Статья о хоккее

История возникновения и развития хоккея с шайбой

Споры о том, где и когда появился хоккей не прекращаются по сей день. Официальным местом возникновения современного хоккея принято считать Монреаль (Канада). Другая популярная точка зрения, что хоккей появился в Голландии. Существуют картины голландских мастеров, датированные 16 веком, на которых изображены люди, которые играют в похожую на хоккей игру. Но что бы там ни было в Голландии, в Монреале на катке «Виктория», 3 марта 1875 года был сыгран первый, официально зафиксированный матч в хоккей.

Где и когда зародился хоккей с шайбой?

В Канаде в середине XIX века.

Спустя два года были придуманы первые семь правил игры в хоккей. В 1879 году на смену деревянной шайбе пришла её резиновая альтернатива. В 1886 году были упорядочены и напечатаны усовершенствованные правила игры:

  • число игроков было уменьшено до семи;
  • весь матч от начала до конца игрался одним составом;
  • заменять разрешалось только травмированных игроков и после согласия команды соперника.

Первая профессиональная хоккейная команда была создана в Канаде в 1904 году. В этом же году команды уменьшились до шести игроков. Был установлен стандартный размер площадки — 56 × 26 м, который с тех пор мало изменился. Стали возможны замены игроков не только из-за травм.

Позже братья Пэтрики ввели систему присвоения номера каждому игроку, новую систему начисления очков, разметку площадку на определенные зоны. В 1945 году за воротами установили разноцветные фонари для более точного подсчета заброшенных шайб.

Хоккейная площадка

Размеры хоккейных площадок разнятся в зависимости от правил (НХЛ или ИИХФ). По версии ИИХФ размеры площадки могут варьироваться от 56 – 60 метров в длину и 26 – 30 метров в ширину. В НХЛ размеры площадки строго фиксированы 60,96 метров в дину и 25,90 метров в ширину. Считается, что меньшая площадка приводит к более красочной игре, а именно к силовой борьбе, броскам по воротам и игре у бортов.

Углы площадки должны быть скруглены дугой окружности радиусом от 7 м до 8,5 м по правилам ИИХФ и 8,53 м в НХЛ.

Площадка обязательно должна быть ограждена бортиком высотой 1,20 – 1,22 метров. На лицевых бортах за воротами по всей ширине поля (включая закругления) крепится ограждение из защитного стекла высотой 1,6-2 м.

Хоккейная площадка размечена следующим образом:

  • на расстоянии 3 – 4 метров от бортов проведены лицевые линии (линии ворот);
  • на расстоянии 17,23 метров от линии ворот проведены синие линии зон, благодаря которым площадка разделяется на 3 зоны: центральную и две зоны соперников;
  • в центре поля находится красная линия, разделяющая площадку пополам, и точка вбрасывания, находящаяся посередине красной линии;
  • по обе стороны от ворот на расстоянии 6 метров нарисованы точки вбрасывания с зоной вбрасывания радиусом 4,5 метра.

Всего на хоккейной площадке нанесено девять точек для вбрасывания:

  • центральная точка;
  • четыре конечных точки вбрасывания (по две в каждой зоне);
  • четыре точки вбрасывания в нейтральной зоне.

Хоккейная площадка оборудована двумя скамейками для оштрафованных игроков.

Размер ворот в хоккее с шайбой

Ворота в хоккее с шайбой состоят из двух штанг (вертикальные стойки), которые находятся на линии ворот на равном расстоянии от бортов и соединённых вверху горизонтальной перекладиной. Расстояние между штангами (ширина) — 1,83 м, а расстояние от нижнего края перекладины до поверхности льда (высота) — 1,22 м. Диаметр перекладины и обеих штанг не более 5 см.

Хоккейная экипировка

Хоккей является очень травмоопасным видом спорта, поэтому большое внимание уделяется защитной экипировке.

Хоккейная экипировка состоит из:

  • Клюшка для хоккея с шайбой — спортивный снаряд, при помощи которого спортсмены перемещают по площадке шайбу. Размер клюшки для хоккея примерно 150-200 см.
  • Коньки для хоккея с шайбой — ботинки с прикрепленными к ним металлическими лезвиями. Используются для передвижения по льду.
  • Раковина для защиты паховой области от попадания шайбы и других травм.
  • Шлем для защиты головы.
  • Наколенники и налокотники. Наколенники предназначены для защиты коленного сустава и голени хоккеиста, налокотники для защиты локтевого сустава игрока.
  • Нагрудник обеспечивает защиту грудной клетки и всей спины игрока.
  • Перчатки защищают кисти рук, кистевые суставы и нижнюю часть предплечий игрока при ударах клюшкой по рукам или попаданиях шайбы.
  • Капа для предотвращения травмы зубов.
  • Хоккейные шорты предназначены для предотвращения травмирования хоккеиста при падениях, столкновениях, попаданиях шайбы и других случаях.
  • Защита горла — полужесткая деталь из пластика или кевлара, защищающая горло, шею (спереди и сзади) и ключицы игрока.
  • Свитер — обязательная часть спортивной экипировки игрока в хоккее с шайбой, одевается поверх защиты.
  • Гамаши.
  • Хоккейная шайба. Максимальная зафиксированная скорость полета шайбы в хоккее более 180 км/ч. Размеры хоккейной шайбы: толщина 2,54 см, диаметр 7,62 см, вес 156—170 гр.

Экипировка вратаря состоит из:

  • Вратарская клюшка.
  • Вратарские коньки. Имеют длинное широкое лезвие; пластиковую ударопрочная внешняя конструкция; укороченный задник; специальные отверстия в стакане конька для крепления щитков.
  • Шлем и маска.
  • Защита горла.
  • Нагрудник.
  • Раковина для защиты паховой области от попадания шайбы и других травм.
  • Хоккейные шорты.
  • Блокер (Блин) — широкая вратарская перчатка с местами для пальцев с внутренней стороны.
  • Ловушка — перчатка, похожая на бейсбольную ловушку, но сконструированная специально для ловли шайбы, с учетом хоккейной специфики.
  • Щитки.
  • Верхняя форма и шлемы игроков одной команды должна быть одинакового цвета (вратарю разрешается иметь шлем, отличный по цвету от шлемов других игроков).
  • Шайба.

Особенности многолетней подготовки юных хоккеистов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Хоккей с шайбой»

А. А. Абрамов

ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой спортивных дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор И. М. Туревский

Статья посвящена некоторым особенностям подготовки юных хоккеистов к будущей профессиональной деятельности. Актуальность этой проблемы обусловлена противоречием между появлением совершенно новых видов профессиональной деятельности, таких как «спортсмен-профессионал», и недостаточным научным и методическим обеспечением многолетней подготовки будущих профессионалов. Мы предположили, что управляемый и прогнозируемый характер процессу подготовки юных хоккеистов к будущей профессиональной деятельности придает ряд примененных нами педагогических условий и психолого-педагогических положений оптимального функционирования этого процесса.

Ключевые слова: юный хоккеист, этап тренировки, самооценка, авторская программа по подготовке.

A. Abramov

FEATURES OF LONG-TERM TRAINING OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

FOR PROFESSIONAL WORK

Key words: young hockey player, stage of training, self-assessment, author’s programme of training.

Хоккей в нашей стране, наряду с футболом, является самым популярным видом спорта. Но в отличие от футбола, хоккей имеет более богатые победные традиции. Ведь наша сборная команда по хоккею является многократным чемпионом Мира и Европы, победителем Олимпийских игр и обладателем Кубка Канады. Однако, начиная где-то с середины 1990-х гг., победные традиции начали потихоньку утрачиваться: если раньше любое место, кроме первого, считалось провалом, то теперь любая завоеванная медаль, несомненно, воспринимается как успех. Возвращение этих победных традиций является первостепенной задачей нашего хоккея, и мне кажется, что этого можно достичь во многом за счет развития детско-юношеского хоккея.

Что касается игровых видов спорта в целом, то можно отметить, что в структуре профессионального клуба команда мастеров занимает

верхнее положение, являясь, если так можно сказать, верхушкой айсберга, тогда как фундаментом этого должна быть ДЮСШ (рис. 1).

Но довести воспитанника ДЮСШ до команды мастеров — это длительный и трудный процесс, поэтому в последнее время часто бывает, что для достижения сиюминутных результатов приглашаются легионеры. Такая тенденция наиболее сильно проявляется в нашем футболе и баскетболе, реже в хоккее, так как введен лимит на легионеров (не более 3 игроков в заявке на матч). Однако надо отметить, в последние годы в нашей стране, а точнее в крупных хоккейных центрах, большое внимание уделяется, как раз, развитию детского хоккея, что, по общему мнению, является положительным аспектом. Помимо Москвы, выделяются такие законодатели мод в нашем отечественном хоккее, как: Казань, Магнитогорск, Ярославль, Омск, Воскресенск, где

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовка спортивных резервов ДЮСШ и СДЮШОР

Этап предварительной подготовки (команды мальчиков 7-9 лет)

Этап начальной специализации (детские команды 10-12 лет)

Этап углубленной специализации (команды младших юношей 13-14 лет, команды юношей 15-16 лет)

Этап спортивного совершенствован^! (молодежные команды 17-18 лет)

Молодежные команды (до 20 лет)

Команды мастеров (первой лиги, высшей лиги, суперлиги, сборные страны)

Рис. 1. Система многолетней подготовки юных хоккеистов

ПЕДАГОГИКА

очень часто в командах мастеров выступают местные молодые воспитанники.

Так как мы рассматриваем подготовку юных хоккеистов непосредственно к профессиональной деятельности, то нужно отметить, что отдельно в списке профессий стоит такое понятие, как «спортсмен-профессионал». На первый взгляд это понятие вряд ли можно отнести к разряду профессий. Но это не так. На самом деле профессиональный спорт — это тяжелая и напряженная работа, и подготовка к нему очень непростой и кропотливый процесс.

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что тема данной статьи, безусловно, является актуальной. Ведь в настоящее время в профессиональные команды попадают немногие воспитанники ДЮСШ или СДЮШОР, вследствие чего их коэффициент полезного действия (КПД) является не очень высоким. Повысить же этот коэффициент можно несколькими способами, например, попытаться научить детей относиться к игре, как к будущей профессиональной деятельности.

Мы предположили, что управляемый и прогнозируемый характер процессу подготовки юных хоккеистов к будущей профессиональной деятельности придают примененные нами педагогические условия оптимального функционирования этого процесса:

• Целевая направленность юных хоккеистов на высшее спортивное мастерство. Это условие учитывает не только возрастные закономерности развития юного хоккеиста, но и, главное, требования, которым должна отвечать его подготовленность на различных этапах многолетней тренировки в аспекте критериев, характерных для этапа спортивного совершенствования.

• Эффект утилизации качеств в зависимости от возрастных особенностей юных хоккеистов. Это условие непосредственно связано с индивидуализацией тренировочного процесса. Внимание тренеров должно быть в первую очередь обращено на то, в какой мере реализует свои возможности юный хоккеист.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Соразмерность развития основных физических качеств юных хоккеистов. Одно из фун-

даментальных положений о единстве общей и специальной подготовки находит свое отражение в юношеском спорте прежде всего в соблюдении их должной пропорции на каждом из этапов многолетней тренировки.

• Ведущие факторы на различных этапах многолетней подготовки. В системе подготовки спортивного резерва прослеживается ряд общих тенденций, которые в многолетнем тренировочном процессе и на его этапах имеют ведущие функции.

• Перспективное опережение формирования технического мастерства. Это специфическое условие имеет прямое отношение к овладению юными хоккеистами техникой движений. Суть здесь заключается в том, что на различных этапах подготовки хоккеисты должны постепенно осваивать биодинамическую структуру двигательных навыков в том режиме, который потребуется в соревновательной деятельности в будущем.

А также ряд психолого-педагогических положений:

• психологический анализ спортивной деятельности свидетельствует о том, что успеха в спорте добиваются не мышцы и не то или иное свойство нервной системы, а человек, личность.

• педагогическая деятельность осуществляется через общение. Ведь спортивная деятельность, и особенно спортивная деятельность юного хоккеиста, протекает в условиях интенсивного общения друг с другом, с тренером, с соперниками, со зрителями.

• важным условием является повышение самооценки юного хоккеиста. Общепринято, что самооценка — это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого ребенка.

• нужным моментом для будущего профессионала является создание устойчивой мотивации.

Для практического доказательства этого было проведено исследование в группе первого года обучения (1999 г. р.) СДЮШОР «Х/К Липецк». Группа была разбита на две части: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ), в каждой из которой насчитывалось по 25

юных хоккеистов. Решаемые задачи были примерно одинаковыми:

• укрепление здоровья занимающихся;

• повышение уровня общей физической подготовки;

• выявление способных к хоккею детей;

• воспитание быстроты, ловкости, гибкости;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• обучение основам техники и тактики игры.

Но в КГ использовалась стандартная методика подготовки юных хоккеистов, которая применяется в СДЮСШОР, а для ЭГ — методика с применением специфических методов, средств, педагогических условий и психолого-педагогических положений, описанных выше. В процессе исследования между КГ и ЭГ было проведено 3 тестирования (по 21 наиболее информативному показателю).

Таблица 1

Результаты исследований

Качества № теста Показатели (тесты) Г(1) к-э Т( 2) К-Э Т( 3) К-Э

Физические качества 1 Наклон вперед 0,07 1,14 3,06

2 Бег 20 м (на «земле») 0,01 0,01 0,85

3 Бег 10 м (на «льду») 0,03 0,61 1,92

4 Становая динамометрия 0,18 0,14 0,12

5 Расстояние за 12 мин. бега на «льду» 0,19 0,58 0,68

6 Бег 5×18 м 0,06 0,72 2,55

7 Количество повторений за 50 с 0,08 0,14 2,48

8 «Беговой» тест 0,04 1,00 1,95

Психомоторные качества 9 Простая зрительно-моторная реакция 0,19 0,22 0,41

10 Сложная зрительно-моторная реакция 0,00 0,09 2,16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Сбивающее воздействие 0,12 0,09 2,12

12 Вестибулярная устойчивость 0,06 0,41 1,90

Психофизиологические качества 13 Объем внимания 0,04 0,17 0,32

14 Концентрация внимания 0,39 0,50 0,76

15 Переключение внимания 0,15 0,55 1,33

Игровая подготовка 16 Игра в «пятнашки» 0,27 1,40 2,52

Личностные качества 17 Сдержанность 0,01 0,20 0,41

18 Тревожность 0,11 0,17 0,37

19 Склонность к лидерству 0,01 0,40 2,22

20 Самооценка 0,22 2,24 2,82

Профессиональные качества 21 Анкетирование профессиональных качеств 0,14 1,72 3,68

Причем уровни значимости /-критерия Стьюдента:

Р < 0,05 при / > 2,07;

Р < 0,01 при t > 2,82;

Р < 0,001 при / > 3,79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследований были обработаны с помощью методов математической статистики. Использовалось сравнение средних арифметических по /-критерию Стьюдента (табл. 1).

При первом тестировании, несмотря на улучшение результатов, достоверных различий в показателях между КГ и ЭГ выявлено не было.

Через год при повторном тестировании достоверное различие между нашими группами было выявлено лишь в одном компоненте — тест № 20 (Р < 0,05). Это не является негативной тенденцией, поскольку подготовка юных хоккеистов к будущей профессиональной деятельности процесс многолетний и кропотливый.

А вот при третьем тестировании достоверные различия между КГ и ЭГ были зафиксированы уже в 9 показателях из 21 (причем на уровне значимости не только Р < 0,05, но и Р < 0,01), причем практически во всех рассматриваемых

ПЕДАГОГИКА

качествах (кроме, психофизиологических). Это позволяет говорить о достаточно ощутимом прогрессе в результатах ЭГ.

Таким образом, можно констатировать, что анализ представленных экспериментальных

данных (средние значения показателей) свидетельствует об эффективности авторской программы по подготовке юных хоккеистов к будущей профессиональной деятельности, прошедшей проверку в СДЮШОР по хоккею.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *