Прыжки в фигурном катании

Рёберные прыжки

Аксель

Название: в честь норвежца Акселя Паульсена, сенсационно исполнившего перекидной в 1,5 оборота в конце XIX века.

Стартовая дуга: левая-вперёд-наружу.

Отличительная черта: старт вперёд.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Это самый сложный прыжок для исполнения и самый простой для опознания. Перейдя с заднего хода в дугу вперёд-наружу, фигурист сильно присаживается — и получается самый эффектный прыжок из фигурного катания. У акселя старт вперёд и выезд назад, потому в одиночном акселе 1,5 оборота, в двойном — 2,5, в тройном — 3,5.

Вот это приседание на левой ноге вперёд не спутаешь ни с чем.

Аксель в половину оборота называется «перекидной» (англ. waltz jump). Техника крайне упрощена, и обычно перекидной становится первым прыжком. Меня лично научили на второй день на фигурных коньках, правда, когда более умелая тренерша увидела этот кошмар, запретила прыгать где-то на полгода. Лучше посмотрим, как это делает профессионал.

Риттбергер

Название: в честь немца Вернера Риттбергера (1910). Обычный немецкий патриотизм, прыжок исполнялся как минимум с середины XIX века. В остальных языках называется петлей (loop jump). И в русском тоже, только в 1970-е годы название «петля» сменилось «риттбергером», видимо, через карлмарксштадтскую школу.

Стартовая дуга: правая-назад-наружу.

Отличительная черта: «прыг-скок» на правой, со скрещённых ног.

Старт с шагов: част.

Риттбергер многолик: исполняется и с тройки с полуподсечкой, и с внутренней тройки, и просто с дуги, без особой подготовки. Встаёт на правую ногу, ставит левую накрест, и прыг-скок!

Эталонный риттбергер с длинной дуги. Интересно, думала ли девчонка, что шесть лет спустя сенсационно выиграет самое престижное соревнование?

Интересна тут Мао Асада (вторая, в сине-белом): старт тут с такой глубокой подсечки, что не сразу и поймёшь, что это риттбергер. Третья, в пёстром (Марина Кильман) исполнила целый каскад: сначала аксель, потом куча риттбергеров. Очень давнее выступление, около 1995, сейчас такое запрещено.

Сальхов

Название: в честь шведа Ульриха Сальхова, 1900-е годы.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь.

Отличительная черта: с двух ног.

Старт с шагов: обязателен.

Исполняется только с разворота (тройки или моухока), с двух ног. Странный прыжок: его постоянно принимают за что-то зубцовое. Комментаторы шутят: если явно с ребра, не риттбегер и не аксель — значит, сальхов.

Вот вам целая подборка одной фигуристки — Ким Ён А.

Четверной сальхов первого попавшегося мужчины (Хавьера Фернандеса) и единственная женщина, исполнившая четверной сальхов (Мики Андо). Иногда кажется, что прыжок с зубца — но нет, это сальхов.

Зубцовые прыжки

Если рёберный прыжок с правой на правую — одноногий, то зубцовый одноногий с левой на правую: ведь будет переход с левой опорной ноги на правую свободную.

Лутц

Название: в честь австрийца Алоиза Лутца, ок. 1910.

Стартовая дуга: левая-назад-наружу. Зубец, соответственно, правый.

Отличительная черта: буквой S с длинным пологим входом.

Старт с шагов: бывает, но сложен.

Я упоминал, что «неестественные» шаги слишком сложны, чтобы с них прыгать. Тогда что тут делает противовращательный заход? Просто у него очень эффективный замах руками. Фигурист проезжает на левой ноге едва ли не через полкатка, зацеп правым зубцом — и прыжок в обратную сторону.

Вот неплохое видео по лутцу. Правда, первая (Ким Ён А) исполнила не просто лутц, а каскад лутц-тулуп. Ну и как без рекламных видео московской компании, подбирающей фигурные коньки всем, от новичков до чемпионов (никаких массовых и хоккейных)?

Флип

Название: англ. flip — щелчок.

Стартовая дуга: левая-назад-внутрь; правый зубец

Отличительная черта: с разворота, упёрся правой ногой, и такой же прыг-скок, как у риттбергера.

Старт с шагов: практически обязателен.

Ну что сказать? Всё тупо и естественно: раскручиваемся на левой, закалываемся правой, и прыг-скок!

Тулуп

Название: англ. toe loop — кульбит на носке. И национальная русская одежда тут ни при чём!

Стартовая дуга: правая-назад-наружу; левый зубец

Отличительная черта: непонятно откуда неестественным образом высовывается левая нога и цепляется зубцом.

Старт с шагов: практически обязателен.

Если по флипу видео очень мало, то мужуки постоянно меряются, у кого длиннее тулуп. Так что найти что-то интересное несложно. Казалось бы, заход на риттбергер, правая нога, но вместо того, чтобы скрестить ноги, он неестественно высовывает левую и с неё прыгает.

Одиночный тулуп действительно неестественный, и начинающему надо ещё вкатиться в него. Я лично не умею. Недовернёшь туловище — заблокируешь сам себя и просто не выпрыгнешь. Слишком завернёшь — будет «ту-аксель», перекидной с зубца. А вот двойной, тройной и четверной — самый простой из всех.

Сотникова прыгает немного с необычного захода, но это тоже тулуп.

Флутц и лип

Они же «лутц и флип не с того ребра». Это не прыжки, это ошибки и за такое жёстко штрафуют.

Обратите внимание, стартовая дуга у флипа и лутца одного цвета, только рёбра разные. Лутц, выполненный с внутреннего ребра, как флип, называется «флутц». Флип, выполненный с наружного ребра — «лип». Могу ошибаться, но причина ошибки — фигуриста подводит мышечная память и он закалывается зубцом не в той точке.

Вот вам «флутц». Заход — лутц, отрыв — флип.

А вот целая подборка (смотреть с 4:30)

Где флип, а где лип.

Прыжки в фигурном катании

Чхэ Сон Чу вращается в воздухе (на Чемпионате четырёх континентов—2015).

Прыжки — это обязательные элементы программы фигурного катания для всех дисциплин, кроме спортивных танцев на льду. Как пишет Елена Чайковская в своей книге, без них «фигурное катание теряет свою остроту». Прыжки разделяются на две группы: рёберные, когда фигурист отталкивается от ребра опорного конька, и зубцовые, когда отталкиваются зубцом (носком) свободной ноги. Прыжки под названием сальхов, риттбергер и аксель — рёберные, а тулуп, флип и лутц — зубцовые (носковые) прыжки. Самым сложным из всех прыжков является аксель.

В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют прыжками в 4 оборота. Кроме того, появились каскады прыжков, когда несколько прыжков выполняется подряд, например, два тройных или четверной-тройной-двойной. Высота прыжка зависит от силы толчка опорной ноги и от маха свободной. Кроме того, необходимо закончить прыжок или каскад красивым выездом.

Мужчины стараются включать в программы один или два четверных, женщины — все тройные, за исключением акселя, который является самым сложным. Фигуристы в парном катании также выполняют «выбросы». Алексей Мишин отмечает, что владение сложными прыжками часто дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.

Кроме многооборотных прыжков, различают также подскоки (прыжки до полуоборота, в которых фигурист демонстрирует красивую позу; считаются связующими и разрешены в дорожках шагов) и прыжки во вращение (правила ИСУ относят их к вращениям, а не к прыжкам).

История

Джамал Отман приземляется после прыжка на Skate Canada International 2006 года.

На водоёмах бывают препятствия — проруби, бугры, вмёрзший мусор — и конькобежец, естественно, должен уметь преодолевать их. Когда появились железные коньки с двумя рёбрами, появилась возможность это делать прыжком, не сбавляя хода. Когда начали рисовать на льду картинки и вензели, потребовалось прыжком прерывать линию, чтобы начать с другого места. Чтобы выход получился под углом ко входу, изобрели прыжки с вращением — перекидной и риттбергер. В конце XIX века Аксель Паульсен сенсационно прыгнул перекидной в полтора оборота — в дальшейшем этот трюк назвали «прыжком Акселя Паульсена», или акселем.

В начале XX века появились и другие прыжки. Ульрих Сальхов осознал, что можно добавить угловой скорости, раскрутившись «тройкой». Для более мощного толчка назад на обязательных фигурах коньки снабдили зубцом спереди; выяснилось, что этот зубец удобен как опора на прыжках. В те времена принято было считать, что прыжки доступны не каждому фигуристу, только наиболее одарённым. Выдающиеся спортсмены включали в свои программы два-три сложных прыжка — лутц и флип в один оборот, а также прыжки в полтора оборота.

К 30-м годам фигуристы освоили все двойные прыжки, кроме акселя. Тогдашняя прыжковая техника большего не позволяла — пока тренер Гюста́в Люсси́ (или, в американской транскрипции, Гус Ласси) не произвёл переворот, заложив основы современной техники прыжков. На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) его ученик Дик Баттон буквально летал над катком, наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании. «Изюминкой» выступления стал аксель, исполненный совсем иначе, чем «прыжок Паульсена». Сразу две новинки — «шаг в воздух» и плотная группировка со скрещёнными ногами — позволили провернуться на 2,5 оборота. Именно с Баттона в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. В 1952 году тот же Баттон исполнил первый тройной прыжок — риттбергер.

В 1976 году Терри Кубичка исполнил сальто. На следующий сезон сальто запретили.

К середине 1980-х годов обычным делом у мужчин стал тройной аксель. Первый четверной тулуп выполнил Курт Браунинг в 1988 г. В 1998 году Тимоти Гейблу покорился четверной сальхов, в 2011 году Брэндону Мрозу — четверной лутц. К концу 2016 года мужчины исполнили все три четверных прыжка без смены ноги: лутц, флип, риттбергер. Дошло до того, что в 2018 году серьёзно уменьшили ценность четверных прыжков — бывали фигуристы, исполнявшие шесть четверных за программу (при разрешённом максимуме в семь прыжков).

Первый четверной среди женщин — сальхов — исполнила Мики Андо в 2002 году. В 2017 четверной сальхов стала заявлять на соревнования тринадцатилетняя Александра Трусова, но выполнить его чисто ей удалось только в 2018 году на финале кубка России. Через две недели на юниорском чемпионате мира она впервые выполнила два четверных прыжка в произвольной программе: тулуп и сальхов. Она же стала первой исполнительницей каскада с четверным прыжком — на этапе юниорской серии Гран-При она чисто выполнила четверной тулуп в каскаде с тройным тулупом. На этапах юниорской серии Гран-При 2018 года было предпринято две попытки исполнения четверного лутца женщинами — Александрой Трусовой (недокрут) в Каунасе и Анной Щербаковой (недокрут и падение) в Ричмонде. На чемпионате мира 2019 года в Сайтаме первой женщиной, исполнившей на взрослых соревнованиях четверной прыжок (сальхов) стала казахстанская фигуристка Элизабет Турсынбаева.

Существует более десятка разных вращательных прыжков. Впрочем, ещё в середине XX века стандартом стали шесть наиболее эффективных заходов, позволяющих исполнить три-четыре оборота. Именно эти заходы объявили «зачётными» в Новой системе судейства.

Многооборотные прыжки

Зубцовый Рёберный Заход с
левой ноги1
Заход с
внешнего ребра
Заход с
движения назад
Одинарный
(базовая оценка)2
Двойной
(базовая оценка)2
Тройной
(базовая оценка)2
Четверной
(базовая оценка)2
Покорение четверного3
мужчинами
Покорение четверного3
женщинами
Тулуп Да Нет Нет Да Да 0,4 1,3 4,2 9,5 1988 2018
Сальхов Нет Да Да Нет Да 0,4 1,3 4,3 9,7 1998 2002
Риттбергер Нет Да Нет Да Да 0,5 1,7 4,9 10,5 2016 Нет
Флип Да Нет Да Нет Да 0,5 1,8 5,3 11,0 2016 Нет
Лутц Да Нет Да Да Да 0,6 2,1 5,9 11,5 2011 2018
Аксель Нет Да Да Да Нет 1,1 3,3 8,0 12,5 2018 Нет

1 Здесь и далее слова «левый» и «правый» относятся к спортсмену с левым вращением, коих большинство.

2 Данные на сезон 2018—2019 за чистый прыжок (недокрут до 90°). За недокрут до 180° начисляется 70 % баллов. Если недокрут больше 180° — оценка на одну ступень меньше (например, неудавшийся тройной оценивается как двойной).

3 Зелёный цвет — исполнен на соревновании, санкционированном ИСУ (без серьёзных ошибок — падений, приземлений на две ноги, недокрутов; указано соревнование, на котором прыжок был впервые засчитан). Жёлтый — были неудачные попытки. Красный — на соревнованиях не исполнялся.

Техника исполнения

Заход на аксель и амортизация. Хорошо видно типичное для акселя торможение ребром. Лю Янь, Nebelhorn Trophy 2009, FS.

Многооборотный прыжок состоит из пяти фаз:

  1. Заход. Фигурист разгоняется; чтобы добавить угловой скорости, делает разворот. Заодно разворот скрывает фазу амортизации, чтобы прыжок был неожиданным для зрителей.
  2. Амортизация. Выйдя на нужную траекторию, фигурист сильно приседает на одной ноге.
  3. Толчок — опорной ногой в рёберных прыжках, и свободной в зубцовых. В закрутке участвуют поворот корпуса, мах свободной ногой и крутизна траектории захода. В подбросе — собственно толчок, движение рук, свободной ноги и разгон. Чтобы не упасть на дуге выезда, ещё в момент толчка нужно наклониться внутрь этой дуги — поэтому так сложен лутц.
  4. Полёт. Чтобы выполнить за время полёта несколько оборотов, нужно сгруппироваться как можно быстрее и плотнее — а в момент приземления резко разгруппироваться. Левая нога ставится накрест с правой — осью вращения должна быть та нога, на которую приземляешься. До 180° «съедается» отталкиванием, до 90° — приземлением, поэтому, например, в тройном прыжке спортсмен проворачивается в воздухе на 2,25—2,5 оборота.
  5. Приземление. Во всех шести прыжках «левый» спортсмен будет приземляться на правый конёк — сначала на зубец, после чего ставит конёк на полоз и делает выезд на внешнем ребре. Вращение гасится частично движением руками и свободной ногой, частично — выездом по дуге.

Травматизм

Одиночное катание не намного отстаёт по травмоопасности от парного — в первую очередь из-за прыжков. У фигуристов часты травмы коленного и тазобедренного суставов от неудачного падения. Не менее серьёзная проблема — искривление позвоночника, скручивание поясницы и суставов от постоянного приземления на одну и ту же ногу.

Отличия

Здесь приведена лишь разница для болельщиков, помогающая отличить один прыжок от другого. Различия в технике исполнения приводятся в соответствующих статьях.

Зубцовые

Лутц выполняется с внешнего ребра левой ноги, поэтому траектория фигуриста выглядит как буква S. Основной заход на лутц — длинная дуга, поэтому отличить его от флипа (исполняемого с другого ребра) несложно.

Тулуп выполняется с внешнего ребра правой ноги — таким образом, на выходе фигурист оказывается в той же позиции, что и на входе. Поэтому тулуп подходит на роль второго прыжка в каскаде. С длинной дуги не исполняется, типичные заходы — тройка вперёд-внутрь и вальсовая тройка.

Флип выполняется с внутреннего ребра левой ноги. Исполняется с разворота: тройки вперёд-наружу или моухока на внутренних рёбрах.

Рёберные

Аксель.

Аксель разительно отличается техникой от всех остальных прыжков — с хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняется прыжок.

Риттбергер, как и тулуп, выполняется с внешнего ребра правой ноги — поэтому он тоже кандидат на роль второго прыжка в каскаде. Для стороннего наблюдателя риттбергер — самый «бесхитростный» прыжок, без заметных подготовительных движений. Чаще всего исполняется с дуги или с тройки вперёд-внутрь.

Сальхов выполняется только с разворота (тройки вперёд-наружу или моухока). Прыжок делается с внутреннего ребра левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. Тройные и четверные сальховы часто исполняются с двух ног, неопытный болельщик может принять такой сальхов за тулуп или флип.

Каскады прыжков

В каскаде отрыв второго прыжка происходит из той позиции, в которой спортсмен приземляется после первого, без каких-либо шагов и перегруппировок. Поэтому из стандартных прыжков в качестве второго пригодны тулуп и риттбергер. Альтернативы:

  • Вторым прыжком исполнить ойлер, затем сальхов или флип. Например, аксель-ойлер-флип. Повсеместно практикуется любителями, а также на роликах. С Новой системой судейства фигуристам высокого класса такие каскады невыгодны.
  • В каскадах с прыжками более чем один оборот, прыжки можно приземлять на любую из ног (за исключением последнего прыжка в каскаде). Это правило использовал Артур Дмитриев, первым исполнив каскад 3Lz+3F (тройной лутц – тройной флип). Дмитриев приземлил первый прыжок на левую ногу. Раннее каскады с флипом вторым прыжком никогда не исполнялись.
  • Сделать вторым прыжком лутц в противоположную сторону. Такое практиковалось в эпоху одиночных прыжков; сейчас большинство фигуристов отрабатывают прыжки только в одну сторону. К тому же первый прыжок нужно выполнить уверенно, с большим «запасом» — траектория захода на лутц очень пологая.

Каскад тройного прыжка с двойным — обязательный элемент одиночного катания в соревнованиях международного уровня. По данным на сезон 2010—11, в произвольной программе одиночникам разрешён один каскад не более чем из трёх прыжков и ещё два — по два прыжка. Парам — один каскад из трёх прыжков.

А. Мишин делит каскады на две категории: в одних второй прыжок исполняется за счёт остаточного вращения с первого (любой стандартный — риттбергер), в других — прыжки выполняются раздельно (любой стандартный — тулуп, одноногий аксель — сальхов).

Прочие прыжки

Разное

  • «Козлик», также «заячий подскок» (англ. bunny hop) — несложный прыжок, который разучивается начинающими, чтобы контролировать тело в воздухе. Встречается преимущественно в детских программах. Крайне редко — в дорожках шагов.
  • Сальто запрещены в соревнованиях, тем не менее, нередко выполняются в ледовых шоу.

С отрывом типа риттбергера

Основная статья: Риттбергер

  • Ойлер (англ. half-loop) — однооборотный прыжок с приземлением на маховую (левую) ногу назад-внутрь, изредка применяется как промежуточный между любым стандартным и сальховом/флипом.
  • Валлей, цак (англ. Walley jump) — прыжок, похожий на риттбергер, но исполняется с внутреннего ребра правого конька.
  • Внутренний аксель — выполняется с внутреннего ребра правой ноги ходом вперёд, мах выполняется левой ногой.

С отрывом типа флипа/лутца

Основные статьи: Флип, Лутц (прыжок)Саша Коэн исполняет прыжок в шпагат на показательных выступлениях.

  • Прыжок в шпагат (англ. split jump) — вид прыжка, в котором фигурист принимает позицию шпагата в воздухе. В отличие от большинства других прыжков, суть этого прыжка — не во вращениях, а в позиции: необходимо принять определённую позицию в воздухе, а не вращаться определенное количество раз. В качестве альтернативы некоторые фигуристы выполняют «русский шпагат», широко расставляя ноги в воздухе. «Олень» (англ. stag jump) — прыжок, напоминающий продольный шпагат, но маховая нога сгибается в колене. Прыжки в шпагат выполняются на манер флипа или лутца, но спортсмен не группируется, а, наоборот, принимает нужную позу и, провернувшись на пол-оборота, приземляется вперёд на зубец.

С отрывом типа акселя

Основная статья: Аксель (прыжок)

  • Перекидной, он же «вальсовый прыжок» (англ. waltz jump) — аксель в половину оборота.

Примечания

  1. 1 2 Чайковская Е. А. Урок пятнадцатый // Фигурное катание. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 127 с. — (Азбука спорта).
  2. Элементы фигурного катания (недоступная ссылка). Icesport.ru. Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 14 декабря 2007 года.
  3. Jo Ann Schneider Farris. Top 7 Basic Figure Skating Jumps Every Ice Skater Must Know (англ.). About.com. Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
  4. Чайковская Е. А. Урок третий // Фигурное катание. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 127 с. — (Азбука спорта).
  5. 1 2 3 Мишин А. Н. Введение // Прыжки в фигурном катании. — М.: Физкультура и спорт, 1976.
  6. Само название «риттбергер» пришло из ГДР, в более ранней литературе (да и в других языках) этот прыжок называется «прыжок петлей». Прыжок исполняли и задолго до В. Риттбергера.
  7. 1 2 A Quadruple Jump on Ice (англ.). New York Times (26 марта 1988 года). Дата обращения 26 ноября 2008. Архивировано 22 марта 2012 года.
  8. 1 2 Mittan, Barry. Highs and Lows for Ando (англ.) (недоступная ссылка). Golden Skate (20 апреля 2008 года). Дата обращения 25 февраля 2010. Архивировано 11 марта 2012 года.
  9. icenetwork.com
  10. The first reportedly recognized quadruple Lutz jump. Международный союз конькобежцев (26 октября 2011). Дата обращения 27 октября 2011. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  11. Дмитриев прыгнул четверной аксель на Гран-при России, но упал на приземлении, sports.ru (17 ноября 2018).
  12. Шкала оценок на 2018—19.
  13. https://www.youtube.com/watch?v=eU7A0RNiptA, 3:04
  14. Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании — Толчок
  15. Травмы в фигурном катании
  16. Чемпионат мира по фигурному катанию. Видео. Как отличать прыжки — Чемпионат
  17. 1 2 Каскады прыжков — Прыжки в фигурном катании (Мишин А. Н.)
  18. Российский фигурист впервые в истории выполнил каскад «тройной лутц — тройной флип» на официальных международных стартах. (рус.), Пикабу. Дата обращения 1 октября 2018.
  19. ISU Communication 1619
  20. 1 2 Petkevich, John Misha. Figure Skating: Championship Techniques. — Sports Illustrated, 1989. — ISBN 1568000707.
  21. Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании — Носковые прыжки

Тулуп · Сальхов · Риттбергер · Флип · Лутц · Аксель

Вращение стоя (Заклон · Бильман) · Волчок · Либела

Поддержки · Тодес · Выброс · Подкрутка

Дисциплины Женское · Мужское · Парное · Танцы на льду · Синхронное катание
Программы
Элементы Общее Прыжки Вращения Парное катание
История
Прочее

Ответим на популярный вопрос поклонников фигурного катания: как болельщику отличить, какой именно прыжок выполняет фигурист? Прыжки — важный элемент в фигурном катании, они присутствует в одиночном (мужском и женском) катании, а также в парном. Нет прыжков только в танцах. С помощью инструкции «Областной газеты» вы научитесь определять их по характерным особенностям.

У каждого прыжка есть своя «базовая стоимость» — столько баллов поставят судьи спортсмену при исполнении элемента. К базовой стоимости могут добавляться баллы (например, за поднятые руки над головой, за сложные заходы…). Также баллы могут сниматься — за недокруты, помарки при приземлении. Чем сложнее прыжок — тем он дороже. Чтобы вы могли представить себе, сколько каждый прыжок «стоит», мы добавили к каждому базовую стоимость за прыжок в три оборота.

Также к каждому прыжку мы прописали «лайфхак» — короткий и лёгкий рецепт, как быстро отличить именно этот прыжок.

Итак, основных прыжков – шесть. Они делятся на рёберные (риттбергер, сальхов, аксель) и зубцовые (лутц, тулуп, флип).

Зубцовые

Во время зубцового прыжка фигурист толкается свободной ногой – как бы ударяет зубцами о лёд. По этому характерному удару и будем отличать лутц, тулуп, флип от остальных прыжков.

Самый простой из зубцовых – тулуп. Он абсолютно не связан с зимней одеждой – название происходит от английского toe loop (в переводе – «Петля на носке»). Прост он из-за того, что в момент отталкивания бёдра фигуриста уже заранее развернуты в нужную сторону, а это, по сути, добавляет полоборота.

Заход на него обычно не длинный (в отличие от другого зубцового – лутца). Обычно на него заходят с так называемой «тройки вперёд-внутрь» – фигурист сначала скользит вперёд на левой ноге, затем поворачивается на 180 градусов и продолжает на этой же ноге скользить назад. Затем фигурист отталкивается зубцом левого конька (то есть прыжок выполняется на правой), делает обороты и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Получается, что спортсмен приземлился точно в такой же позе, как и оттолкнулся.

Лайфхак: Единственный зубцовый прыжок с приземлением на правую ногу.

Базовая оценка (тройной тулуп) – 4,3 балла

Второй по сложности зубцовый прыжок – флип. Он внешне очень похож на тулуп – заход на него с такой же тройки. Вот только выполняется он с левой ноги – то есть фигурист толкается зубцом правого конька. Вся разница – только в толчковой ноге.

Название прыжка – от английского слова flip, что в переводе означает щелчок – звук, который фигуристы 30-х годов ХХ века слышали, начиная исполнять флип.

Лайфхак: Толкается он с левой ноги.Заход на флип чаще всего происходит с «тройки», то есть лишь непосредственно перед прыжком фигурист разворачивается спиной вперед.

Базовая оценка (тройной флип) – 5,3 балла

Наконец, последний зубцовый прыжок – лутц. Самый сложный прыжок в фигурном катании (не считая акселя). Похож на флип, но исполняется с внешнего ребра, что немного усложняет «замах» для отрыва ото льда. Его от других зубцовых можно отличить по заходу – фигурист не выполняет «тройку», а едет по длинной дуге. После чего он приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок.

Он назван по имени австрийского фигуриста Алоиза Лутца, который исполнил его в 1913 году. Кстати, Алоиз был отнюдь не звездой фигурного катания. Он не участвовал в международных соревнованиях. Просто однажды смог впервые «лихо закрутиться» (так описывают это современники Лутца) в воздухе и вошёл в историю как автор этого непростого прыжка. Кстати, Лутц прожил всего до 19 лет, умерев от воспаления лёгких.

Лайфхак: Спутать можно только с флипом, а от него он отличается заходом: заход на лутц чаще всего – длинная дуга, фигурист долго едет спиной вперед.

Базовая оценка (тройной лутц) – 6,0 балла

Рёберные

Во время рёберных прыжков спортсмен толкается опорной ногой (то есть той, на которой катится).

Один из самых простых прыжков – сальхов. Он выполняется с левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. По этому маху его легче всего узнать. Приземляется фигурист на маховую ногу и скользит после прыжка назад.

Назван он по имени шведа Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1909 году. Он, в отличие от Лутца, был прославленным фигуристом – олимпийским чемпионом 1908 года, 10-кратным чемпионом мира, 9-кратным чемпионом Европы.

Лайфхак: Ноги перед прыжком не перекрещиваются, прыжок идёт с двух ног сразу. Ну и характерный мах правой ногой вокруг тела.

Базовая оценка (тройной сальхов) – 4,4 балла

Риттбергер выполняется с правой ноги. Спортсмен движется на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идёт вперёд. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземляется фигурист тоже на правую. Как мы видим, он похож на тулуп – только выполняется не с зубца, а с ребра. Долгое время этот прыжок даже называли по созвучию с тулупом – «прыжок петлёй» – или, по английски, loop.

Впервые его исполнил немецкий фигурист Вернер Риттбергер в 1910 году. Он был не только талантливым фигуристом – многократным победителем национального чемпионата, трижды серебряным призёром чемпионатов мира, но и известным судьёй.

Лайфхак: похож на тулуп, только толчок ребром, а не зубцом.

Базовая оценка (тройной ритбергер) – 5,1 балла

Самый сложный прыжок в фигурном катании – аксель. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперёд. Фигурист скользит назад, а затем делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, прыгает. А вот приземляется он спиной. Из-за этого аксель — единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. То есть в двойном акселе – два с половиной оборота.

Этот прыжок – самый старый. Он назван по имени норвежца Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году. Кстати, выполнял он его на беговых коньках. Да и вообще, Паульсен в своё время был больше известен как конькобежец и даже установил несколько мировых рекордов. А вот в фигурном катании до самых вершин он не добрался – даже на соревнованиях, где он впервые исполнил свой новый прыжок, Аксель остался лишь вторым.

Лайфхак: единственный прыжок, на который заходят лицом вперёд.

Базовая оценка (тройной аксель, т.е. аксель в три с половиной оборота) – 8,5 балла

Кстати

Мы ведём телеграм-канал о фигурном катании, где оперативно появляются все результаты, а также интересные материалы о спортсменах и тонкостях спорта. Присоединяйтесь! @kiss_and_cry_fk

На десерт — видео недавнего выступления российской 13-летней фигуристки Александры Трусовой на юниорском чемпионате мира, где спортсменка творит историю спорта: она стала первой фигуристкой, исполнившей в произвольной программе 2 прыжка в четыре оборота – и теперь вы без труда узнаете, что это — четверной сальхов и четверной тулуп. Четверной тулуп ранее на соревнованиях женщинами вообще не исполнялся. Обычно такие прыжки исполняют мужчины.

Сюжет

Чемпионат мира по фигурному катанию — 2018 в Милане
Прямые трансляции чемпионата и все новости турнира.

5 элементов фигурного катания, ради которых стоит смотреть командный турнир на Олимпиаде

Командный турнир фигуристов в Пхенчхане стартует до официального открытия Олимпийских игр. Болеть за россиян придется с четырех утра. Но самые сложные и зрелищные элементы можно рассмотреть уже сейчас — в специальном гиде Sport 24.

Исполнитель Михаил Коляда

Лутц — один из самых сложных прыжков в одиночном катании, зубцовый. Бывает одинарным, двойным, тройным и четверным. За одинарный дают 0,6 балла, за четверной — 6 баллов.

На официальных соревнованиях его впервые исполнил австриец Алоиз Лутц еще в 1913 году. Как нетрудно догадаться, свое название прыжок получил в честь него. Первый четверной лутц пришлось ждать почти 100 лет. В 2011 американец Брэндон Мроз включил его в свою короткую программу на японском этапе Гран-при.

Перед толчком спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге, затем приседает на опорной ноге, а свободной упирается зубцами в лед и выполняет прыжок. Раскручивается фигурист за счет замаха туловищем и руками и вращается против часовой стрелки.

Приземление — на правую ногу на ход наружу. Это в идеале. На деле многие спортсмены отталкиваются не зубцом, а плоскостью ребра. Так проще. Михаил Коляда исполняет его почти безупречно.

А чтобы во время Олимпийских игр выглядеть еще убедительнее, добавляет в короткую программу каскад из четверного и тройного тулупов и тройной аксель. Базовая стоимость такого прыжкового набора — 36,7 балла. У главных конкурентов американца Натана Чена и канадца Патрика Чана набирается заметно меньше: 35,4 балла и 29,1 балла, соответственно.

Когда смотреть 9 февраля с 04:00, «Первый канал»

Подкрутка

Исполнители Евгения Тарасова и Владимир Морозов

Подкрутка — обязательный элемент для спортивных пар. Во время его исполнения партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед. В воздухе партнерша совершает вращение. До конца 60-х спортсмены выполняли только одинарные подкрутки.

Сейчас самая сложная — четверная. Тарасова и Морозов покажут ее в произвольной программе. В короткой запланирована тройная. Зато на максимальный — четвертый — уровень сложности и очень приличные 8,7 балла (если без срывов и ошибок).

Чтобы получить четвертый уровень, нужно выполнить четыре условия: шпагат партнерши — каждая нога хотя бы 45 градусов от оси тела, ладони, руки и верхняя часть тела партнерши не должны касаться партнера во время приема, а еще — правильная позиция партнерши в воздухе (под углом 70 градусов) и сложные шаги и движения пары перед отрывом. Не выполнили хотя бы одно из условий — минус уровень.

Когда смотреть 9 февраля с 05:45, «Первый канал»

Тано и риппон

Исполнитель Евгения Медведева

Тано — это прыжок с поднятой рукой, риппон — с двумя руками наверх. И главная фишка Евгении Медведевой. Первый назвали в честь олимпийского чемпиона Калгари Брайана Бойатано. Второму дал имя Адам Риппон. Во время юношеского чемпионата мира в 2009 году он безупречно исполнил свой любимый тано-лутц, но получил от судей неожиданно низкие 7,2 балла. Тогда тренер предложил ему прыгать с двумя руками наверх.

Такая манера исполнения высоко ценится судьями из-за дополнительной сложности. Выполняя любой прыжок, спортсмены всегда группируются с помощью рук. Когда руки наверху, сделать это, естественно, невозможно. Зато можно получить хорошую надбавку — плюс два балла при чистом выезде с тано. Дополнительные 10% к общей сумме Женя получает за то, что отправляет большинство прыжковых элементов во вторую часть программы.

Когда смотреть 11 февраля с 05:45, «Россия 1» или 12 февраля с 05:10, «Первый канал»

Каскад «тройной лутц — тройной риттбергер»

Исполнитель Алина Загитова

В женском одиночном катании нет каскада сложнее этого. Сейчас во всем мире его исполняет только одна спортсменка — Алина Загитова. Первой его решилась сделать тоже россиянка — Ирина Слуцкая. Он помог ей победить в финале Гран-при еще в 1999 году.

Про лутц вы уже все знаете. Присоединяя к нему риттбергер и отправляя сложный каскад во вторую часть произвольной программы, Алина зарабатывает почти пять дополнительных баллов. При чистом прокате собрать такую сумму, как у нее, не сможет ни одна фигуристка.

Риттбергер — один из трех реберных прыжков. Он не такой сложный, как лутц, потому часто становится вторым и третьим в каскадах. Правда, большинство современных фигуристов предпочитают с ним не связываться и выбирают совсем простой тулуп. С ним легко справиться, потому что у любого прыжка выезд на внешнем ребре назад, а это — исходное положение для тулупа. Каскады с риттбергером интереснее — исходное положение еще неразгруппированное, значит, неустойчивое, и прыжок делается с одной ноги.

Когда смотреть 11 февраля с 05:45, «Россия 1» или 12 февраля с 05:10, «Первый канал»

Твизлы

Исполнители Тесса Виртью и Скотт Моир

В соревнованиях танцевальных пар невозможно увидеть прыжки и выбросы. Но есть свои элементы — дорожки шагов, вращения, поддержки и твизлы. Твизлы — это синхронные вращения партнеров на одной ноге со сменой ног, а также ребер конька.

Для танцоров это самая сложная (и дорогая) часть программы, особенно если твизлы используются в дорожках шагов. Дорожка с двойным твизлом потянет на четвертый уровень и принесет порядка 10-11 баллов. Это много — за третий уровень, например, можно заработать не больше 6 баллов. Чтобы увидеть безупречное исполнение элемента, достаточно посмотреть на чемпионов Ванкувера-2010 и вице-чемпионов Сочи-2014 Тессу Виртью и Скотта Моира из Канады.

Когда смотреть 11 февраля с 04:00 «Россия 1» или 12 февраля с 06:20, «Первый канал»

Техника прыжка

Спортсмен с левым вращением будет выполнять аксель так:

  1. На прыжок обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).
  2. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
  3. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.
  4. В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.

Парадоксально, но тройной аксель обычно ниже двойного. Это связано с требованием быстро сгруппироваться, чтобы провернуться 3,5 раза.

Возможно исполнение прыжка с подсечки назад вправо (по часовой стрелке) и с захода с правой ноги при маховой левой и приземлении на левую ногу. Это встречается у фигуристов-левшей и в тех редких случаях, когда фигурист может выполнять прыжки в обе стороны. (Стефан Ламбьель, к примеру)

Некоторые фигуристы практикуют аксель с нетрадиционных заходов (тройки назад-внутрь или «кораблика») — такие прыжки сложнее и не столь красивы, но определённо выглядят необычно.

Фазы прыжка

  • Дуга захода
    Албан Преобер, ЧЕ-2007

  • Переход на левую ногу
    Софья Бирюкова, Cup of Russia 2010

  • Амортизация
    Лю Янь, Nebelhorn 2009

  • Фигуристка присела, через мгновение будет прыжок
    Мира Льюнг, Skate America 2006

  • Группировка
    Ирина Слуцкая, ЧР-2005

Варианты

Прыжки менее чем в 1,5 оборота

Аксель в половину оборота известен под названием «перекидной», «вальсовый прыжок», «испанский прыжок» (англ. waltz jump). В этом прыжке не требуется плотная группировка, поэтому перекидной и относительно прост, и довольно красив. В современном фигурном катании применяется как связующий элемент или как часть прыжка в либелу.

Однооборотный прыжок с приземлением вперёд на левый зубец — правое ребро называют полуаксель (англ. half-axel).

Одноногий аксель

Фигуристы исполняли также разновидность акселя с приземлением на ту же (опорную, а не маховую) ногу, т. н. «one-foot axel» («одноногий аксель»), вследствие чего появлялась возможность сделать его в каскаде (то есть без дополнительных шагов) с прыжком сальхов. Такой каскад исполняли лишь несколько фигуристов за всю историю фигурного катания: с двойным сальховом исполняли пары С. А. Жука Роднина-Зайцев и Черкасова — Шахрай, Г. МакКеллен (США), а в 1987—90 американка Джил Тренери исполняла его даже с тройным сальховом). В первые годы существования Новой системы судейства одноногий аксель не засчитывался. В современных (2011) правилах это исправлено, но, как правило, невыгодно спортсмену. Это — один из примеров стандартизации фигурного катания этой системой.

Одноногий перекидной известен как «прыжок тройкой».

Аксель Паульсен

Аксель Паульсен, давший прыжку имя, впервые исполнил его в 1882 году. Любопытно, что исполнял он прыжок не на фигурных, а на беговых коньках.

Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени. Однако сегодня её техника исполнения акселя (сохранившаяся на плёнках голливудских фильмов, в которых она снималась) не была бы признана хорошей, так как в прыжке она заранее сильно поворачивалась и не делала «шага вверх», скорее этот элемент был похож на вращение, чем на прыжок.

  • Дик Баттон стал первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года, хотя видеозапись прыжка свидетельствует о том, что он, возможно, был недокручен. Тренер Баттона, Гус Ласси, является разработчиком современной техники прыжка.
  • В 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель.
  • Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками (недокрутом и тройками на приземлении) выполнил тройной аксель в ходе соревнований, на Чемпионате мира 1978 года и, под давлением СМИ, ИСУ засчитал этот прыжок, при том что судьи оценили выступление невысоко (оценками от 5,3 до 5,7).
  • Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев, на чемпионате Европы 3 февраля 1981, он же впервые выполнил прыжок в каскаде (1983). 3 марта 1981 Брайан Орсер впервые исполнил тройной аксель на чемпионате мира.

С 1990-х годов прыжок является стандартным элементом в программах мужчин, но из женщин его по-прежнему выполняют немногие.

  • Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в 1988 году на турнире NHK Trophy. С тех пор ещё только восемь женщин — Тоня Хардинг (1991), Людмила Нелидина, Юкари Накано , Мао Асада, Елизавета Туктамышева (2015, три с половиной оборота), Рика Кихира (2018), Мираи Нагасу и Алиса Лю — смогли исполнить этот прыжок на международных соревнованиях, а ещё одна — Кимми Майсснер — исполнила его на Чемпионате США 2005 года.
  • После Скотта Хамильтона, победившего на Олимпийских играх 1984 года, единственным фигуристом, не исполнившим тройной аксель, но взошедшим на олимпийский пьедестал, стал Стефан Ламбьель, завоевавший серебро на Олимпиаде в Турине 2006 года.
  1. А. Н. Мишин. Прыжки в фигурном катании — Рёберные прыжки.
  2. Вальтрауд, Витте. 7.3.1.2.2. «Испанский прыжок» // Фигурное катание = Eiskunstlauf Basics / Пер. с нем. Г. Сахацкого. — М.: Эксмо, 2011. — С. 120. — 184 с. — (Спорт в деталях). — ISBN 978-5-699-38693-2.
  3. Плющенко — прыжки во вращение
  4. Урок шестнадцатый — Фигурное катание (Чайковская Е.)
  5. Абсалямова И.В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание). — РГАФК. — М.: Физкультура, образование и наука, 1997. — С. (одиночное катание). — 122 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89022-046-2.
  6. European Championships — Men’s Results // kiraivanova.my1.ru
  7. Worlds Championships — men // kiraivanova.my1.ru

Тулуп · Сальхов · Риттбергер · Флип · Лутц · Аксель

Вращение стоя (Заклон · Бильман) · Волчок · Либела

Поддержки · Тодес · Выброс · Подкрутка

Дисциплины Женское · Мужское · Парное · Танцы на льду · Синхронное катание
Программы
Элементы Общее Прыжки Вращения Парное катание
История
Прочее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *