КамАЗ мастер команда

КАМАЗ-Мастер

Команда «КАМАЗ-мастер» — это плоть от плоти нашего автозавода, она насквозь проникнута его духом, — говорит генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. Этим надо дорожить. КАМАЗ стоял, стоит и будет стоять за командой.

«КАМАЗ-мастер» легенда продолжается

История команды «КАМАЗ-мастер» началась в далеком 1988 году. На старт проходившего в Польше ралли «Ельч» из России прибыли три грузовика-внедорожника практически неизвестной на европейском континенте марки. Никто из завсегдатаев ралли – как спортсменов, так и поклонников, даже в самых смелых своих прогнозах не мог предположить, что команда новичков сможет претендовать на призовые места. Тогда просчитались все – дебютанты взяли серебро гонки. Так началось восхождение на вершины мирового спортивного Олимпа команды из Набережных Челнов, которая в скором времени завоевала мировую известность под именем «КАМАЗ-мастер».

Команду «КАМАЗ-мастер» можно по праву назвать уникальным явлением в отечественном спорте. Впервые заявив о себе как о спортивном коллективе Камского автозавода, спустя годы перейдя в ранг профессионалов и добившись международного признания, она не изменила этому статусу. На родных КАМАЗах автогонщики из Набережных Челнов завоевали многочисленные награды в бескомпромиссной борьбе с конкурентами, выступающими на технике от лидеров мировой автомобильной промышленности: «Мерседес», «МАН», «Рено», «ДАФ», «Жинаф», «Хино», «Татра», «Ивеко».

Тернистый путь к покорению Дакара команда «КАМАЗ-мастер» начала в далёком 1990 году, а в 1996-м впервые выиграла эту престижную гонку. С тех пор команда 27 раз участвовала в гонке и 15 раз побеждала в ней. Это уникальный результат!

На счету команды 5 Кубков мира и 15 побед в супермарафоне «Дакар». Сегодня в команде собраны 11 Заслуженных мастеров спорта России и 15 мастеров спорта международного класса!

В коллектив команды «КАМАЗ-мастер» помимо спортсменов входит технический, инженерный и менеджерский персонал. Каждое подразделение отвечает за определенное направление работы, здешних профессионалов отличает высокий уровень самодисциплины и работоспособности – поставленные перед ними задачи реализуются точно в срок. При этом в команде не в ходу пресловутая корпоративная конкуренция, наоборот негласным правилом коллектива является доброжелательное, по сути семейное отношение друг к другу. Понимание, взаимовыручка и ответственность – вот что лежит в основе деятельности спортивного камазовского мини-социума. Подобная модель взаимодействия была сформирована в ходе гонок и перенесена оттуда в «мирную жизнь».

Камазовские спортсмены-ветераны, многократные победители множества гонок мирового уровня – пилоты Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров, штурман Айдар Беляев, механик и штурман Сергей Савостин – входят в элиту мирового автоспорта.

Почетным членом и пилотом команды «КАМАЗ-мастер» является Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. За рулем спортивного «КАМАЗа» он неоднократно становился победителем престижных международных соревнований.

Одной из особенностей коллектива «КАМАЗ-мастер» является тот факт, что все его спортсмены являются технически грамотными специалистами, каждый имеет соответствующее образование и многие годы практики. В боевых экипажах едут люди, профессиональные возможности которых не ограничены непосредственно спортом, в случае аварии они способны собственноручно устранить неисправность, что нередко происходит на ралли-рейдах. Работа с техникой, знание и понимание ее – это направление является приоритетным при подготовке спортсменов к ралли-рейдам. Изучая историю команды, понимаешь насколько верным является такой подход: неоднократно исход гонки зависел именно от технической грамотности членов экипажа, когда помощь была слишком далеко, а потерянные драгоценные минуты и часы могли сделать финишный подиум недосягаемым.

Жизнь профессионального спортивного коллектива невозможна без постоянного обновления, притока свежей крови, появления в его составе талантливой молодежи. «КАМАЗ-мастер» не исключение. Уверенно заявляют о себе на престижных международных соревнованиях молодые спортсмены: пилоты — Андрей Каргинов, Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Дмитрий Сотников, Антон Шибалов; штурманы: Андрей Мокеев, Вячеслав Мизюкаев, Евгений Яковлев, Роберт Аматыч; механики – Игорь Девяткин, Владимир Рыбаков, Айрат Исрафилов, Андрей Аферин, Алмаз Хисамев и др. Целенаправленную работу с молодежью ведут ветераны, известные и авторитетные гонщики.

Этот «малый» командный патриотизм базируется на «большом» государственном патриотизме. И для «КАМАЗ-мастера» это не пустая формальность. Чтобы понять это, достаточно поговорить с любым членом команды, от механика до пилота, и он скажет, что далеко в пустыне он работает ради того, чтобы флаг его родины победно развивался на финише ралли.

Cайт команды «КАМАЗ-мастер»

1. Первая жертва

В 1990 году советские газеты провожали команду на ее первый «Дакар» заголовками «КамАЗы промчатся по пустыне». Они не промчались. Сошли с дистанции практически сразу после старта: на первом грузовике заклинило двигатель, на втором сломался коленвал, на третьем лопнул маховик. Последнюю машину нечем было вытаскивать из песков Сахары, ее пришлось оставлять. «Мы вернемся за тобой», — сказали гонщики.

Они действительно вернулись, но только летом, достав необходимые детали и уговорив посольство СССР в Мавритании поспособствовать спасательной операции. Видавший виды джип с местными военными, надсадно ревя и буксуя, прорывался сквозь пустыню так тяжело и долго, что запасы воды стали подходить к концу, но камазовцы отказывались возвращаться без грузовика. На одном из привалов при +50°С они услышали, как мавританцы по-французски обсуждают, не проще ли пристрелить русских и уехать.

Убийство действительно произошло, но раньше. Когда поисковики добрались до раненого КамАЗа, их встретил распотрошенный остов боевой машины: что не уничтожила гонка, истребили мародеры. Без колес, без проводки, без стекол — его было уже невозможно спасти. Экипаж работал молча и четко, провожая своего близкого в последний путь: нацедили бензина из бака, облили им КамАЗ и подожгли.

Остов того грузовика и сегодня можно встретить в Сахаре — машина-призрак, занесенная песком, напоминает о том, что пустыня не бережет никого. Кстати, тогда «КАМАЗу» настоятельно советовали завязывать с гонками: «Вы что, думаете, что когда-нибудь сможете соперничать с зарубежными машинами? Вы только позорите нашу автомобильную промышленность», — таким было мнение властей.

  • 03:30 — во столько поднимаются каждый день участники гонки
  • 70 человек погибли за всю историю проведения ралли-марафона «Дакар»

2. Гонки по минному полю

В 1991 году гонка шла по спорной территории между Марокко и Мавританией, в обычное время представляющей собой минное поле. Для «Дакара» в нем сделали коридор — метров сто в ширину и километров сто в длину. Вот там-то и встал один из КамАЗов. Починить его на месте было невозможно, и оставалось только два варианта: ждать помощи от своих или бросить грузовик, воспользовавшись услугами «подметальщика» — машины, замыкающей гоночный караван и подбирающей тех, кто нуждается в помощи.

Помня, что бывает с брошенными КамАЗами, экипаж из пилота Виктора Московских, штурмана Сергея Гири и на тот момент еще механика Владимира Чагина от «подметальщика» отказался и остался ждать своих. Ни телефонов, ни других средств связи тогда не было. Координаты передали в записках, которых для верности отправили целых три штуки с тремя разными проезжавшими мимо гоночными машинами.

Получив записку, камазовцы вшестером поехали на выручку, но проблемы начались сразу. Дело в том, что пострадавший экипаж остался на марокканской территории, притом что остальной караван уже доехал до Мавритании, а визы однократные. К границе подъехали в ночи. Вдруг из темноты появляется человек: на голое тело надета шинель, на ногах шлепанцы, в руках ружье. Он забрал документы и ушел в ночь. Час проходит, два — не возвращается. Гонщики понимают, что отдали паспорта неизвестно кому (мало ли, кто в этом богом забытом месте мог с ружьем подойти).

Вспоминает на тот момент руководитель команды Семен Якубов: «Ребята, — говорю, — закройте машину и никуда не выходите. Если долго не буду возвращаться, работайте по обстановке». Я прошел метров пятьдесят, когда человек с ружьем снова выплыл из тьмы и объявил, что разрешение на проезд мы можем получить только в ближайшем городе, до которого 700 километров. А сам глаз с моих часов не сводит. «Cadeau», — говорю (франц. «подарок»). Таможня тут же дала добро, только предупредила, чтобы мы с дороги не съезжали — все заминировано».

Грузовики команды «КАМАЗ-мастер» на ралли «Дакар»: обзор, фото, результаты

В 2018 году команда «КАМАЗ-мастер» отмечала собственное 30-летие и по этому поводу собрала вместе все грузовики, которые приносили ей успех на ралли-марафоне «Дакар». Корреспондент «Чемпионата» был одним из тех, кто выслушал рассказ легендарного камазовского штурмана Айдара Беляева…

КАМАЗ-С4310

2-е и 3-е места на «Дакаре»-1992

Фото: «Чемпионат»

«30 лет назад такой же грузовик взяли с конвейера. Поставили дуги безопасности и наружные дуги, минимально форсировали двигатель, немножко поработали с кузовом автомобиля, сместив его вперёд. Немного оттянули пружинами к раме передний мост, а то он ударялся при прыжках».

Фото: «Чемпионат»

«Команда двумя экипажами выехала в Польский город Вроцлав. Там и состоялся дебют команды на «Ралли Ельч». За рулём автомобиля были Владимир Гольцов и Равиль Нургалиев. Штурманы – Фирдаус Кабиров и Евгений Доронин. Выступили удачно, заняв второе и четвёртое места».

КАМАЗ-49252

Победы на «Дакаре»-1996, «Дакаре»-2000 и «Дакаре»-2002

Фото: «Чемпионат»

«База от автомобиля 4310 использовалась до 1993 года. Брали с конвейера и доводили до спортивных. Но уже к 1993 году было понятно, что на такой машине результата не показать. В 1994 году при поддержке компании «Мастер» создали сразу два автомобиля — 49252 с двигателем ЯМЗ и 49251 с мотором «Камминс». Была использована среднемоторная компоновка — к тому моменту она уже использовалась на «Татрах» и «Перлини». Также применили колёсные диски на 25 дюймов и покрышки большого диаметра. Естественно, всегда продолжали развивать подвеску. КАМАЗ-49252 победил на «Дакаре» 1996 года. Эта модель выступала уже на «Дакаре»-1995, но ещё доводилась до ума – до финиша немного не хватило».

Тест. Готовы ли вы стать гонщиком «Тойоты» на «Дакаре»? Внимательно следите за ходом «Дакара»? А может, считаете, что и сами справились бы с трудностями ралли-марафона?

КАМАЗ-4911

Победы на «Дакарах» 2003-2006 годов

Фото: «Чемпионат»

«Каждый год на «Дакаре» идёт техническая борьба с лидерами: тем, кто впереди, что-нибудь запрещают. С нами тоже боролись. Например, мы использовали для облегчения автомобиля магниевые и титановые сплавы – это нам запретили. В 1997 году запретили 25-дюймовые диски — сказали, что все будут ездить на 20-дюймовых. В 2001 году запретили среднемоторную компоновку двигателя. В итоге в 2002 году на «КАМАЗе» был выпущен новый автомобиль — 4911.

Тогда организаторы «Дакара» из A.S.O работали вместе с ФИА – по требованиям федерации надо было выпустить минимальную партию в 15 автомобилей. Как раз столько мы и выпустили – различной компоновки. Часть машин купили военные, часть – коллекционеры… Эта модель открыла новую веху в истории команды. Двигатель теперь находился под кабиной, плюс именно тогда запретили скошенные аэродинамические кузова – мы их называли «горбатыми». Такие кузова были у многих команд, но ФИА почему-то не понравились».

Фото: «Чемпионат»

«4911 – машина легендарная, с ней связано очень много побед. Она выступала на многих выставках. Например, на военной выставке в Эмиратах такой грузовик прозвали «летающим». Хотя предыдущий автомобиль тоже прыгал, но только на самих гонках. 4911-й метров 30 летел, приземлялся и нормально ехал дальше».

КАМАЗ-4326

Победы на «Дакарах» 2009, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015, 2017 и 2018 годов

Фото: «Чемпионат»

«В 2007 году мы создали новый автомобиль 4326. При этом надо понимать, что каждый год грузовик дорабатывался. На месте мы не стояли, каждый год внедряли что-то новое – так что если сравнить два грузовика с одинаковым индексом, но разных лет, то внимательный человек заметит разницу.
Эти автомобили до сих пор выступают: они разрешены на всех гонках, кроме «Дакара», где A.S.O вышла из правил ФИА и сказала, что будет жить по собственному регламенту. На 4326 стоял сначала мотор ЯМЗ (17,4 л), затем тутаевский (18,2 л), а в более новой версии грузовика, когда нас начали ущемлять по объёму двигателя, – уже 16-литровый «Либхерр».

Капотный грузовик

Фото: «Чемпионат»

«Этот автомобиль уже выступает несколько лет, но на него не оформлены документы для выступлений на «Дакаре» — это стоит в планах до марафона 2020 года. Во всех остальных гонках он выезжает и показывает результаты. Это, конечно, уже совсем другое поколение грузовиков. На тренировках в Карелии я сел в такой грузовик и в первые в жизни смог одной рукой держать легенду, а в другой – держать мобильный телефон и снимать, как я еду по красоте карельских мест! Во всех предыдущих автомобилях невозможно: если другой рукой не переключаешь никакие приборы, то всегда держишься. А здесь можно спокойно не держаться – совсем другие ощущения у экипажа. В других грузовиках ты сидишь прямо над колёсами и чувствуешь все колебания, а здесь уже сидишь в базе. Экипаж едет, как в легковом автомобиле! Ещё одна разница: здесь штурман сидит не по центру, а справа, чтобы лучше видеть».

Сердце «Дакара»: как устроен бивуак главного ралли-рейда планеты От пятизвёздочных моторхоумов с мишленовскими поварами до мотоциклистов-палаточников — рассказываем об устройстве бивуака «Дакара».

КАМАЗ-43509

Победа на «Дакаре»-2019

Фото: «Чемпионат»

«С «Дакара»-2019 все автомобили должны выезжать с двигателем не более 13 литров. Мы начали работу с прицелом на новый регламент три года назад, и уже в 2018 году Дмитрий Сотников выехал на «Дакар» на машине под индексом 43509 с двигателем «Камминс». Нам двигатели никто не готовит: мы сами создаём форсированные моторы, беря за основу стандартные агрегаты. За два года мы уже довели «Камминс» до ума, но процесс продолжается».

Фото: «Чемпионат»

«43509 позволяет экипажу ехать на более высоких скоростях по неровным дорогам — эта машина действительно обеспечивает очень многое. Совершенно другой автомобиль – так всегда и бывает при развитии техники».

«Дакар» — снова наш! Нифонтова совершила подвиг, у «КАМАЗ-мастера» дубль! Эдуард Николаев в третий раз подряд выиграл «Дакар» на грузовике, а в зачёте внедорожников историческую победу празднует «Тойота».

Долго праздновать победу на «Дакаре»-2019 у «КАМАЗ-мастера» вряд ли получится: выступления сразу четырёх обновлённых грузовиков наверняка уже принесли новые идеи относительно их доводки. Также нужно решать бумажные вопросы с «капотником» и продолжать его доводку. Да и организаторы «Дакара» наверняка уже размышляют, что ещё сделать, чтобы наконец остановить российскую команду…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *