Рука Роберта кубицы

Почему вокруг Кубицы такой ажиотаж?

Начало второй половины нулевых в Формуле-1 выдалось богатым на приход молодых талантливых гонщиков. Нико Росберг, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель — эта троица дебютировала в чемпионате в течение полутора лет и за десять сезонов (начиная с 2007-го) выиграла в общей сумме восемь титулов и 118 из 187 гонок. Мог внести свой вклад в эту впечатляющую статистику и еще один представитель золотой молодежи того времени, но жизнь распорядилась иначе.

Роберт Кубица провел в Королевских гонках лишь четыре с половиной сезона. Он не успел реализовать весь свой недюжинный талант, который признавали даже такие «акулы», как Хэмилтон и Фернандо Алонсо. Заводской коллектив BMW, построенный на базе «частного» Заубера, за три с половиной года так и не дал ему машину, позволявшую бы на равных бороться с конкурентами из Ferrari, Макларена и Red Bull, а Renault в 2010-м уже была далеко не той чемпионской командой образца пятилетней давности.

Но даже за рулем не самых быстрых болидов Роберт сумел стартовать с поула (Бахрейн-2008), одержал одну победу (Монреаль-2008) и двенадцать раз поднимался на подиум! В том числе — дважды в Монако, а это дорогого стоит.

Малоизвестный факт: в 2007-м Кубица был в среднем быстрее Феттеля, тогда являвшегося тест-пилотом BMW, на 0,4 секунды с круга. Считается, что руководство команды так легко отпустило немца в Red Bull в середине сезона, поскольку было уверено в том, что в лице Роберта у них есть более быстрый гонщик. Кубица не обманул возложенных на него надежд и уже в свой второй полный сезон, в 2008-м, включился в спор за титул. Компенсировав дефицит скорости машины стабильностью в результатах, поляк до предпоследнего этапа в Шанхае сохранял математические шансы на победу в чемпионате. Показатель средней позиции на финише в том сезоне у Кубицы составил 4,3, тогда как у чемпиона Льюиса Хэмилтона было 4,1, а у серебряного призера Фелипе Массы — 4,2. Так что будь машина BMW Sauber F1.06 чуть быстрее и не брось немецкий концерн ее доработку перед гонкой в Китае, то кто знает, как завершился бы чемпионат 2008 года…

В дополнение к скорости и стабильности Кубица обладал харизмой, присущей разве что Кими Райкконену. Что бы ни происходило на трассе, Роберт был таким же спокойным, невозмутимым, сосредоточенным на гонках и полностью отчужденным от гламура и пафоса, свойственного современной Формуле-1, что не могло не нравиться болельщикам.

Одним словом, у пилота из Кракова были все составляющие, чтобы стать суперзвездой Формулы-1, но восхождение поляка на гоночный олимп оборвалось холодным утром 6 февраля 2011 года в провинции Андора на севере Италии.

Зачем Роберту нужно было ралли и какие травмы он получил в аварии?

В годы выступлений за BMW Кубице было запрещено участие в ралли — такую возможность он получил только после перехода в команду Renault в 2010-м, при подписании контракта с которой его менеджер Даниэле Морелли выбил специальное разрешение. «Ралли — это моя страсть! — говорил Роберт. — Это хорошая тренировка концентрации, особенно учитывая, что в Формуле-1 проводится не так много тестов. Благодаря выступлениям в ралли я могу стать лучше как гонщик, что очень важно по ходу сезона из двух десятков Гран При».

С ноября 2009-го по февраль 2011-го Кубица стартовал в 16 ралли — в основном это были асфальтовые гонки во Франции и Италии. С опытом Кубица ехал все быстрее, и где-то через год после дебюта к нему пришли первые победы в 1600-кубовом классе.

Итальянское ралли Андора было первым для Кубицы в 2011 году и дебютным за рулем полноприводного хэтчбека Skoda Fabia S2000, тогда как до этого он выступал на Renault Clio S1600. В январе Роберт должен был выйти на старт ралли Монте-Карло, но в последний момент отозвал свою заявку. По одной информации, из-за разногласий с Renault в выборе марки машины, по другой — отказался сам, так как не получил в свое распоряжение технику более мощного класса. Было ли это предупреждением свыше? По крайней мере, дважды судьба уже испытывала его на прочность: в 2003-м Роберт получил травму руки в дорожно-транспортном происшествии в Польше, а спустя четыре года лишь чудом уцелел в аварии на Гран При Канады.

Не оставил его ангел-хранитель и в то злосчастное утро 6 февраля 2011 года. В 8.30 по местному времени при прохождении первого допа Кубица потерял управление на скользкой трассе и врезался в ограждение.

«Мы знали, что асфальт скользкий, и были готовы к этому, — вспоминал штурман Якуб Гербер, счастливо избежавший травм в той аварии. — После заноса машину отбросило к рельсу безопасности, и, заскользив, она выгнула его наружу. Затем мы врезались в следующую секцию, которая пронзила машину и вошла в салон».

Кубице вообще очень повезло, несмотря на тяжелые последствия. Пройди рельс чуть левее, и… Через полтора года в точно таком же инциденте на итальянском ралли Targa Florio погиб молодой штурман Гаррет Робертс, выступавший с Крейгом Брином. Шансов выжить у 25-летнего парня не было: смерть была мгновенной.

Жизни Кубицы ничего не угрожало, но он получил множественные переломы: металлический рельс, прошивший салон до самого багажника, травмировал правую часть тела Роберта от предплечья до ноги. Больше всего досталось правой руке: кисть оказалась практически отрезана. Существовала угроза ампутации, но врачам из больницы в Пьетра-Лигуре удалось совершить чудо: в течение сложнейшей семичасовой операции, в которой были задействованы две бригады хирургов, руку Кубицы фактически собрали заново, сшив артерии, вены, нервы, сухожилия и мышцы. Худшего удалось избежать. Но вот гарантировать полное восстановление функциональности руки медики не могли, и над возвращением Кубицы в гонки нависла угроза.

Почему Кубица вернулся только через шесть лет?

За руль машины Формулы-1 Роберт Кубица вернулся ровно спустя шесть лет и четыре месяца после аварии: 6 июня 2017 года поляк протестировал болид Lotus-Renault E20, который он должен был пилотировать в сезоне-2012. На протяжении всего 2011 года в Энстоуне ждали ответа от Роберта по поводу готовности вернуться и фактически держали для него место свободным, несмотря на отсутствие контракта на следующий сезон. Но восстановление затянулось: за полгода, прошедшие с момента аварии, Кубица перенес в общей сложности восемь операций. Медики прогнозировали восстановление к ноябрю-январю, но осенью стало известно, что поляку потребуется еще одна операция на запястье, и в конечном итоге через пару недель Роберт уведомил руководство Lotus, что не готов вернуться за руль в начале сезона-2012. А в январе Кубица получил новую травму: бедолага поскользнулся на льду во дворе собственного дома и снова сломал правую ногу.

Период реабилитации закончился только к концу лета, но из-за того, что не восстановились срединный и локтевой нервы, функциональность правой руки Роберта осталась на 50-процентном уровне, что означало крах всех надежд на возвращение в Формулу-1 в ближайшем будущем. Подтверждение такого пессимистичного сценария было получено при работе Кубицы на симуляторе команды Mercedes в Брэкли в мае 2013-го: в тесном формульном кокпите оказалось физически невозможно компенсировать ограниченность движения подруливанием локтем, как Роберт делал за рулем обычной машины.

Но это не значило, что возвращение в автоспорт было для поляка закрыто. В более просторных кузовных машинах его физический недостаток проявлялся меньше.

Кубица провел тесты в DTM, на протяжении трех сезонов выступал в чемпионате мира по ралли, выиграв титул в младшей полноприводной категории WRC2, попробовал силы в марафонских кольцевых гонках в Муджелло и Спа. А вот от ответов на многочисленные вопросы о возвращении Формулу-1 Роберт старался уходить, не говоря ни да, ни нет.

Ключевыми стали тесты на симуляторе Dallara в декабре 2016 года, в ходе которых Роберт обнаружил, что у него больше нет столь серьезных проблем, как в Брэкли три года назад! Время и усиленные физические тренировки принесли результат. И пусть ограниченность движений все равно оставалась, Кубице уже не требовалось выставлять локоть! Дальнейшие тесты в LMP2, GP3 и Формуле-E, состоявшиеся нынешней весной, также прошли успешно. Так что следующим логичным шагом должно было стать возвращение поляка в кокпит машины Ф1.

Как прошли тесты?

Изначально приглашение на тесты было жестом доброй воли со стороны конюшни Renault, с которой у Кубицы остались хорошие связи, и рассматривалось как разовое мероприятие.

«Думаю, у ребят из команды остались приятные воспоминания о нашем сотрудничестве. Может быть, именно они подсказали руководству Renault идею провести эти тесты», — рассказывал Роберт о том, как удалось все организовать.

Символично, что Кубица вернулся за руль в Валенсии, где за несколько дней до аварии, 3 февраля 2011 года, он в последний раз пилотировал машину Формулы-1. Вряд ли у команды и самого Роберта были какие-то серьезные ожидания от заездов на болиде пятилетней давности, однако своим выступлением Кубица поразил не только окружающих, но и самого себя. За день поляк проехал 115 кругов (то есть примерно 460 километров), поработав в квалификационном режиме, на длинных отрезках, и потренировав процедуру старта.

«После этих 115 кругов Роберт улыбался до ушей!» — написала в конце дня пресс-служба Renault в своем Твиттере.

Данные по времени круга команда не стала разглашать, но очень скоро стало известно, что лучшим результатам Кубицы стало 1.14,270, тогда как за день до этого резервный пилот Renault Сергей Сироткин на этой же машине проехал круг за 1.14,560.

«Если говорить о чистом времени круга, то это отчасти правда, — подтвердил в дальнейшем Сироткин. – Но мы работали по разным программам, в разное время. Я ни в коем случае не умаляю его достижение, но условия на трассе были не в мою пользу. Мы не собирались соревноваться, и каждый из нас был занят своим делом».

Впрочем, важнее дискуссий о времени круга стал главный итог тестов со стороны самого Роберта: «До тестов я оценивал шансы вернуться на десять, максимум на 20 процентов, а теперь — на 80—90! Я понял, что дверь в Формулу-1 для меня не закрыта».

Неудивительно, что разовое мероприятие превратилось в нечто большее. Через месяц, 12 июля, Кубица провел еще одну тестовую сессию за рулем болида Lotus-Renault E20 на трассе Поль Рикар, где проехал 90 кругов, а перед этим принял участие в Фестивале скорости в Гудвуде. Но главный экзамен для 32-летнего гонщика был впереди…

2 августа, после Гран При Венгрии, Кубица сел за руль современной машины. И тут снова напрашивается интересная параллель: именно на Хунгароринге поляк дебютировал в Формуле-1 в 2006-м, заменив в BMW уволенного Жака Вильнёва.

Ради тестов Роберта за рулем болида R.S.17 руководство Renault даже поступилось пунктом в контракте Джолиона Палмера, выплатив британцу неустойку. А важность этих заездов для Кубицы было сложно переоценить.

«Хунгароринг — одна из самых требовательных трасс с физической точки зрения. Если он справится, значит, сможет без проблем проезжать дистанцию Гран При», — высказался на этот счет первый номер Renault Нико Хюлькенберг.

Не считая курьеза при выезде из боксов, когда Роберт, уклоняясь от столпившихся фотографов, задел правую сторону гаража и снес табличку с именем Хюлькенберга, венгерские тесты прошли без сучка и задоринки. Как отмечают очевидцы, Кубица пилотировал быстро и плавно, но при этом явно осторожничал и старался не атаковать поребрики.

Уже к обеду Роберт преодолел гоночную дистанцию, 74 круга, и на шинах Supersoft показал время 1.19,681, а на самом мягком компаунде Ultrasoft снял с него еще секунду — 1.18,572. В квалификации Гран При Венгрии с таким результатом поляк занял бы 14-е место, вклинившись между Даниилом Квятом и Серхио Пересом. К слову, Палмер в субботу был 11-м со временем 1.18,415, а Хюлькенберг оказался на седьмой строчке — 1.17,468.

На длинной серии кругов утром Кубица выглядел стабильно, штампуя результаты с разницей максимум в 0,6 секунды. Во второй половине дня темп стал более рваным, но сложно сказать, с чем это было связано — с особенностями программы или физической усталостью.

По пройденной дистанции — 142 круга — Роберт уступил только молодому Луке Гьотто, приглашенному на тесты в Williams, а в общем протоколе занял четвертое место, уступив менее полутора секунд лидеру тестов Себастьяну Феттелю.

На пресс-конференции после окончания заездов Кубица выглядел уставшим и излучал сдержанный оптимизм: «Я доволен, но не на все сто процентов. Есть аспекты, в которых можно прибавить, однако это нормально».

Что дальше?

Разговоры о том, что Роберт может заменить Джолиона Палмера на Гран При Бельгии после летнего перерыва, появились еще до тестов на Хунгароринге. Но по ходу первой половины сезона журналисты уже меняли британца на Сергея Сироткина и даже на Карлоса Сайнса, однако это так и осталось на уровне слухов. Не произойдет замены, скорее всего, и в случае с Кубицей. Есть версия, что у Палмера железобетонный контракт, за расторжение которого команде придется выплатить солидную неустойку. Да и зачем так форсировать возвращение Роберта, если даже у Renault есть планы на него?

«Я не 18-летний новичок, который стремится выйти на старт Гран При любой ценой, — говорит сам Роберт. — Я хочу выступать в гонках, только если буду полностью уверен в том, что справлюсь со своей работой».

Тесты в Валенсии, на Поль Рикаре и даже на Хунгароринге были в большей степени проверкой возможностей Кубицы. Он убедился в том, что последствия травмы не влияют на пилотаж, проехал дистанцию Гран При для получения суперлицензии и успешно прошел обязательный тест FIA на пятисекундное покидание кокпита. Теперь можно полностью сосредоточиться на подготовке к возвращению в гонки. Скорее всего, в оставшейся части чемпионата Кубица проведет несколько пятничных тренировок. А если все пройдет нормально, то к концу года Renault подпишет с ним контракт на следующий сезон.

Не поздновато ли возвращаться? Ответ прост: нет. Марк Уэббер начал выигрывать в Формуле-1 в 32 года, Кими Райкконен в таком же возрасте вернулся после двух пропущенных сезонов и одержал две победы, а Рубенс Баррикелло даже в 37 лет претендовал на чемпионский титул. В конце концов, Льюис Хэмилтон младше Кубицы всего на год, а Себастьян Феттель — на два.

Конечно, потерянные шесть лет не вернуть, но совершить красивый камбэк еще не поздно и, похоже, Роберту это по силам. Только бы Renault не подвела с принятием решения и конкурентоспособностью машины в будущем.

«Вы видите только мою руку, но я сражался за жизнь». Роберт Кубица возвращается в «Формулу-1»

(Текст впервые был опубликован 15 сентября 2017 года)

В сентябре 2017 года авторитетный журнал F1 Racing вышел с портретом Роберта Кубицы на обложке. «Я здесь, и это реальность» – так процитировали польского пилота редакторы издания. Чуть выше они добавили свою подпись: «Возвращение века».

Роберт еще в юности считался суперталантом. Он сочетал в себе два главных качества крутого пилота: абсолютную безбашенность и умение сохранять концентрацию в самые адреналиновые моменты гонки.

Второй факт даже подтвержден научно. Для гонщиков существует компьютерный тест на хладнокровие и реакцию: на мониторе появляются цвета с названиями, а человек должен нажать «Да», если название соответствует цвету и «Нет», если они не совпадают. При этом кнопки постоянно меняются местами. Испытание состоит из 100 вопросов и рассчитано на 100 секунд, но молодой Кубица тратил всего 62 секунды и набирал 100%. Это космический уровень, к которому приближались лишь избранные пилоты.

Несмотря на врожденную рассудительность, азартный Роберт жил на скорости. Он был готов на любые соревнования, и его первой команде в «Формуле-1» (BMW) пришлось прописать в контракте важное условие – игнор заездов в ралли. «Это моя страсть!» – возмущался поляк, но понимал: «Формула» ценнее, чем любой раллийный ивент. Тем более, у реактивного Роберта были все шансы стать чемпионом мира в самой престижной дисциплине – это отмечали даже конкуренты Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо.

Но в конце нулевых BWM покинула «Формулу-1», и Роберт очнулся в Renault. По новому договору он выбил право кататься на ралли и страшно радовался этому событию. «Мне не хватает одних тестовых заездов, я хочу чаще проверять себя на прочность», – так Кубица объяснял желание посетить как можно больше гонок.

Активность Роберта обернулась трагедией в феврале 2011-го. На ралли Андорры поляк дебютировал в хэтчбеке Skoda Fabia. Машину страшно занесло, она протаранила ограждение на месте стыка, и здоровенная металлическая палка воткнулась в кузов несчастной тачки. Штурман Кубицы Якуб Гербер отделался царапинами, а Роберт чуть не попрощался с жизнью: если бы барьер прошел чуть левее, то обеспечил бы гонщику несколько сотен слезливых некрологов.

Кубице объективно повезло: пострадала только правая часть тела, пусть и целиком. Поляк моментально вырубился и провел в коме тот час, который спасатели потратили на извлечение тела из автомобиля. Роберта доставили в госпиталь на вертолете и сразу же положили на операционный стол. Ему перебило всю правую половину – от ступни до ключицы. Сильнее всего досталось руке: во-первых, ограждение вывернуло локоть гонщика, во-вторых, обрубило кисть – она держалась на сухожилии.

Хирург, колдовавший над Робертом семь часов, совершил подвиг – укоротил руку, сохранил кисть и пообещал скорейшее восстановление. Правда, сроки расстраивали – как минимум год на то, чтобы рука снова стала управляемой. Примерно в то же время в палату к поляку зашел его партнер по Renault Виталий Петров. Русский гонщик вышел из госпиталя в абсолютном шоке: несмотря на слабость, Роберт каждую секунду старался разрабатывать искалеченные предплечье и кисть.

Естественно, Кубицу терроризировали вопросами о возвращении в «Формулу», а он лишь говорил, что не появится на трибуне, если не совершит полноценный камбэк. «Я скучаю не по атмосфере, а по болидам», – пояснял Роберт, проводивший в спортзале все свободное время.

Его правая рука так и осталась неполноценной – локтевой сустав вывернут, иногда не слушаются пальцы, а нагрузки на бицепс заметно ограничены. В спортзале Кубица берет веса в 50% от левой руки, иначе пострадают кости – это чревато новыми повреждениями. Кроме того, уже после мучительной реабилитации, Роберт поскользнулся у себя во дворе и сломал ногу – после такого сдался бы кто угодно.

Но Кубица выстрадал место в гонках. Поляк признается, что его часто приглашают на соревнования, а он каждый раз уточняет: можно ли провести один тестовый заезд? Чаще всего пилоту отказывают и за спиной пускают разговоры о том, что он испугался. Все гораздо проще – Кубица ненавидит проигрывать и хочет знать, что способен побороться за первое место.

Например, уже после той чудовищной аварии Роберт выиграл чемпионат мира по ралли на Citroen DS3 RRC, но триумф удовлетворил только самого гонщика. И журналисты, и фанаты «Формулы» ждали, когда он вернется туда, где зажигал до трагедии. Кубица медлил и во всех интервью говорил разные вещи: то уверял, что еще поборется за место в какой-нибудь команде, то констатировал, что точно не сядет за руль болида из-за вывернутого локтя и неудобного (для себя) управления.

Чуда дождались только летом 2017-го – этот сюжет годится для кино точно так же, как легендарный баттл Ники Лауды и Джеймса Хатта.

В июне Кубица сел в ту же машину, на которой гонял до травмы, а в начале августа поучаствовал в тестовом заезде в Венгрии. Ради того, чтобы найти место для Роберта, Renault заплатила неустойку штатному пилоту Джолиону Палмеру. Инвестиция оправдалась: Кубица промчался 142 круга по «Хунгарорингу», признал всего одну ошибку и заодно словил кучу респектов от элитных гонщиков. Ему аплодировали все – от Алонсо до Проста, и лишь ворчливый Жак Вильнев возмутился, что Роберт получил долгожданный шанс.

«Его бы никто не вернул, если бы не его проблема с рукой. Он же не восстановил 100% скиллов, а в здоровом состоянии Кубица еле обгонял Петрова. Неужели нынешние машины так просты в управлении?» – недоумевал канадец.

Роберт промолчал, понимая, что в желчных словах Вильнева может быть правда. Renault так и не подписал с Кубицей контракт, но на помощь пришел Нико Росберг – чемпион «Формулы» запускает карьеру менеджера.

Сейчас самым очевидным вариантом трудоустройства выглядит Williams – команда с хорошим двигателем, топовыми механиками и отвратительным шасси. Если Кубица договорится с руководством Williams , интерес к «Формуле-1» тут же подскочит – болеть за бесстрашного и несгибаемого поляка, управляющего болидом одной рукой, захотят даже те, кто не переваривает этот вид спорта.

«Вы видите только мою руку, но я сражался за жизнь», – уверяет Роберт. Учитывая, что сразу же после столкновения врачи исключили летальный исход, намек Кубицы предельно понятен: жизнь, за которую он так отчаянно бился, – это гонки и скорость.

Другие тексты Павла Городницкого:

«Ничья с «Эвертоном» – один из лучших дней в моей жизни». Почему Хосеп Гвардиола – тяжелый пациент

Стеклянный петушок. Почему Славен Билич – самая дутая фигура в АПЛ

Лучший спортивный телеграм

Карьера

Впервые сел за руль автомобиля с бензиновым мотором в возрасте 4 лет.

Картинг

  • 1995—1997: Чемпионат Польши
    • Шестикратный чемпион
  • 1998: Международный чемпионат Италии, чемпионат Европы
    • Чемпион Италии, вице-чемпион Европы, обладатель Кубка Монако
  • 1999: Международный чемпионат Италии, международный чемпионат Германии
    • Обладатель Трофея Маргутти, обладатель Кубка Монако, чемпион Италии, чемпион Германии, победитель ELF MASTERS, 5-е место на чемпионате Европы
  • 2000: Чемпионат Европы, чемпионат мира
    • 4-е место на чемпионате Европы, 4-е место на чемпионате мира

Формула Рено 2000

  • 2001: Итальянская Формула Рено 2000, Еврокубок Формула Рено 2000
    • Первый поул в автогонках
  • 2002: Итальянская Формула Рено 2000, Еврокубок Формула Рено 2000
    • 2-е место в Итальянской Формуле Рено 2000 (4 победы, включая Имолу и Спа Франкоршам), победа и поул в Интерлагосе в бразильском чемпионате Формулы Рено

Формула-3

  • 2003: Европейская Серия Формулы-3
    • Выиграл первую же гонку на Норисринге, победитель Формула-3 Сардиния Мастерс
  • 2004: Европейская Серия Формулы-3
    • 3 подиума, 2-е место в Макао

Формула Рено 3,5

  • 2005: Мировая Серия Рено
    • 4 победы, 3 поула, чемпион Мировой Серии Рено

Формула-1

2006

Кубица в 2006 году

20 декабря 2005 года было объявлено о контракте тест- и третьего пилота в команде BMW Sauber, а после того как команду посреди сезона покинул Жак Вильнев, Роберт, как третий пилот, занял его место и дебютировал на трассе в Хунгароринге.

Во время своего дебюта на Гран-при Венгрии Роберт Кубица заработал одно очко за финиш на восьмой позиции. Позже он был исключён из результатов гонки, потому что было обнаружено, что его машина имела массу меньше положенного минимума, но Роберт хорошо зарекомендовал себя во время своего дебюта в Гран-при.

Месяц спустя, в своей третьей гонке в Монце он возглавлял гонку на протяжении пяти кругов и завоевал свой первый подиум, финишировав на третьей позиции. Также имел все шансы финишировать на подиуме в Китае до тех пор, пока не решил рискнуть и переобуться в сухие покрышки до того, как трасса достаточно подсохла.

19 октября 2006 года команда BMW Sauber объявила о контракте с Робертом на сезон 2007 года.

Закончил чемпионат на 16-м месте, заработав 6 очков.

2007

В 2007 году чемпионат для Роберта сложился неоднозначно. Достаточно конкурентоспособные болиды F1.07 всё же не избежали технических проблем, связанных в основном с коробкой передач, и большая часть неполадок случалась именно на машине поляка. Жуткая авария на Гран-при Канады привела к запрету докторов на участие в следующей гонке в США, что позволило дебютировать Себастьяну Феттелю. Сход из-за отказа гидравлики в Китае в тот момент, когда Роберт лидировал в Гран-при, подытожил не слишком гладкий год. Кубица набрал 39 очков против 61 у напарника Ника Хайдфельда и трижды финишировал четвёртым.

2008

Роберт Кубица на Гран-При Канады 2008, где он одержал первую и единственную победу в Формуле-1

В сезоне 2008 года Роберт продолжил выступать за команду BMW Sauber F1.

Этот чемпионат поляк провёл просто блестяще. На гран-при Бахрейна он завоевал свою первую поул-позицию. Именно он принёс «БМВ-Заубер» первый Большой приз, выиграв, во многом благодаря аварии Льюиса Хэмилтона и Кими Райкконена на пит-стопе, гонку в Монреале. После этого этапа он захватил лидерство в личном зачёте. Надёжность техники и стабильность выступлений Кубицы позволили ему почти до финиша чемпионата держаться в числе претендентов на титул. Однако ошибочное решение баварской команды переключить внимание на создание модели 2009 в соответствии с новым техническим регламентом остановило прогресс поляка. В результате он занял только четвёртое место, с 75 очками уступив Райкконену по числу побед.

6 октября 2008 года команда BMW Sauber подтвердила состав на сезон 2009 года: Роберт продолжит выступления в команде.

2009

Начало сезона 2009 года складывалось для Кубицы не лучшим образом. На гран-при Австралии за два круга до финиша Роберт столкнулся с Себастьяном Феттелем в борьбе за 2-е место и выбыл из борьбы. Лучший результат в квалификации поляк завоевал в Австралии, показав 4 время, а лучшим гоночным результатом стал финиш на 2-ом месте в гран-при Бразилии. По итогам сезона он заработал 17 очков и занял 14-е место.

7 октября 2009 года был подтверждён контракт Кубицы с командой Renault F1 Team, в которой он заменил Фернандо Алонсо.

2010

Переход в команду Renault F1 Team позволил Роберту трижды подняться на подиумы в гран-при Австралии, Монцы и Бельгии, показать первый быстрый круг по итогам гонки в Канаде, регулярно зарабатывать очки и по итогам сезона занять 8 место с 136 очками.

2011

Перед стартом сезона Кубица успел поучаствовать только в первых официальных тестах в Валенсии, где за рулём Renault R31 3 февраля показал лучшее время. Через три дня Роберт попал в тяжёлую аварию.

Авария в феврале 2011 года

6 февраля перед началом сезона Формулы-1 Кубица, участвуя в Ралли Ронди ди Андора (Италия), попал в аварию за рулём Škoda Fabia Super 2000. На 5-м километре спецучастка машину Кубицы занесло; она столкнулась с рельсом безопасности и заскользила вдоль него. На очередном стыке рельсов безопасности следующий рельс, отсоединившись, пробил автомобиль и оказался в салоне, причинив тяжелые травмы пилоту. Роберт Кубица получил множественные переломы правой руки, кисти и ноги. Первоначально были опасения, что руку придётся ампутировать. Итальянский хирург из госпиталя в Пьетра-Лигуре, оперировавший Кубицу, после 7-часовой операции сообщил, что на восстановление функциональности правой руки в лучшем случае уйдёт год. Ночь после операции Роберт провёл в искусственной коме.

Дирекция госпиталя Santa Corona выставила счёт на 100 тысяч евро за лечение Роберта Кубицы после февральской аварии на раллийной трассе. Роберт находился в больнице 76 дней и перенёс четыре сложных операции, все расходы оплатила страховая компания.

В сезоне 2011 года Кубицу заменяли Ник Хайдфельд и Бруно Сенна. По словам Роджера Бенуа, журналиста издания Blick, «на восстановление гонщика ушло слишком много времени и возвращение Кубицы в Формулу-1 уже невозможно». Сам Кубица также считал, что у него практически нет шансов вернуться в Формулу-1. Однако в течение 2017 года он провел несколько тестов с командами Renault и Williams, которые рассматривали поляка как кандидата на место боевого пилота на сезон 2018 года. В итоге Renault предпочли годовой контракт с Карлосом Сайнсом.

Возвращение в Формулу-1

2018

16 января 2018 года было объявлено, что Кубица стал резервным пилотом команды «Williams» в сезоне 2018.

2019

22 ноября 2018 года «Уильямс» объявил о контракте с Робертом Кубицей на сезон 2019 года в статусе боевого пилота.

Примечания

  1. Роберт Кубица будет третьим и запасным пилотом BMW Sauber
  2. Кубица заменит Вильнева в Венгрии
  3. 2007-й, BMW: Кубица и Хайдфельд
  4. BMW Sauber’09: Кубица и Хайдфельд
  5. Кубица и Renault — контракт подтверждён!
  6. Сезон 2011: Февраль. Тесты. Валенсия
  7. Штурман Якуб Гербер рассказал об аварии Кубицы
  8. Пресс-релиз Lotus Renault о состоянии здоровья Кубицы
  9. Хирург Кубицы: Нужно подождать хотя бы неделю, f1news
  10. На восстановление Кубице потребуется не меньше года. Спорт-Экспресс (6 февраля 2011). Дата обращения 6 февраля 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  11. Кубица провел ночь в искусственной коме. Спорт-Экспресс (7 февраля 2011). Дата обращения 7 февраля 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  12. Дмитрий Бухаров. Лечение Кубицы стоило 100 тысяч Евро. F1news.ru (30 апреля 2011). Дата обращения 1 мая 2011. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  13. Хайдфельд заменит Кубицу в Lotus Renault, F1news, Дмитрий Бухаров (16 февраля 2011). Дата обращения 16 февраля 2011.
  14. Beinbruch!: F1-Star Kubica wird Pech nicht los! — Formel 1 — Blick
  15. Формула-1 :: Роберт Кубица не вернется!
  16. Людмила Рязанцева. Роберт Кубица: Вернуться в Формулу 1 практически невозможно. Первый автоспортивный (12 ноября 2013). Дата обращения 14 ноября 2013. Архивировано 14 ноября 2013 года.
  17. В Renault подтвердили вторые тесты Кубицы (рус.). Дата обращения 26 октября 2017.
  18. В Williams позитивно оценивают тесты Кубицы (рус.). Дата обращения 26 октября 2017.
  19. Williams Martini Racing announces Robert Kubica as 2018 Reserve and Development Driver (англ.). Williams F1 (16.01.2018). Дата обращения 17 января 2018.
  20. Официально: Роберт Кубица – резервный гонщик Williams. Autosport.com.ru (16.01.2018). Дата обращения 17 января 2018.
  21. В Williams подтвердили контракт с Кубицей

Ссылки

  • Официальный сайт (польск.) (англ.)
  • Кубица на официальном сайте Формулы-1 (англ.)
  • Роберт Кубица: биография, карьера, статистика выступлений
  • Роберт Кубица (рус.) на сайте wildsoft.motorsport.com
Спортивные достижения
Предшественник:
Хейкки Ковалайнен
Чемпион Формулы-Рено 3.5
2005
Преемник:
Алекс Даниэльссон
Предшественник:
Крайг Бреэн
Чемпион по ралли Super 2000
2013
Преемник:
Нассер Аль-Аттия
Награды
Предшественник:
Фелипе Масса
Премия имени Лоренцо Бандини
2008
Преемник:
Себастьян Феттель
Предшественник:
не присуждалась
Премия FIA Человек года
2013
Преемник:
Льюис Хэмилтон

  • FW01
  • FW02
  • FW03
  • FW04
  • FW05

Основатели
Глава команды Сэр Фрэнк Уильямс
Действующий персонал
  • Клэр Уильямс
  • Роб Смедли
  • Падди Лоу
  • Дуг Маккирнан
Бывший персонал
Действующие пилоты
  • 63. Джордж Расселл
  • 88. Роберт Кубица
Тест-пилоты
Чемпионы мира
Шасси Формулы-1 Frank Williams Racing Cars Williams Grand Prix
Engineering/Williams
Болиды ФИА Формулы-2
Прототипы Ле-Мана
Дорожные машины
Раллийные машины
Кузовные машины

ПерсоналМарио ТайссенПетер ЗауберВилли Рампф

ПилотыНик ХайдфельдРоберт КубицаЖак ВильнёвСебастьян Феттель

Шасси F1.06 F1.07 F1.08 F1.09

См. также Sauber (1993–2005, 2010–)

Спортсмены года в Польше

1926: Вацлав Кухар · 1927: Халина Конопацкая · 1928: Халина Конопацкая · 1929: Станислав Петкевич · 1930: Станислава Валасевич · 1931: Януш Кусочиньский · 1932: Станислава Валасевич · 1933: Станислава Валасевич · 1934: Станислава Валасевич · 1935: Роджер Верей · 1936: Ядвига Енджеёвская · 1937: Ядвига Енджеёвская · 1938: Станислав Марусаж · 1948: Алексий Анткевич · 1949: Здобыслав Ставчик · 1950: Хелена Ракочи · 1951: Зыгмунт Хыхла · 1952: Зыгмунт Хыхла · 1954: Януш Сидло · 1955: Януш Сидло · 1956: Эльжбета Кшесиньская · 1957: Ежи Павловский · 1958: Здзислав Кшишковяк · 1959: Эдмунд Пёнтковский · 1960: Юзеф Шмидт · 1961: Иренеуш Палиньский · 1962: Тереса Цеплы · 1963: Рышард Парульский · 1964: Юзеф Шмидт · 1965: Ирена Киршенштейн · 1966: Ирена Киршенштейн · 1967: Собеслав Засада · 1968: Ежи Павловский · 1969: Вальдемар Башановский · 1970: Тереса Сукневич · 1971: Рышард Шурковский · 1972: Витольд Войда · 1973: Рышард Шурковский · 1974: Ирена Шевиньская · 1975: Зыгмунт Смальцеж · 1976: Ирена Шевиньская · 1977: Януш Пыцяк-Пецяк · 1978: Юзеф Лущек · 1979: Ян Янкевич · 1980: Владислав Казакевич · 1981: Януш Пыцяк-Пецяк · 1982: Збигнев Бонек · 1983: Здзислав Хоффман · 1984: Анджей Грубба · 1985: Лех Пясецкий · 1986: Анджей Малина · 1987: Марек Лбик и Марек Доперала · 1988: Вальдемар Легень · 1989: Иоахим Халупчок · 1990: Ванда Панфиль · 1991: Ванда Панфиль · 1992: Вальдемар Легень · 1993: Рафал Кубацкий · 1994: Анджей Вроньский · 1995: Павел Настула · 1996: Рената Мауэр · 1997: Павел Настула · 1998: Роберт Корженёвский · 1999: Томаш Голлоб · 2000: Роберт Корженёвский · 2001: Адам Малыш · 2002: Адам Малыш · 2003: Адам Малыш · 2004: Отыля Енджейчак · 2005: Отыля Енджейчак · 2006: Отыля Енджейчак · 2007: Адам Малыш · 2008: Роберт Кубица · 2009: Юстина Ковальчик · 2010: Юстина Ковальчик · 2011: Юстина Ковальчик · 2012: Юстина Ковальчик · 2013: Юстина Ковальчик · 2014: Камиль Стох · 2015: Роберт Левандовский · 2016: Анита Влодарчик · 2017: Камиль Стох · 2018: Бартош Курек

Восемь лет назад он чуть не лишился руки и лежал в коме, а в пятницу вернулся в «Формулу‐1». История Роберта Кубицы

6 февраля 2011 года Кубица готовился к новому сезону «Формулы-1», принимая участие в Ралли Ронди ди Андорра (Италия). На 5-м километре спецучастка машину Кубицы занесло, она столкнулась с рельсом безопасности, который отсоединился и пробил автомобиль насквозь. Видео аварии нет, но есть воссозданная версия.

Кубица сразу попал под нож — у него выявили множественные переломы правой руки, кисти и ноги. Врачи не исключали ампутацию руки. После операции его ввели в искусственную кому.

Он выкарабкался, рука осталась на месте, но восстановление затянулось. В течение полугода Кубица перенес восемь операций. Затем — осложнения и очередная операция. Стало ясно, что проблемы серьезные.

В январе 2012 года Кубица поскользнулся на льду во дворе собственного дома и снова сломал правую ногу.

С нуля

Возвращение Квята, неоднозначные реформы и долгожданный шанс «Феррари». Особенности нового сезона «Формулы‐1»

На момент аварии Кубице было 26 лет. За плечами пять сезонов в «Королевских гонках», 76 Гран-при, восьмое место по итогам предыдущего сезона и железное первое место пилота в составе «Рено». И самое главное — у него уже были предварительные договоренности со знаменитой «конюшней» «Феррари» на 2012-й год. После аварии карьера обнулилась.

Поляк и не думал сдаваться. Он возобновил занятия на гоночном симуляторе, когда кости сломанной правой ноги еще не срослись, а впереди были очередные операции на правой руке.

Симулятор был адаптирован под Кубицу, но его результаты все равно поражали. Даже доктора Риккардо Чекарелли, который вытаскивал многих гонщиков из лазарета.

«Рядом с Кубицей занимался гонщик GP3, который по-настоящему выкладывался, было видно, как напрягается все его тело, он очень старался, — рассказывал Чекарелли. — Роберт же пилотировал очень плавно, действовал одной левой рукой, и его движения рулем казались медленными. Я думал, что он только адаптируется к трассе, но когда посмотрел на результаты, оказалось, что Роберт проехал круг на полсекунды быстрее».

Однако старые травмы напомнили о себе. После реабилитации стало известно, что не восстановились срединный и локтевой нервы, а правая рука Роберта функционирует наполовину. Возвращение в «Формулу-1» стало еще более нереальным после работы Кубицы на симуляторе «Мерседеса» в мае 2013-го: он не смог полноценно рулить болидом.

В то же время в чемпионате Германии среди легковых автомобилей (DTM) он вполне был на своем месте, выиграв титул в младшей полноприводной категории WRC2.

Рука постепенно приходила в порядок, а новости о возвращении поляка в «Формулу-1» увеличивались, как стоимость акций Google. В 2017 году он впервые после аварии проехался на «Рено».

«Моя цель — получить контракт в „Формуле-1“, но я не знаю, будет ли у меня такой шанс. С уверенностью можно говорить только одно: если этого не произойдет, я не буду разочарован, поскольку объективно оцениваю нынешнюю ситуацию», — сказал тогда Кубица.

В январе 2018 года поляк стал резервным пилотом «Уильямс». В ноябре команда объявила о контракте с Кубицей на сезон 2019 года в статусе боевого пилота.

«Не думаю, что мы до конца понимаем, через что ему пришлось пройти, чтобы вернуться сюда. То, что он снова здесь, — это замечательно. Я знаю Роберта с тех пор, как переехал в Европу в 2007 году. Возвращение стало его испытанием на прочность», — сказал перед Гран-при Австралии пилот «Рено» Даниэль Риккьярдо. Журналисты и пилоты, которые находились на пресс-конференции, встретили слова гонщика аплодисментами.

На первых двух свободных практиках в Австралии, которые прошли в пятницу, рано утром по московскому времени, Кубица стал предпоследним и последним соответственно, в обоих случаях уступив лучшему времени более четырех секунд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *