передние/задние антикрылья). Допустимо его создание любимым производителем (в том числе и самой командой). Впрочем серия наложила некоторые ограничения на него: собранная машина должна пройти специальный тест на безопасность использования, сам комплект должен быть доступным для любой команды серии и иметь максимальную стоимость не более $70 000 долларов. Кроме того название шасси будет выбираться с учётом создателя аэродинамического комплекта, а не с учётом создателя ходовой части (так если команда Penske возьмётся создавать аэродинамику для своей машины, то шасси будет именоваться «Penske IndyCar», а не «Penske Dallara»). Командам разрешено использовать не более двух комплектов аэродинамики по ходу сезона.

Сделка с Dallara также включает в себя обязательство итальянцев создать производственные мощности в городе Спидвей (Индиана), где и должны производиться искомые шасси (часть сделки включает в себя налоговые льготы от государства и местного самоуправления). Dallara также обязалась снизить стоимость шасси до $345 000 долларов за каждой (цена упадёт на 45 % по сравнению с нынешней). Руководство региона также смогло выторговать бонус для команд, базирующихся в Индиане — первые 28 шасси для них (суммарно) будут стоить всего $195 000 долларов. Новое шасси будет весить 1380 фунтов, что на 185 фунтов меньше, чем нынешнее. Дизайн новых шасси будет выполнен таким образом, что возможность контакта рабочей поверхностью шин между двумя машинами будет сведена к минимуму.

Приблизительная версия машины следующего поколения была показана в специальном пресс-релизе на сайте серии:

  • Проект дизайна шасси 2012 года
  • Новые образцы автомобиля
  • Антиблокировочный дизайн

Серия также анонсирует новый формат двигателя — желающие должны будут создать турбированный двигатель с рабочим объёмом до 2,4 л, с 6 цилиндрами, потенциально способный развивать мощность в 550—750 л.с. Также предполагается использование различных гибридных систем, KERS (похожую на аналогичную в Формуле-1), а также некоторые усовершенствования для систем двигателя. Система «push-to-pass» позволит в 2012 году получать краткосрочную прибавку в мощности двигателя до 100 л.с. (нынешняя система даёт прибавку только в 20).

Шинники из Firestone продолжат поставлять покрышки для команд.

Спортивный регламент

  • Квалификация. В IRL используется две принципиально разные квалификационные системы — для дорожных и овальных трасс. На дорожных трассах все гонщики участвуют в квалификационной сессии, состоящей из трёх этапов — сначала пилоты, разделённые на 2 группы выявляют 12 быстрейших участников (по 6 машин от каждой группы), затем эти 12 пилотов выявляют 6 лучших, и только эти шестеро разыгрывают в отдельной сессии поул-позицию. На овалах же поул выявляется в одной сессии сразу среди всех участников. Число зачётных кругов, входящих в одну попытку, варьируется (ныне используется двух круговая и четырёх круговая система). В Индианаполисе стартовую решётку выстраивают по итогам нескольких сессий.
  • Гонка. На старте гонщики выстраиваются 2 рядами (за исключением Indy 500). Старт в гонке всегда дается с ходу. Клетчатый флаг дается после прохождения всей дистанции или по истечении 2 часов с момента старта (в зависимости от регламента этапа).
  • Очковая система. В IRL получают очки все вышедшие на старт гонщики. 50 очков получает победитель, 40 очков дается за второе место, 32 — за третье. Далее, с 4го по 17е место очки распределяются так — 28-26-24-23-22-21-20-19-18-17-16-15-14-13, с 18го по 26е место все получают по 12 очков, ниже 26го — по 10 очков. С 2009 г. за наибольшее число кругов лидирования дают 2 очка, а 1 очко дают за победу в квалификации. В 2010-м году повышена ценность квалификации в Индианаполисе. Теперь за её результаты дополнительно начисляют ополовиненные очки гонки — 25 — за поул, 20 — за 2-е место и т. д. Каждый пилот прошедший квалификацию получит по крайней мере 3 очка.

Лауреаты сезонов

Дополнительные сведения: Championship Car Racing#Национальные чемпионы

После слияния CART/Champ Car и Indy Racing League в 2008 году, IRL приобрела права на всю интеллектуальную собственность и исторические достижения.

Сезон Чемпион Новичок
года
Самый
популярный
пилот
Пилот Команда Шасси Двигатель
1996 Скотт Шарп
Базз Калкинс
A. J. Foyt Enterprises
Bradley Motorsports
Lola
Reynard
Ford-Cosworth
Ford-Cosworth
не присуждался не присуждался
1996—1997 Тони Стюарт Team Menard G-Force Oldsmobile Джим Гатри Ари Лёйендейк
1998 Кенни Брак A. J. Foyt Enterprises Dallara Oldsmobile Робби Анзер Ари Лёйендейк
1999 Грег Рей Team Menard Dallara Oldsmobile Скотт Харрингтон Скотт Гудьир
2000 Бадди Лазье Hemelgarn Racing Dallara Oldsmobile Айртон Даре Эл Анзер-младший
2001 Сэм Хорниш-младший Panther Racing Dallara Oldsmobile Фелипе Жиаффоне Сара Фишер
2002 Сэм Хорниш-младший Panther Racing Dallara Chevrolet Лоран Редон Сара Фишер
2003 Скотт Диксон Chip Ganassi Racing G-Force Toyota Дэн Уэлдон Сара Фишер
2004 Тони Канаан Andretti Green Racing Dallara Honda Косукэ Мацуура Сэм Хорниш-младший
2005 Дэн Уэлдон Andretti Green Racing Dallara Honda Даника Патрик Даника Патрик
2006 Сэм Хорниш-младший Penske Racing Dallara Honda Марко Андретти Даника Патрик
2007 Дарио Франкитти Andretti Green Racing Dallara Honda Райан Хантер-Рей Даника Патрик
2008 Скотт Диксон Chip Ganassi Racing Dallara Honda Хидэки Муто Даника Патрик
2009 Дарио Франкитти Chip Ganassi Racing Dallara Honda Рафаэль Матос Даника Патрик
2010 Дарио Франкитти Chip Ganassi Racing Dallara Honda Алекс Ллойд Даника Патрик
2011 Дарио Франкитти Chip Ganassi Racing Dallara Honda Джеймс Хинчклифф Дэн Уэлдон
2012 Райан Хантер-Рей Andretti Autosport Dallara Chevrolet Симон Пажно Джеймс Хинчклифф
2013 Скотт Диксон Chip Ganassi Racing Dallara Honda Тристан Вотье Тони Канаан
2014 Уилл Пауэр Team Penske Dallara Chevrolet Карлос Муньос Хуан-Пабло Монтойя
2015 Скотт Диксон Chip Ganassi Racing Dallara Chevrolet Габби Чавес Джастин Уилсон
2016 Симон Пажно Team Penske Dallara Chevrolet Александр Росси Брайан Клосон
2017 Джозеф Ньюгарден Team Penske Dallara Chevrolet Эд Джонс Скотт Диксон

Примечания

IndyCar Series на Викискладе

  1. IndyCar lands title sponsor, IndyStar.com (3 ноября 2009). Архивировано 6 ноября 2009 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  2. Indy Racing and Northern Light end partnership, Motorsport.com (7 января 2002). Архивировано 3 мая 2008 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  3. IRL Forms Innovative Marketing Agreement With Gene Simmons & Richard Abramson, GeneSimmons.com (10 января 2006). Архивировано 10 января 2013 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  4. Direct Carrier, IndyCar.com (3 апреля 2008). Дата обращения 23 августа 2010. (недоступная ссылка)
  5. Izod is IndyCar Series title sponsor, Autoweek (6 ноября 2009). Дата обращения 29 октября 2010.
  6. IRL Adds TNN to its family as all ’98 races on broadcast TV, Sports Business Daily (4 декабря 1997). Дата обращения 23 августа 2010.
  7. IndyCar Announces New TV Deal, insideindianabusiness.com (7 августа 2008). Архивировано 7 мая 2013 года. Дата обращения 29 октября 2010.
  8. Sunoco to Become Official Fuel of Indy Racing League in 2011, IndyCar Series, Marketwatch.com (27 мая 2010). Дата обращения 27 мая 2010.
  9. 1 2 IRL Aurora V8, Autoworld.com (29 марта 2001). Архивировано 8 января 2010 года. Дата обращения 17 августа 2012.
  10. IRL Engine Specifications Announced for 2000-2004 Seasons, Motorsport.com (17 ноября 1998). Архивировано 6 июня 2011 года. Дата обращения 17 августа 2012.
  11. Chevy revs for 2002 IRL season, SAE Intl.. Архивировано 5 мая 2013 года. Дата обращения 17 августа 2012.
  12. Reitz, Victoria. Leveling the playing field, MachineDesign.com (25 мая 2006). Архивировано 2 мая 2008 года. Дата обращения 17 августа 2012.
  13. IndyCar confirms rule changes, cost savings, Racer.com (12 января 2010). Дата обращения 17 августа 2012.
  14. IndyCar Series Technical Update Press Conference, IndyCar.com (22 февраля 2007). Архивировано 14 ноября 2007 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  15. Lewandowski, Dave. INDYCAR: Series Embraces Innovation For 2012, Speed.com (14 июля 2010). Архивировано 21 августа 2010 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  16. Lewandowski, Dave. 2012 car strategy embraces innovation, IndyCar.com (14 июля 2010). Архивировано 28 августа 2010 года. Дата обращения 23 августа 2010.
  17. 2012 car strategy embraces innovation Архивировано 28 августа 2010 года., indycar.com, 14 июля 2010
  18. Cavin, Curt. Winning pole just got more intense, indystar.com, Indianapolis Star (10 апреля 2010). Дата обращения 10 апреля 2010.
  19. Калкинс и Шарп набрали одинаковое количество очков и все дополнительные показатели, которые учитывал регламент серии того сезона у них также оказались равны.
  20. Хорниш набрал столько же очков, сколько и второй призёр Уэлдон, но обошёл его по числу побед за сезон.
  21. О присуждении этого титула было объявлено постфактум через год, когда официальный сайт серии написал о пятом подряд титуле самого популярного пилота серии для Даники.
  22. indycar.com Staff. Night for the fans, IndyCar.com (19 октября 2009). Дата обращения 23 августа 2010. (недоступная ссылка)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *