Стоимость формулы 1

Внутреннее устройство

Самой дорогой и спорной «внутренностью» болида является его ревущее сердце под кодовым названием «двигатель» стоимостью примерно в 2,77 млн долларов. У внушительного ценника есть оправдание: все-таки нынешнее поколение силовых установок — самое технологичное, продвинутое и эффективное в истории.

В комплект к мотору требуется новая восьмиступенчатая роботизированная коробка передач способная преодолевать дистанцию минимум шести Гран-при. Полный пакет всех деталей трансмиссии оценивается еще в 2,23 млн долларов — и лет шесть-семь назад эти агрегаты обходились намного дешевле, но после перехода на новые правила требования к коробкам передач возросли, потянув за собой и стоимость. Выхлопная система завесит на еще 234 тыс, а радиаторы – на 11 тыс.

Монокок, вокруг которого и выстраивается весь болид, требует вложений на 1,39 млн долларов, а на днище (и речь сейчас не о плохом пилоте) тратят еще 80 тыс. Установка одного сиденья для гонщика обходится в «жалкие» 2 тыс долларов.

Топливный бак тоже не вызовет в бюджете коллапса из-за ценника в 20 тыс, но вот само горючее разоряет команду как следует. Полная заправка эксклюзивной смесью на всю программу Гран-при потянет почти на 1 млн долларов.

Электрооборудование

В XXI веке болид уже невозможно представить без огромного количества компьютеров, датчиков, данных и телеметрии. Для сбора, обработки и контроля над каждым элементом машины конструкцией предусмотрены настоящие бортовые вычислительные центры — и как раз они являются самой дорогой частью гоночного авто. Вся электроника оценивается в 4 млн долларов, а руль, куда выводятся десятки страниц с важной информацией, стоит «лишь» 60 тыс.

Однако ни одна из систем (зажигание в том числе) не заработает без соответствующего программного обеспечения. Его цена не так уж велика — примерно 130 тыс долларов (конечно, у индусов будет дешевле, но и риск нарваться на «синий экран» и проиграть гонку несоизмеримо больше).

Всего — 15,881 млн долларов

Также на болид устанавливают комплект видеокамер стоимостью 140 тыс долларов, но эти расходы несет организатор, и потому в итоговую сумму они не включены.

Безусловно, в «Формуле-1» не просто так присутствуют несколько крупных производителей разных продуктов, так что в характеристиках и стоимости болидов разных команд могут встречаться расхождения. К тому же, многие конюшни-аутсайдеры не заключают эксклюзивных контрактов с поставщиками топлива и гоняются на более доступных вариантах, проигрывая заводским коллективам по скорости, но укладываясь в бюджет. Тем не менее, большая часть расходов непосредственно на одну машину все равно остается примерно одинаковой.

Если учесть исключительно сборку двух болидов, выезжающие на первую квалификацию сезона в Австралии, то на них уходит 31,7 млн долларов или 24 процента самого маленького бюджета «Ф-1». За сумму, потраченную лишь на одну высокотехнологичную гоночную машину, можно купить либо 2 200 экземпляров «Лады Калины» (при средней стоимости в 400 тыс рублей), либо 158 штук «Порше 911 Каррера», либо 11 шикарных «Феррари ЛаФеррари», 5 убойных «Мерседес» AMG Project One или три уютнейших коттеджа в старой доброй Англии — но всего лишь 1/10 Коутиньо или примерно 5 кг Неймара (кстати, он зарабатывает эту сумму за 127 дней). Может, «Формула-1» не такая уж и дорогая?

Кстати, многие команды продают лучшие машины с аукциона, но им редко удается компенсировать больше половины вложенных средств. Например, самым дорогим современным болидом стала «Феррари» F2001 Михаэля Шумахера, на которой он выиграл свой последний Гран-при Монако – ее купили за 7,5 млн долларов.

Конюшни Формулы-1 представили свои болиды

МИНСК, 2 фев — Sputnik. Тестовые заезды болидов «Формулы-1» стартовали в испанском Хересе.

На тестах пока не появились две команды — Lotus и Force India. Однако, по последней информации, Lotus E23 Hybrid уже прибыл в боксы и готовится к первому кругу нового сезона, а вот индийская команда присоединится к остальным лишь на следующей серии тестов, которые пройдут в Барселоне.

По иронии судьбы, первой командой, представившей болид сезона-2015, стала Force India. Презентация VJM08 индийской конюшни прошла в Мексике, на родине одного из пилотов команды, Серхио Переса. Виджей Малья, руководитель команды, отметил важность мексиканского рынка для «Формулы-1» и выразил надежду, что в сезоне-2015 мотор Mercedes поможет Force India бороться за высокие позиции.

© Mark Thompson/Getty Images Фернандо Алонсо

Главная «темная лошадка» сезона, McLaren, показала свою машину 29 января. Вопреки сложившейся традиции, команда не проводила официальной презентации, ограничившись публикацией изображений на сайте. Британская конюшня единственной в сезоне-2015 будет использовать двигатель Honda, возвратившийся в «Формулу-1» после ухода в 2008 году, и в команде возлагают на альянс с японскими мотористами большие надежды. Кроме того, в британской команде, наверное, самый опытный состав пилотов — двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, и чемпион 2009 года Дженсон Баттон.

Ferrari и Sauber провели презентации 30 января. Итальянская команда проделала огромную работу над двигателем в межсезонье, и теперь в Ferrari надеются прервать катастрофическую для команды череду неудач прошлого года, в котором гонщикам «красных» не удалось завоевать ни одной победы. К тому же, напарником Кими Райкконена в Ferrari стал четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель, ушедший из Red Bull.

Швейцарская команда Sauber, традиционно использующая итальянские моторы, представила новую сине-желтую раскраску в угоду бразильско-шведским спонсорам, которые пришли в команду вслед за новым составом пилотов — бразильцем Фелипе Насром и шведом Маркусом Эрикссоном.

За день до начала тестов свою машину представила Toro Rosso, младшая «дочка» концерна Red Bull. Команда из Фаэнцы полностью обновила состав пилотов. В сезоне-2015 за нее будут выступать сын известного раллиста Карлос Сайнс-младший и Макс Ферстаппен, сын бывшего гонщика «Формулы-1» Йоса Ферстаппена.

© Mercedes GP Льюис Хэмилтон и Нико Росберг

В первый день тестов свои болиды представили остальные команды — Mercedes, Williams и Red Bull. Чемпионская команда сохранила как традиционную раскраску, так и состав пилотов — в 2015 году за Mercedes поедут действующий чемпион Льюис Хэмилтон и Нико Росберг, который, по всей вероятности, будет пытаться опередить напарника в борьбе за титул в нынешнем сезоне.

Фрэнк Уильямс, руководитель Williams, на презентации болида заявил, что все сотрудники воодушевлены успехами команды, занявшей третье место в прошлом году, и выразил надежду, что нынешний сезон станет более результативным для конюшни из Гроува. В Williams сохранили состав пилотов — в сезоне 2015 за команду будут выступать опытный бразилец Фелипе Масса и многообещающий финн Валттери Боттас, сумевший завоевать в прошлом году несколько подиумов для команды.

Mark Thompson/Getty Images Даниэль Риккьярдо

В Red Bull решили скрыть особенности конструкции нового болида, сконструированного гением аэродинамики Эдрианом Ньюи, и закамуфлировали автомобиль. В команде до последнего дня работали над машиной — RB11 прошел краш-тест всего за день до презентации. Руководитель команды, Кристиан Хорнер, на презентации обозначил цель команды — сократить отставание от Mercedes и выразил надежду, что российский гонщик Даниил Квят, перешедший в Red Bull из «младшей» Toro Rosso, составит достойную конкуренцию своему напарнику Даниэлю Риккьярдо.

Лидером первого дня тестов стал Себастьян Феттель из Ferrari, проехавший самый быстрый круг за 1 минуту 22 секунды, опередив Маркуса Эрикссона на полторы десятых. Самую большую дистанцию проехал Нико Росберг — 157 кругов, что примерно равняется двум полноценным гонкам — Mercedes демонстрирует впечатляющую надежность.

Тесты в Хересе будут проходить до 4 февраля.

Ни для кого не секрет, что в Формуле-1 крутятся огромные деньги. Чтобы занять место на подиуме, порой приходится вложить миллионы долларов. Но сколько стоит сам формульный болид, откуда берутся источники финансирования и как гоночные команды распределяют свой бюджет, чтобы добиться успеха?

Бюджет лидеров Формулы-1 исчисляется сотнями миллионов долларов – в этом они похожи на крупные коммерческие предприятия. Но, в отличие от последних, чья деятельность направлена на получение прибыли, гоночные коллективы почти все доступные (а зачастую и взятые в долг) средства тратят на борьбу за трофеи.

Вся финансовая философия автоспорта состоит в том, чтобы победить на трассе, несмотря на убытки. Никому не придет в голову сэкономить и закончить чемпионат внизу турнирной таблицы, при этом получив коммерческую выгоду. Но в этой философии есть и другая сторона – чем лучших результатов добивается команда, тем больше призовых денег ей достанется.

Точная цифра расходов команд Формулы-1 является одной из самых охраняемых тайн, но по информации из открытых источников можно сделать вывод, что в среднем годовой бюджет конюшни составляет 180 млн долларов. Наибольшей суммой располагает Red Bull – судя по финансовой отчетности, бюджет австрийского «Красного быка» в прошлом году достиг почти $400 млн. Естественно, аутсайдеры тратят в несколько раз меньше.

Источники финансирования

Строго говоря, существует лишь три источника, из которых команды могут черпать деньги. Главный из них – поступления от спонсоров.

Кожух двигателя, верхний обтекатель, боковины радиаторов и заднее антикрыло – самые дорогие рекламные места на болиде Формулы-1. В топ-командах размещение логотипа на любой из этих позиций обойдется спонсорам минимум в $20 миллионов. Но и остальные места на корпусе также становятся объектом продажи. Дешевле всего стоит нижняя кромка бокового обтекателя, хотя и здесь цены доходят до $100 тысяч у аутсайдеров и до $1,5 млн. у лидеров.

Над привлечением спонсоров трудятся целые маркетинговые отделы, а это минимум несколько десятков человек в одном. Но бывает, что деньги приходят в команду вместе с гонщиком, который пусть и не обладает выдающимся талантом пилотирования, но зато имеет финансовую поддержку крупной компании.

Классическим примером является Юкио Катаяма, который не снискал лавров на трассе, но благодаря покровительству Japan Tobacco принял участие в 97-ми гран-при в составе Larrousse, Tyrrell и Minardi. Можно также вспомнить другого японца – Стаору Накаджима, который стал бесплатным «довеском» к моторам Honda для Lotus в конце 1980-х.

Командам среднего и низшего эшелона часто приходится ангажировать таких пилотов – причем деньги, которые они приносят, часто используются для совершенствования болида, так что с этой точки зрения даже с рента-драйвером за рулем он едет быстрее.

В среднем спонсоры обеспечивают до 40% бюджета команд Формулы-1.

Еще один важный источник дохода – призовые, распределяемые между конюшнями в зависимости от результатов их выступлений и от «исторической роли». Доходы гоночной серии Формулы-1 составляют более $1 млрд в год. Эта сумма складывается из поступлений от продажи прав на телетрансляции, от титульных спонсоров (Rolex и Emirates), сюда также включены выплаты от владельцев трасс и промоутеров гран-при.

Половина доходов распределяется между владельцами коммерческих прав, 2,5% достаются Ferrari из-за ее особого привилегированного статуса, а остальное делят между собой десять лучших команд – пропорционально занятым местам в Кубке конструкторов. Помимо того, дополнительные бонусы получают Red Bull, Mercedes-Benz, McLaren и Williams – за «стаж».

Третий основной источник финансовых средств – вклады собственников команд, которые могут достигать 20% общего бюджета.

Нелогичные инвестиции

Несведущему обывателю наверняка трудно понять, почему кто-то хочет владеть командой Формулы-1. Тем не менее, собственниками двигает не только спортивный интерес.

В долгосрочной перспективе владельцы могут получить финансовую выгоду за счет разницы между ценой покупки и ценой продажи. Эта разница тем выше, чем больших успехов добилась команда при этом собственнике.

Недавний пример – команда Росса Брауна Brawn Grand Prix. Компания Honda после многолетних неудач продала заводскую конюшню ее бывшему директору за символический 1 доллар. Год спустя уже ставший чемпионским коллектив был выкуплен концерном Daimler-Benz за 110 млн фунтов стерлингов. Неплохая прибыль на один вложенный доллар!

Помимо прямой прибыли бывает и косвенная. В частности, крупные компании, чья сфера деятельности не ограничивается одной лишь Формулой-1, получают выгоду от постоянного присутствия своих торговых марок на экранах телевизоров и в СМИ.

Аналитики издания Formula Money установили, что в период 2010-13 гг., когда Себастьян Феттель четыре раза подряд становился обладателем чемпионского титула, Red Bull был самым узнаваемым брендом в Формуле-1. Подсчеты показали, что общая стоимость всего телевизионного времени, когда на экранах мелькали болиды Феттеля или Уэббера с логотипом Red Bull, составила бы $ 1,275 млрд, в то время как на самом деле австрийский концерн вложил в четыре раза меньше.

Где деньги?

Типичная команда среднего звена тратит в год около $240 млн. Деньги расходуются по четырем главным направлениям.

По 63 млн долл. уходит на исследования и проектирование болида, а также на зарплаты персонала, включая гонщиков. 60 млн – на производственные затраты, оставшиеся средства покрывают оперативные расходы.

Из финотчетности почившей команды Caterham видно, что даже болид, занимающий последнее место на стартовой решетке, стоит $2,7 млн – и это без учета двигателя. Голое шасси стоит $1,5 млн, диффузор – еще $457 тысяч, даже одна опора стойки амортизатора обойдется не менее чем в 15 тыс. долларов.

С ценой престижного внедорожника сравнима стоимость многофункционального рулевого колеса, посредством которого гонщик, помимо собственно руления, может управлять еще более чем 40-ка операциями – сцеплением, изменением тормозного баланса, связью с боксами, регулированием состава топливной смеси и т.д.

Такой штурвал, более уместный в кокпите современного истребителя, стоит около $76 тысяч.

Неудивительно, что и пилоты, управляющие столь дорогими механизмами (а иногда и разбивающие их в хлам), хорошо зарабатывают. Так, четырехкратный чемпион Себастьян Феттель, заключивший трехлетний контракт с Ferrari, по слухам, получает 25 млн евро в год без учета бонусов.

Вкладывая миллионные суммы в гонщиков, команды должным образом заботятся и об их безопасности. Помимо защитных конструкций самого болида важное значение имеет экипировка пилота. Гоночный комбинезон, способный выдерживать открытое пламя 40 секунд, стоит почти $1000, еще дороже обходится шлем – $7600. Однако эти расходы – сущие пустяки в сравнении с остальными тратами команд.

Двигатель по цене элитного коттеджа в пригороде белорусской столицы. Коробка передач, стоимость которой превышает лёгкий вертолёт Robinson R44 с небольшим налётом часов. Руль, сопоставимый с ценой нового автомобиля E-класса. И это вовсе не детали космического шаттла, а составные части гоночного болида Формулы-1 – пожалуй, самой дорогой автоспортивной дисциплины. Приготовьтесь, ведь сегодняшние цифры наверняка вас сильно удивят.

Строение автомобиля начинается с корпуса, в основе которого лежит сверхлёгкий монокок из углеволокна, обвешенный более чем 80 000 навесными компонентами. Монокок гарантирует безопасность водителя в самых экстремальных ситуациях, неизбежно возникающих на трассах при высоких скоростях. Благодаря своему строению углеродное волокно практически не поддается разрушению и играет ключевую роль в обеспечении безопасности пилотов Формулы-1. С каждым годом стандарты безопасности в автоспорте ужесточаются всё больше, и казалось бы, достигли такого уровня, который трудно превзойти. Не смотря на это, научные исследования и разработки в этой области до сих пор продолжаются, поскольку безопасность имеет наивысший приоритет для водителей.

Структура монокока

Монокок изготавливается вручную из углеродного волокна, композитного материала, который в два раза прочнее стали, но в пять раз легче. Он состоит из 12 слоёв, в которых каждая из отдельных нитей, переплетённых между собой, в пять раз тоньше человеческого волоса. В центре между слоями вставляется алюминиевый ячеистый слой, который увеличивает жесткость монокока еще больше, защищая водителей даже в самых серьезных авариях. При всём при этом весит корпус всего 35 кг. А его стоимость составляет порядка 600 000$. Немало, но не тогда, когда речь идёт о спасении жизней.

Страшная авария Роберта Кубицы в Канаде 2007г. На скорости 300 км/ч его автомобиль врезался в ограничительный барьер. Во время столкновения Кубица испытал перегрузку в 28g, а пик был зарегистрирован на отметке 75g!

После жёсткой встречи со стеной, а также нескольких кульбитов, гонщик получил лишь легкое сотрясение мозга и небольшой ушиб колена. Карбоновый монокок спас ему жизнь.

После такой серьёзной аварии поляк вернулся на трассу уже через 20 дней. А в следующем году, на том же автодроме в Канаде, он одержал свою первую победу в Формуле-1.

Сердцем болида F1 конечно же является двигатель. И было бы странным, если бы его стоимость не была самой высокой из всех частей автомобиля. А после прихода в чемпионат суперсовременных и технологичных двигателей объёмом всего в 1.6 литра с турбонаддувом, их стоимость и вовсе можно назвать космической. Затратив огромные инвестиции на научно-исследовательские и конструкторские разработки, производители двигателей (которых после 2013 года осталось лишь трое – Renault, Mercedes и Ferrari) выставили своим клиентам счета, с кругленькой суммой в размере 20 млн.€. С учётом того, что регламентом ограничено количество двигателей на сезон в размере 5 шт., одна силовая установка обходиться команде примерно в 4 млн. евро.
Стоит отметить, что в эту стоимость входит полное логистическое сопровождение, а также команда из 6–ти инженеров-мотористов, которые консультируют клиентов и помогают настраивать свои двигатели. В целях сокращения затрат для клиентских команд, с 2017 года контракты на поставку двигателей уменьшат до 12 млн. евро. Несмотря на свою невероятную цену, малообъемные двигатели имеют очень маленький ресурс – всего 3.000 км. Пока белорусы даже и не подумывают об очередной смене моторного масла на своих автомобилях, механики Формулы-1 уже меняют моторы своим пилотам.

Двигатель Honda образца 2015 года, который поставлялся команде McLaren

Ещё одной затратной статьёй расходов команд является трансмиссия. Специально для новых двигателей была разработана современная 8-ми ступенчатая полуавтоматическая коробка передач. Её стоимость оценивается в 500 000$, а количество используемых за сезон ограничено правилами, при условии, что одна коробка передач должна быть использована в течение шести последовательных гран-при.

Болиды Формулы-1 ездят быстро не только прямо, но и в скоростных поворотах. Для осуществления максимальной тонкой связи пилота с дорожным полотном инженеры создают сложнейшие системы подвески. Все составные части передней и задней подвесок изготавливаются из титана и углепластика, что опять же значительно снижает вес болидов. Цена комплекта задних и передних рычагов составляет порядка 150 000$. Причём на каждую гонку устанавливаются совершенно новые комплекты. А теперь представьте, что после каждого гоночного уикенда механики выбрасывают на свалку эквивалент нового купе Mercedes-AMG S63 4МATIC.

Элементы задней подвески

Элементы передней подвески

Немаловажную роль в управлении автомобилем играют аэродинамические элементы кузова. В частности передние и задние антикрылья, которые создают невероятную прижимную силу. Дизайн первого в последние годы больше напоминает сюрреалистический объект, нежели элемент кузова, и поневоле задумываешься, с этой ли планеты создатели таких узлов? Цена говорит сама за себя ~ 160 тыс.$ за антикрыло в комплекте с носовым обтекателем. Заднее, вместе с системой DRS (система снижения турбулентности), ровно в два раза дешевле – 80 тыс.$

Фантасмагорическое переднее антикрыло болида McLaren

На управлении болида F1 могут сказаться даже самые незначительные поломки. Малейшие изменениями всех узлов автомобиля отслеживает сложнейшая электронная система телеметрии. Во время гонки за работой машины следит около 10 инженеров, которые исходя из данных, поступающих с десятков датчиков, могут определить и предсказать, что произойдёт с болидом и какая проблема может возникнуть. По сути, автомобиль Формулы-1 это один технологичный суперкомпьютер, заполненный датчиками и сенсорами. Общая стоимость всех электронных систем может исчисляться несколькими миллионами долларов. Один только софт телеметрии обходится командам в 130 000$.

На особом счету стоит тормозная система, которая отвечает не только за безопасность, но и влияет на скорость прохождения круга. За эффективность торможения отвечают карбоновые диски и колодки, созданные по самым передовым технологиям. Они позволяют остановить автомобиль со скорости 300 км./ч. за 3 секунды,нагреваясь при этом до температуры в 1000˚С. При таких экстремальных нагрузках тормоза выдерживают лишь одну гонку. Цена комплекта диски-колодки на одно колесо – 4 500$. На среднестатистические 300 км. в каждой гонке, приходиться два белорусско-китайских автомобиля Geely SC7. Также, с помощью тормозов накапливается кинетическая энергия, выделяемая при торможении. При помощи сложных систем рекуперации она преобразуется в электроэнергию и питает электрическую установку двигателя.

Вкупе с тормозами работают современные шины итальянской компании Pirelli, единственного поставщика покрышек в чемпионате. Они вносят серьёзный вклад в эффективность торможения автомобиля, а также в его управляемость. Различная вариация жёсткости резины позволяет достичь разных целей: от установки быстрейшего круга, до максимально продолжительной серии кругов. На один уикенд команды получают по 13 комплектов сликов, стоимостью 2 000$ за 4 колеса. Это сопоставимо с ценой новенькой Audi A4.

С этого года итальянские шинники будут поставлять самый мягкий состав шин – Ultra-soft (фиолетовые ободки)

Следующий элемент болида F1 вызывает лишь восторженные, и в свою очередь вопросительные эмоции: «Сколько?!». BMW 5-й серии в богатой комплектации стоит как руль автомобиля Формулы-1, или наоборот?!

Руль Ferrari SF15-T

Вы только посмотрите на этот современный продвинутый механизм, напоминающий штурвал межзвёздного космического корабля. Именно такие ассоциации возникали у меня, когда я впервые увидел его вживую на ежегодном автоспортивном шоу Moscow City Racing 2012. На рулевом колесе расположены различные переключатели, коих насчитывается больше 20-ти, а также прочие необходимые пилоту системы управления и контроля, кнопки бортовой радиосвязи и другие. Стоимость составляет 50 000$.


Некоторые пилоты зарабатывают 20 млн. $ в год

***

Как не странно, затраты на автомобиль не являются основной статьёй расходов команды. Значительную часть занимают расходы на логистику и транспортировку команды. Календарь охватывает четыре континента и пять частей света. А с этого года затраты даже вырастут, т.к. сезон пополнился ещё одним гран-при, которое впервые пройдёт в Азербайджане. Также стоит отметить баснословные зарплаты пилотов топ-команд, которые за сезон могут превышать зарплаты всей команды. Большая часть расходов покрывается за счёт контрактов со спонсорами, частью которых является размещение наклеек на болидах. И зачастую такая привилегия стоит немало. Стоимость размещения спонсорских логотипов на крыльях, воздухозаборниках, моторных отсеках может доходить до 20 млн.$ за сезон (зависит от уровня команды).

Если подвести черту и попробовать посчитать окончательную стоимость болида, то его цена может серьёзно варьироваться. Для клиентских команд стоимость может составить от 4 до 6 млн.$. Однако существует большое количество мелких деталей кузова, ценность которых известна лишь бухгалтерам команд. Но глядя даже на эти цифры в очередной раз убеждаешься, что Формулу-1 не зря называют Королевой автоспорта.

Фото: из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *