Шины для формулы 1

Зачем «Формула-1» ездит на «пухлых» шинах?

В теории покрышки «Формулы-1» не так уж и пухлы – в переводе на привычный продавцам и покупателям шин язык размерность передних сликов составит 270/55 R13, а задних – 325/45 R13. Для сравнения – в прайс-листе на дорожные шины Pirelli P Zero (чрезвычайно популярные среди владельцев суперкаров) можно найти немало вариантов с профилем 40-45. Но есть один нюанс: измеряем мы профиль в процентах «толщины» покрышки к ее ширине, а видим миллиметры, отделяющие поверхность шины от края колесного диска. А по этому показателю разница ощутима. К примеру, «толщина» той же Pirelli P Zero при размерности 225/45 R17 составит около 100 мм, а задних шин для «Формулы-1» — 165 мм. То есть диаметр гоночной шины будет больше всего на 4 %, а ее «толщина» — сразу на 65 %.

Диски диаметром 13 дюймов также не слишком хорошо рифмуются со статусом самых престижных и самых дорогих гонок в мире – ведь автопроизводители нынче в такой обувке и бюджетную модель на дорогу не выпустят (разве что какой-нибудь Ravon R2, ранее известный как Daewoo Matiz). Причем в сфере резины «Формула-1» уже давно не указ другим турнирам и гоночным категориям: что спортпрототипы в гонках на выносливость, что электрические болиды в турнире «Формула-Е», что грозные карбоновые Audi и Mercedes в чемпионате DTM – все ездят на 18-дюймовых дисках с «тонкими» покрышками. Почему же в королевских гонках до сих пор хватаются за крохотные колеса и «пухлые» шины?

Прошлым летом Pirelli, в настоящий момент — монопольный поставщик шин для «Формулы-1», в порядке эксперимента разработала «тонкую» шину под диск диаметром 18 дюймов. На тестах она оказалась на девять секунд с круга медленнее привычной «пухлой» шины.

Вариантов ответа на этот вопрос можно найти много. Одни говорят – все дело в жадности: чем «толще» шина, тем большего размера логотип можно разместить на боковине – поэтому против перехода на низкопрофильную резину выступают производители покрышек. Другие утверждают, что Международная автомобильная федерация таким образом косвенно сдерживает рост скоростей: мол, чем меньше колесный диск – тем компактнее должны быть тормоза, тем меньше их эффективность и тем меньше у создателей болидов мотивации делать их исключительно быстрыми. Обе этих версии – типично народные. Чиновникам от автоспорта столь хитрыми маршрутами ходить необязательно – при желании ограничить эффективность тормозов, они могут просто установить предельные их размеры или запретить применении определенных решений и материалов. Что же касается размеров логотипа, то Пол Хэмбри, руководитель гоночных программ Pirelli, упомянул об этом аспекте проблемы скорее в шутку – причем сделал это во время презентации… экспериментальных низкопрофильных покрышек для «Формулы-1».

Более проницательные люди напоминают, что даже в чемпионате, где пит-стопы длятся меньше двух секунд, нельзя просто взять и привинтить к современным болидам «Формулы-1» колеса, размером радикально отличающиеся от нынешних. Для начала при увеличении диаметра колесных дисков до 18 дюймов, комплект колес будет весить почти на 35 кг больше, чем сейчас (такие подсчеты некоторое время назад опубликовала одна из шинных компаний). Что увеличит не только неподрессоренные массы – чего создатели быстрых машин вообще-то стараются избегать, — но и нагрузку на коробку передач. Плюс нельзя забывать, что покрышки в каком-то смысле являются элементом подвески автомобиля. Особенно «пухлые» покрышки, которые гораздо активнее, чем низкопрофильные шины с жесткой боковиной, участвуют в поглощении импульса при наезде на кочку и распределении центробежной силы в повороте (в обоих случаях играя роль пружины). «Если просто поменять одни колеса на другие, машины просто нанчут мести хвостами как дрифт-кары, — предположил в свое время Хироде Хамашима, возглавлявший формульную программу марки Bridgestone, — Разница в уровне сцепления с трассой будет более чем значительной».

Время от времени команды «Формулы-1» создают виртуальные болиды — своего рода фантазии на тему, как гоночные автомобили будут выглядеть лет через двадцать (на фото — проект MP4-X команды McLaren). Примечательно, что все эти гоночные машины будущего обуты именно в большие колесные диски с низкопрофильными покрышками…

С одной стороны, инженерными вызовами конструкторов «Формулы-1» пугать глупо: дайте им достаточное количество денег и ресурсов – и через полгода даже на квадратных колесах болид поедет быстрее, чем в прошлую пятницу. Но в том-то и дело, что деньги и ресурсы в современной «Формуле-1» стараются по возможности экономить. А потратить их по-прежнему есть куда: то переход на гибридные силовые установки объявят, то высоту носового обтекателя ограничат – только успевай поворачиваться. В этих условиях мало кому из конструкторов понравится вносить серьезные изменения в конструкцию подвески, что обязательно повлечет за собой необходимость «допиливать» аэродинамику, модернизировать тормоза и так далее, и тому подобное. Одним словом, нет каких-либо судьбоносных причин, полностью исключающих отказ от «пухлых» шин в обозримом будущем. И всерьез этот вопрос не поднимается, потому что и без него и командам «Формулы-1», и компании-поставщику шин в целом есть, чем заняться и куда потратить имеющиеся деньги.

Диски и шины в Формуле-1: детали и факты

Шины имеют в Формуле-1 огромное значение, особенно в сезоне 2012. Подобрать правильный состав, наиболее подходящий для трассы, погоды и болида, является довольно сложной задачей. Команды тратят для этого большую часть времени на тестах и свободных заездах.
Основные составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода, серы и нефти. Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается. В отличие от дорожных автомобилей, шины для болидов Формулы-1 не рассчитаны на долговечность (один комплект рассчитан не более, чем на 200 км).

Интересные факты о Формуле-1
Известно, что за 1.2 миллиона евро в год с каждой команды Pirelli поставляет 6 типов шин: супермягкий, мягкий, средний, жесткий и два типа дождевых покрышек. Компания была поставщиком автошин в Формуле-1 в 1925-1957, 1980-1991, а также с 2011 года. На каждый Гран При Pirelli привозит примерно 1 800 шин, но судьба их предрешена задолго до того, как они появляются на трассе. Перед каждым гран-при шины выпускаются специальной производственной серией.

Во время производственного процесса на каждую шину наносится штрих-код, определенный Международной автомобильной федерацией (FIA), руководящим органом автомобильного спорта. Этот штрих-код является «паспортом» шины, который вживлен в ее конструкцию во время процесса вулканизации и не может быть изменен. В штрих-коде зашифрована вся информация о шине, что позволяет отследить ее использование во время гоночного уикенда с помощью программного обеспечения Racing Tyre System (Система контроля гоночных шин), считывающего и обновляющего все данные.
За две недели до европейских Гран При шины транспортируются на грузовых автомобилях из Измита (Турция) в Дидкот (Англия): путь протяженностью 3 100 километров занимает три дня.
Почему шины для Формулы 1 производятся на заводе в Турции? На этот вопрос ответит Пол Хембри: «Когда мы заявили об участии в чемпионате мира по ралли, был построен новый завод, один из самых масштабных у Pirelli. Сейчас на нём производятся все наши спортивные шины».

За каждой командой закрепляется инженер Pirelli, который работает только с одной командой в течение всего года, но в течение гоночного уикенда в его распоряжении находится только база данных по его команде, что исключает возможность раскрытия разработанных стратегий. Данные для разработки отслеживаются старшими инженерами Pirelli, которые используют их в работе исследовательской группы, создающей следующее поколение шин.
За пять дней до гран-при монтажники начинают монтировать шины на ободья. Полный цикл монтажа шины опытным монтажником длится 2,5 минуты: для монтажа всех шин, привезенных на гонку, требуется два дня. Ободья принадлежат командам: на трассе они передают их специалистам Pirelli для монтажа шин.
https://www.youtube.com/v/IcQ3fB8fZ4E
https://www.youtube.com/v/qG3sdF8IXyA
Разговоры о том, что Формуле-1 давно пора переходить на диски большего размера, ходят давно, а родоначальником этой идеи стала шинная компания Michelin, предложившая поставлять одинаковые колеса и шины для всех европейских Формульных серий, что значительно сэкономило бы средства, как производителям, так и командам. Спустя годы вопрос о новых колесах поднялся вновь, но уже со стороны Pirelli.
Руль болида Формулы-1 за $50 000
Обычно колёсные диски для Формулы-1 изготавливают из магниевого сплава. Материал этот весит мало и обладает высокой прочностью. На поверхности дисков находится крепление-замок, позволяющий быстро и легко поменять резину на пит-стопах.

Уже многие годы различные гоночные серии, в том числе и Indycar, используют низкопрофильную резину. В Формуле-1 же по-прежнему царствуют 13-дюймовые диски и резина с довольно высоким профилем (45-55). Конюшни наотрез отказались от предложения сменить размер дисков, поскольку, приняв его, пришлось бы практически заново перепроектировать свои болиды.
Вопрос: Колёсные диски с диаметром в 18 дюймов – это максимум для Формулы 1?
Пол Хембри: 18, 19, возможно – 20, хотя это уже чересчур. Решиться на такие перемены очень непросто, пока рано об этом говорить. Не стоит устраивать перемены ради самих перемен, иначе это может плохо кончиться.

И на последок, тормозные диски на болидах Ф-1 нагреваются до 1000 градусов С во время торможения. Именно поэтому они изготовлены не из стали, а из карбона, который намного жестче, в меньшей степени подвержен износу и устойчив к высоким температурам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *