Тренера по баскетболу

Спортивная школа (олимпийского резерва по баскетболу, волейболу и мини-футболу)

Выписка из Плана спортивных мероприятий ФАУ МО РФ ЦСКА СШОР по баскетболу, волейболу и минифутболу 2019 год скачать

Приказ № 98 от 31.01.2019 СШ (ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) баскетбол в г.Тольятти

Приказ № 128 от 8.02.2019 СШ (ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) Московская обл. баскетбол 2004 г.р.

Приказ № 129 от 8.02.2019 СШ(ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) Ростовская обл. баскетбол 2005 г.р.

Приказ № 178 от 22.02.2019 СШ (ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) Санкт-Петербург ДЮБЛ баскетбол 2001 г.р.

Приказ № 198 от 26.02.2019 СШ(ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) Пермь баскетбол 2006 г.р.

Приказ № 255 от 1.03.2019 СШ(ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) мини-футбол 2001-2002 г.р. Большой Суходол Нижегородской обл.

Приказ № 256 от 1.03.2019 СШ(ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) мини-футбол 2003-2004 г.р. Городец Нижегородской области

Приказ № 257 от 1.03.2019 СШ(ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) мини-футбол 2005-2006 г.р. Нижегородская область

Приказ № 258 от 1.03.2019 СШ(ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) Первенство Москвы баскетбол 202-2008 г.р.

Приказ № 310 от 14.03.2019 СШ(ОР по баскетболу, волейболу и мини-футболу) баскетбол 2003 г.р. Краснопахорское Моск.обл.

Приказ 397 от 2.04.2019 СШОР (по баскетболу, волейболу и мини-футболу) Калуга волейбол 2002-2003 г.р.

Приказ 402 от 2.04.2019 СШОР (по баскетболу, волейболу и мини-футболу) баскетбол 2004 г.р. пос. Краснопахорское МО

Приказ 524 от 29.04.2019 СШОР (по баскетболу, волейболу и мини-футболу) Краснодар май ДЮБЛ баскетбол

Приказ 583 от 30.04.2019 СШОР (по баскетболу, волейболу и мини-футболу) май Краснопахорское пос. баскетбол 2005 г.р.

Приказ 584 от 30.04.2019 СШОР (по баскетболу, волейболу и мини-футболу) Воронеж май баскетбол 2006 г.р.

Приказ 636 от 24.05.2019 СШОР (по баскетболу, волейболу и мини-футболу) ТС Краснодарский край, волейбол 2005-2006 г.р.

Минимальный возраст для зачисления в Спортивную школу по баскетболу — 8 лет;

по волейболу – 9 лет;

по мини-футболу – 9 лет.

Также осуществляется набор в спортивно-оздоровительные группы (СОГ):

Набор в спортивно-оздоровительные группы (СОГ) по баскетболу будет производится для юношей с 6 до 8 лет с 20 августа 2018 года с 9.00 до 18.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 3, Универсальный спортивный зал ЦСКА им. А.Я. Гомельского.

По вопросам зачисления обращаться по следующим телефонам:

8 (916) 913-58-86 тренер Слепцов Виталий Юрьевич (набор мальчиков 2010 г.р.);

8 (906) 073-08-01 тренер Федорченко Вячеслав Сергеевич (набор мальчиков 2011 г.р.);

8 (903) 595-53-32 тренер Шавкунов Павел Сергеевич (набор мальчиков 2012 г.р.).

Набор в спортивно-оздоровительные группы (СОГ) по волейболу будет производится для детей с 8 лет с 3 сентября 2018 года с 11.00 до 19.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 76, Универсальный спортивный зал «Игровой».

По вопросам зачисления обращаться по следующим телефонам:

8 (968) 635-31-03 тренер А.П. Куриков (набор мальчиков);

8 (926) 829-28-20 тренер Н.В. Горюшева (набор мальчиков);

8 (916) 479-52-14 тренер А.А. Пинаев (набор девочек).

Набор в спортивно-оздоровительные группы (СОГ) по мини-футболу будет производится для детей с 5 до 7 лет с 12.45 до 14.00, для детей с 8 до 9 лет с 14.00 до 15.15 понедельник-среда-пятница по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 39, стр. 1, Крытый легкоатлетическо-футбольный комплекс ЦСКА.

По вопросам зачисления обращаться по следующим телефонам:

8 (495) 613-64-25 и 8 (916) 706-23-73 старший тренер Ковалев Александр Борисович (пн-сб с 9.00 до 20.00).

Набор в спортивно-оздоровительные группы (СОГ) по волейболу будет производится для взрослых и детей с 8 лет по четвергам и субботам с 16.00 до 18.00 по адресу: г. Москва, улица Госпитальная, дом 2 — Спортивная база (Лефортово)

По вопросам зачисления обращаться по следующим телефонам:

8 (926) 829-28-20 Горюшева Нина Викторовна;

8 (968) 635-31-03 Куриков Александр Павлович.

Приказ 982 о проведении ТС (баскетбол)

Приказ 983 о проведении ТС (баскетбол)

Приказ 902 о проведении ТС (баскетбол)

Приказ 679 о проведении ТС (мини-футбол)

Приказ 875 о проведении ТС (волейбол)

Приказ 849 о проведении ТС (мини-футбол)1

Приказ 906 о проведении ТС (мини-футбол)

Приказ 850 о проведении ТС (волейбол)

Приказ 851 о проведении ТС (волейбол)

Приказ 852 о проведении ТС (мини-футбол)

Приказ 853 о проведении ТС (мини-футбол)

Приказ 866 о проведении ТС (баскетбол)

Приказ 974 о проведении ТС (баскетбол)

>Государственное бюджетное учреждение»Спортивная школа олимпийского резерва №56″Департамента физической культуры и спорта города Москвы
(Ссылка на новый сайт школы: new.sdushor56-basket.ru)

Стать баскетбольным тренером…

Пожалуй, каждый из нас в начале своей тренерской карьеры хотя бы раз задавал себе вопрос: Что, собственно говоря, значит «быть баскетбольным тренером»? Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно тренировать? С чего начинать и в каком направлении двигаться?

Даже если у вас в кармане уже лежит заветная «корочка» ВУЗа с надписью: «Тренер по баскетболу» в графе «специальность», ответить сразу на все эти вопросы Вам будет весьма непросто. Давайте попробуем разобраться вместе. Весьма вероятно, что, прочитав этот материал, кто-то осознает, что «забрел совсем не туда», а кто-то наоборот приобретет дополнительную уверенность в том, что выбрал абсолютно верный путь.

Итак, Вы решили стать «баскетбольным тренером» и, возможно, уже обзавелись основными атрибутами наставника: купили свисток, спортивную обувь, красивый костюм и магнитную доску. Это, безусловно, необходимые для начала работы вещи. Однако, для того, чтобы не просто щеголять модными кроссовками, а стать успешным специалистом, Вам понадобятся инструменты поважнее.

Только человек искренне преданный своему делу, постоянно самосовершенствующийся и стремящийся к новым знаниям, готовый полностью отдаваться тренерскому ремеслу 24 часа в сутки 7 дней в неделю может достичь высот в этом непростом деле.

Тренерские качества

Профессионализм тренера определяется многими характеристиками, но ведущую роль будет играть наличие у человека следующих качеств:

  1. Стремление к получению новых знаний
  2. Умение ставить и достигать поставленные цели
  3. Преданность профессии, самоотдача
  4. Личностные Характеристики
  5. Коммуникативные способности

Стремление к Знаниям

Каждый человек, начинающий заниматься тренерской деятельностью должен не только знать основные правила игры, но и досконально изучить те навыки, которым он должен обучать молодых игроков: уметь их правильно объяснить и показать. Так как баскетбол не стоит на месте, а динамично развивается, тренеру также требуется постоянно совершенствоваться. Для этого необходимо:

  • Быть в курсе современных методик обучения фундаментальным навыкам баскетболиста
  • Регулярно читать литературу, посвященную организации тренировочного процесса в данном виде спорта
  • Изучать правила игры, обращая особое внимание на изменения в их трактовке, которые вводятся практически каждый сезон
  • Посещать клиники и мастер-классы, проводимые авторитетными баскетбольными специалистами
  • Постоянно смотреть и анализировать игры с участием как топ- клубов, так и детских, молодежных команд

И для этого необязательно даже отрываться от работы, в наше время, в интернете можно найти огромное количество материалов, которые можно изучать в свободное время, не выходя из дома.

Помимо понимания теоретических аспектов, Вы как специалист, должны уметь организовать тренировочный процесс таким образом, чтобы свести к минимуму риск получения травм игроками. А в случае возникновения экстренных ситуаций, уметь оказать первую помощь травмированному спортсмену. Этому тоже необходимо учиться.

Постановка Целей

Этот элемент определяет Вашу способность как тренера определить свои основные профессиональные задачи в настоящем и будущем. Чаще всего в качестве главных приоритетов в своей работе тренеры выделяют следующие:

  1. Помощь игрокам в развитии их физических, психологических и социальных навыков
  2. Создание благоприятной/позитивной атмосферы для занятий баскетболом (ребенку должно быть весело и интересно на тренировке)
  3. Стремление к победе

Определить Ваши тренерские цели и установки поможет простой тест. Пройдя его, Вы можете сопоставить насколько Ваши установки отвечают интересам детей, занимающихся под Вашим руководством.

ТЕСТ 1:

  1. Какой из перечисленных ниже примеров станет для Вас как для тренера поводом для гордости?

a) Каждый игрок вашей команды получает удовольствие от участия в тренировочном процессе

b) Все игроки вашей команды улучшили свои баскетбольные навыки в течение сезона

c) Выигрыш Главного турнира в сезоне

  1. Какое из приведенных ниже высказываний наиболее точно отражает Ваше отношение к спорту?

a) Спорт – не забава! Не стоит заниматься им ради удовольствия!

b) Каждый человек ежедневно должен учиться чему-то новому

c) Спорт – не приносит удовольствия, если нет побед!

  1. Каким бы Вы хотели запомниться Вашим игрокам?

a) Тренер, с которым было нескучно работать

b) Тренер, который обучил своих игроков основным баскетбольным навыкам

c) Тренер, с которым команда побеждала чаще всего

  1. Какую фразу Вы бы предпочли услышать от родителей игрока из Вашей команды?

a) «Мой сын отлично провел время и получил удовольствие, тренируясь под Вашим руководством»

b) «Моя дочь получила несколько важных уроков, играя баскетбол в Вашей команде»

c) «Мой сын гордится тем, что выступал за команду, которая с Вашей помощью заняла первое место в Чемпионате»

  1. Какой из этих моментов стал для Вас наиболее показательным для оценки Вашей работы с командой в сезоне?

a) Игроки Вашей команды не уходят из зала, а продолжают оттачивать свое мастерство, даже когда основное время тренировки уже истекло

b) Один из игроков Вашей команды виртуозно овладел техникой ведения мяча

c) Вы победили в Главном турнире сезона.

РЕЗУЛЬТАТ:

✔ Если чаще всего Вы выбирали вариант ответа «a» — В этом случае, Вы в первую очередь стремитесь к тому, чтобы тренировочный процесс и игра приносили ребенку удовольствие и радость

✔ Если чаще всего Вы выбирали вариант ответа «b» — Это означает, что основной целью, которую Вы ставите для себя, является профессиональный рост игроков, максимальное развитие их баскетбольных навыков

✔ Если чаще всего Вы выбирали вариант ответа «с» — Ваша цель – Только Победа! Любой ценой

При адекватных тренерских установках, задача индивидуального развития каждого ребенка всегда будет преобладать над стремлением добиться сиюминутного результата любой ценой. На мой взгляд, если постараться коротко сформулировать девиз, который должен быть основополагающим в детском спорте, то он должен звучать так: «На первом месте – развитие игрока, на втором – результат команды!»

Безусловно, победы и достижение максимальных результатов являются важными составляющими в спорте. Умение конкурировать также пригодится юным спортсменам и в повседневной жизни. Однако, ни одна победа не должна достигаться путем насилия, унижения и оскорбления детей. В первую очередь, они всегда должны получать удовольствие от того, что они делают на площадке, независимо от результатов командных выступлений. Такова концепция «позитивного коучинга», которая применяется в большинстве успешных баскетбольных держав.

К сожалению, в нашей стране пока еще слишком сильны традиции советской системы, в которой преобладал авторитарный стиль тренерской работы, а крик, оскорбление и даже рукоприкладство со стороны наставника являлись нормальной практикой. Такую модель поведения детского тренера можно сравнить с театром Карабаса Барабаса из книги про золотой ключик, где дети, как марионетки, которые беспрекословно выполняют все команды тренера, опасаясь накликать на себя его гнев и быть наказанными. О каком удовольствии от игры здесь может идти речь?

Независимо от того с каким контингентом Вам предстоит работать: будут-ли это взрослые профессионалы или маленькие дети, только начинающие заниматься баскетболом, прежде всего Вам необходимо определить свою «тренерскую философию», понять ту концепцию, в русле которой Вы будете продвигаться вместе со своей командой. Для этого рекомендуется выполнить следующие шаги:

  • Определите для себя основные цели, которые вы хотите достичь по окончании сезона (привлечение к занятиям максимального количества детей; максимальное развитие технических навыков уже занимающихся игроков; или же – победа, победа и только победа)
  • Постарайтесь подготовиться к ситуациям, которые могут возникать и не всегда соответствовать Вашим ожиданиям и тренерским установкам. (Например, как быть, если зарплата тренера в спортивной школе целиком и полностью зависит от того результата, который показала его команда на соревнованиях, а не от уровня подготовки отдельных игроков, которых воспитал данный тренер, хотя именно этот момент он определял для себя как главный?)
  • Сформулируйте цели и составьте план достижений для себя, отдельно для каждого игрока, для всей команды
  • В течение сезона, корректируйте поставленные цели, ставьте новые. Это поможет Вам поддерживать определенный уровень конкуренции, мотивировать себя и игроков.

Преданность профессии. Вовлеченность в процесс

Работая тренером, особенно с детьми, Вы будете включены в процесс практически круглосуточно семь дней в неделю, а не только в то время, когда находитесь в спортивном зале. В любое время дня и ночи Вы должны быть готовы ответить на вопрос, прийти на помощь, подсказать, похвалить, пожалеть ребенка или обсудить какой-то вопрос с его родителями. Для этого Вы должны проявлять подлинный интерес к своим игрокам, знать о проблемах, которые могут возникать у них в школе или в отношениях с родителями/друзьями, так как все это может в конечном счете влиять на качество тренировочного процесса. Задача детского тренера в первую очередь – помочь ребенку полюбить баскетбол, поделиться с ним своими знаниями, мотивировать его. Своим примером показать, что нет ничего невозможного, если ты способен терпеливо и преданно трудиться.

Для того, чтобы создать рабочую атмосферу в команде, показать детям свою заинтересованность и установить с ними доверительный контакт тренер должен:

  • Знать каждого игрока по имени (особенно это актуально для многочисленных групп начальной подготовки)
  • Найти индивидуальный подход к каждому игроку
  • Мотивировать игроков, постоянно осваивать новые и более сложные баскетбольные элементы
  • Уметь контролировать свои эмоции в любых ситуациях
  • Обращаться с игроками только так как бы Вы хотели, чтобы обращались с Вами
  • Стараться поддерживать позитивный настрой и свою заинтересованность при разговорах с игроками
  • Демонстрировать как важно для Вас то, что Вы делаете вместе с командой: на площадке и за ее пределами
  • Стараться организовывать коллективные выходы в кино, театр, на экскурсию. Это позволит детям раскрыться и проявить себя в другой неформальной (неконкурентной ) среде.

Личностные Характеристики

Общеизвестный факт: спорт – закаляет характер. Человек, руководящий командой, должен обладать не только сильным характером, но и харизмой. Он, как вожак стаи, должен вести за собой и не бояться принимать непростые решения. Тренер своим примером формирует модель поведения игроков как в спорте, так и в жизни. Именно поэтому слова тренера всегда должны совпадать с его поступками. Будьте внимательны! Всегда контролируйте свои действия и эмоции, особенно во время игр и тренировок. Мотивируйте игроков, поддерживайте, хвалите их, и они будут слушать и следовать за Вами. Не бойтесь признавать свои ошибки! Никто не совершенен!

Помните, что Вы – образец для ваших игроков, поэтому:

  • Всегда оценивайте свои сильные и слабые моменты
  • Старайтесь делать упор на свои сильные стороны
  • Поставьте себе цель и работайте над своими слабыми сторонами
  • Если Вы не правы: найдите в себе силы признаться в этом и, если нужно, извинитесь перед игроками.

Не удивляйтесь, но еще одно качество, важность которого мы очень часто недооцениваем, — это наличие у тренера чувства юмора. Имеется в виду не только способность пошутить, но иногда и посмеяться над самим собой вместе со своими игроками. Ничто не разрядит напряженную обстановку на тренировке или во время игры лучше, чем одна, а может даже две хорошие шутки.

Вот несколько советов, которые помогут тренеру создать позитивную атмосферу в зале:

  • Тренировки не должны быть скучными и однообразными! Монотонность убивает интерес к игре у детей
  • Все игроки команды должны быть задействованы в тренировочном процессе или игре
  • Будьте готовы первым посмеяться над собой
  • Улыбайтесь во время тренировки – это дает дополнительный заряд бодрости Вам и всей команде

Поставьте перед собой цель — каждую тренировку, как минимум дважды положительно комментировать действия каждого игрока Вашей команды!!!

Коммуникативные навыки

Постоянная коммуникация — одна из важнейших сторон тренерской работы. Вы будете много общаться: с игроками, их родителями, тренерами других команд, арбитрами. Вступая в контакт со всеми этими людьми, Вы должны всегда стараться сохранять положительный настрой и демонстрировать, что Ваша основная цель – отстаивать интересы ваших игроков. Для того, чтобы грамотно наладить коммуникацию с командой, тренеру важно:

  1. Уметь слушать и слышать

Как жаль, что многие тренеры не умеют и не хотят прислушиваться к своим игрокам. Особенно этим грешат тренеры, придерживающиеся авторитарного стиля управления.

  1. Владеть невербальными средствами коммуникации

В западных странах сейчас огромное значение придается так называемому «языку тела» (body language). Ведь зачастую простым прикосновением или взглядом тренер может выразить то, что не всегда получается сделать при помощи слов.

  1. Быть способным четко и ясно выражать свои мысли (KISS – keep it short and simple)

Это очень важное качество при работе с детьми. Долго удерживать их внимание и сохранять интерес – задачка не из простых. Поэтому – чем короче, тем лучше!!!

Этапы развития баскетбола

I этап — 1891 — 1918 гг. — этап становления баскетбола как новой игры. Созданный для оживления уроков гимнастики, баскетбол постепенно превратился в спортивную игру со всеми присущими ей особенностями. Созданы первые официальные правила игры, определилось формирование её техники и тактики, произошло закрепление игровых функций участников команды. баскетбол игра команда мяч

II этап — 1919 — 1931 гг. — характеризуется созданием национальных федераций баскетбола, что оказало положительное влияние на его дальнейшее развитие. В этот период проводятся первые международные баскетбольные турниры.

III этап — 1932 — 1947 гг. — характеризуется всемерным развитием мирового баскетбола. Знаменательным событием явилось создание ФИБА, включение баскетбола в олимпийские виды спорта. Выход советских баскетболистов на международную арену. Появление новшеств в технике и тактике.

IV этап — 1948 — 1965 гг. — характеризуется не только бурным распространением игры во всем мире, но и значительным скачком в росте мастерства спортсмена. Появление броска одной рукой, бросков, более сложных по технике и трудных для отражения защитой, соперником. Выход мини-баскетбола на мировую арену.

V этап — 1966 — 1990 гг. — характеризуется увеличением числа национальных федераций. Появление профессионального баскетбола /НБА/. Укрепление международных связей, новшества в технике и тактике игры. Совершенствование правил соревнований и методики судейства.

Баскетбол в России

В России первое упоминание о баскетболе относится к первому году двадцатого столетия и принадлежит пропагандисту физкультуры и спорта Г. Дюперрону. Однако первые матчи баскетболистов состоялись лишь в 1908 году. В обществе «Маяк» были созданы четыре баскетбольные команды, названные по цвету маек — «лиловые», «зеленые», «белые», «красные», которые разыграли первый официальный баскетбольный турнир Для баскетболистов России первым, в полном смысле слова международным, матчем можно, вероятно, назвать игру между спортсменами клуба «Маяк» и командой американцев — членов Союза христианской молодежи. Сильнейшая команда общества «Маяк» -команда «лиловых» — под руководством капитана Степана Васильева выиграла у команды из США.

Вслед за обществом «Маяк» баскетбольные команды появились в спортивном обществе «Богатырь», а за ними в других городах. Баскетбол постепенно распространился по городам Украины, Белоруссии, в Закавказье, на Дальнем Востоке.

В 1913 году в Петербурге были изданы первые баскетбольные правила. В 1916 году опубликовано первое описание игры. Однако свое настоящее признание и развитие в России баскетбол получил лишь после Октябрьской революции. В 1919 году журнал «Русский спорт» поместил первые статьи о баскетболе, о соревнованиях между спортивными клубами, проведенных 25 мая 1919 г., посвященных введению Всеобуча.

Окружные управления Всеобуча оказали большое влияние на развитие баскетбола. С 1920 года баскетбол включен в программу физкультурных праздников Уральской олимпиады, Московской губернской олимпиады и т.д. В этом году баскетбол как самостоятельный предмет был введен в физкультурных учебных заведениях. Специалисты, окончившие эти учебные заведения, стали первыми пропагандистами баскетбола в России.

В 1923 году баскетбол был включен в программу 1-го Всесоюзного праздника физической культуры, проводившегося в Москве. Этот турнир принято считать первым чемпионатом страны. Победителями соревнований стали женская команда Ленинграда и мужская команда Москвы.

В 1923-1928 гг. начала формироваться отечественная школа баскетбола. Этот этап характерен поиском новых методов подготовки команд, новых технических приемов и форм ведения игры.

В 1928 году на 1 Всесоюзной спартакиаде гостями были мужская и женская рабочие команды баскетболистов Франции.

В 1931 году был введен комплекс «Готов к труду и обороне», ставший основой системы физического воспитания, что позволило привлечь широкие слои молодежи к занятиям баскетболом, значительно улучшить учебно-тренировочную работу с командами, которая строилась на всесторонней физической подготовке игроков.

В 1940 году в состав бывшего Советского Союза вошли прибалтийские республики. Баскетбол в этих республиках находился на высоком уровне развития. Команды этих республик имели большой опыт международных встреч. В эти годы заметно усилилась учебно-методическая работа. Появились новые печатные труды, выпущенные сначала ленинградским, а затем московским институтами физической культуры. В этом же году вышла первая официальная программа по баскетболу для секций КФК, установившая некоторое единство в методике обучения и тренировки. Вслед за программой было выпущено «Учебное пособие по баскетболу».

Даже в военные годы в ряде городов продолжалась работа по баскетболу. Летом 1944 года после трехлетнего перерыва в Тбилиси было проведено одиннадцатое первенство страны, а в 1945 году, за несколько дней до окончания войны, в Каунасе состоялся традиционный матч восьми сборных команд городов.

На этапе 1946-1970 гг. проходило совершенствование отечественной школы баскетбола, создавалась система спортивной подготовки, и в итоге — успешный выход на международную арену.

В 1947 году Всесоюзная баскетбольная Федерация вступает в члены ФИБА, получив право участвовать во всех соревнованиях, организуемых ФИБА. В том же году сборная мужская команда приняла участие в первенстве Европы, завоевав звание чемпиона.

В 1950 году женская сборная команда впервые приняла участие в чемпионате Европы. Проведя все встречи на высоком уровне и победив, команда стала чемпионом Европы.

В 1952 году мужская сборная команда стартовала на XV Олимпийских играх, завоевав второе место. Занявшая первое место команда США имела по сравнению с нашей командой значительное преимущество в росте игроков.

В 1957 году сборная женская команда впервые участвовала в чемпионате мира, где заняла второе место, проиграв в финале три очка сборной команде США — победительнице предыдущего первенства. Мужская сборная команда впервые приняла участие в чемпионате мира в 1959 году. Баскетболисты выиграли все встречи, в том числе и у американской команды, но были лишены титула чемпионов мира в результате беспрецедентного решения ФИБА, которая дисквалифицировала сборную мужскую команду за отказ играть с командой острова Тайвань. Звание чемпионов мира было присуждено национальной команде Бразилии.

Весьма ответственным для отечественного баскетбола явился 1972 год. На XX Олимпийских играх в Мюнхене сборная мужская команда победила всех соперников, завоевав золотые медали олимпийских чемпионов. В том памятном матче решающий бросок Александра Белова на последней секунде игры принес победу в финале над сборной США — 51:50.

Сборная мужская команда является четырехкратным серебряным /1952,1956,1960,1964 гг./ и трехкратным бронзовым /1968,1976,1980 гг./ призером Олимпийских игр, трехкратным чемпионом мира /1967,1975,1982 гг./ и многократным чемпионом Европы. Сборная женская — двукратный чемпион Олимпийских игр /1976,1980 гг./ и многократный чемпион мира и Европы.

История

Точно известна и дата первого международного матча. В 1909 году состоялось событие, ставшее определённой вехой в истории не только отечественного, но и мирового баскетбола. В Петербург приехала группа членов американской ассоциации христиан. По другим сведениям, это были моряки одного из торговых американских кораблей, стоявших в порту. Из них и была составлена баскетбольная команда, которая, к общей радости петербуржцев, проиграла местной команде «лиловых» из спортклуба «Маяк» со счётом 19:28. Эта встреча проходила в новом зале общества «Маяк» в доме № 35 на Надежденской улице (в советские времена — улица Маяковского). Известен и состав первых международных победителей: Васильев, Владимиров, Бурыкин, Нурдман, Мачихин, Майков и Лозак. Уникальным было то, что в этом матче капитан и фактически играющий тренер «лиловых» — Степан Васильевич Васильев, прозванный «дедушкой русского баскетбола», впервые применил «прессинг». Со стороны гостей феноменальной техникой выделялись Андерсен и Юззел, индивидуально каждый из которых был значительно сильней российских оппонентов — тот же Юззел, по воспоминаниям Васильева без труда обыгрывал 2-3 россиян, однако россияне превзошли гостей за счёт командной игры и, как уже было сказано выше, плотного индивидуального прессинга. Так, Нурдман персонально держал Юззела, а Майков — Андерсена — самого рослого из американцев — 192 см. Как с юмором вспоминал много лет спустя сам Степан Васильевич — «…мы применили прессинг, даже не подозревая об этом».

Судил встречу представитель «Маяка» Соколов, причём правила игры, уже и в то время несколько отличающиеся, пришлось согласовывать непосредственно перед игрой.

Вот как описал игру Васильев в своих воспоминаниях: «Самым главным недостатком американцев была „игра на себя“. Юззел продемонстрировал виртуозную игру, его дриблинг был очень хорош, но в одиночку обвести всю нашу пятёрку ему, естественно, не удавалось: он натыкался на кого-либо из нас и терял мяч. Кроме того, его очень плотно „держал“ Нурдман. Андерсен тоже пытался взять инициативу в свои руки. К нему прикрепили Майкова, и заокеанский гигант не смог в полной мере проявить свои способности. Эту „грозу“ мы усмирили, а я, Владимиров и Бурыкин переиграли остальных».

В книге «Мировой баскетбол», изданной в Мюнхене в 1972 году к 40-летнему юбилею Международной федерации баскетбола, в главе «Международные турниры» этому матчу посвящена следующая фраза: «Вероятно, первым настоящим международным матчем следует назвать игру, проведённую в Петербурге в 1909 году между спортивным клубом „Маяк“ и командой Христианской ассоциации молодых людей, приехавшей из США».

Следует отметить ещё один любопытный факт — разгромив американцев, сильнейший клуб Петербурга «Лиловые» из «Маяка» — тут же проигрывает юношам из команды Александровского сада, победителям турнира на первенство детских спортплощадок Петербурга…

Развитие советского баскетбола

В 1919 г. журнал «Русский спорт» поместил первые статьи о баскетболе. В одном из номеров, в частности, давалось описание первого в истории советского баскетбола соревнования между вторым петроградским спортивным клубом и баскетбольной лигой, проведённого 25 мая 1919 г., ровно через год после введения Всевобуча. 25 мая 1919 года отмечалась годовщина Всевобуча и был проведён матч между командами 2-го Петроградского спортклуба и «Баскетбол-лиги». В упорной борьбе победила команда «Баскетбол-лиги» со счётом 2:0. Этот день принято считать днём рождения советского баскетбола

Окружные управления Всевобуча оказали большое влияние на развитие баскетбола. С 1920 г. баскетбол включался в программу физкультурных праздников: уральской олимпиады, московской губернской олимпиады и т. д. В этом же году баскетбол как самостоятельный предмет был введён в физкультурных учебных заведениях: в Главной военной школе физического образования, в Окружной школе инструкторов спорта и допризывной подготовки и в Московском институте физической культуры. Специалисты, окончившие эти учебные заведения, стали первыми пропагандистами баскетбола в нашей стране.

21-22 февраля 1921 года в нашей стране был создан первый общественный орган управления баскетболом — «Баскетбольная секция Петрограда», одним из первых постановлений которой стало проведение Первенства Петрограда.

В марте 1921 года прошёл первый чемпионат Петрограда, победителем которого стала баскетбольная дружина Путиловской колонии (так именовалось общежитие в Сосновой Поляне, в котором помещались ученики и преподаватели училища при Путиловском заводе), Состав команды — Виктор Пименов. Степан Васильев, Николай Низовцев, Станислав Дедюль, Леонид Алексеев. Если говорить о самом турнире, то сведений о нём немного. Как вспоминал Борис Пржевалинский, секретарь созданной в феврале того же года Петроградской баскетбольной лиги, в турнире участвовали в играх в спортивном манеже Всевобуча (ныне — зал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского) команды Путиловских колонии и рабочего спортклуба, обществ «Богатырь» и «Маяк», спортивного клуба Николаевской (ныне — Октябрьской) железной дороги, бывшего Аннинского училища (ныне — 203-я и 189-я школы) и бывшей 6-й гимназии. Одновременно с мужским чемпионатом разыграли своё первенство и женские коллективы. Сильнейшей оказалась команда общества «Богатырь» в составе Л. Лоскутовой, В. Скиндер, Клёнской и сестёр Шориных. Примечательно, что Лоскутова, Скиндер и В. Шорина спустя два года в составе сборной Петрограда открыли список первых чемпионок Советского Союза.

С 1921 г. баскетбол начал культивироваться в республиках Средней Азии, Закавказья и на Украине. Уже в 1921 г. на II Среднеазиатской спартакиаде в Ташкенте проводились соревнования по баскетболу.

Юношеские команды вступили в борьбу за награды городского первенства Петрограда в 1922 году. Первыми победителями стали воспитанники всё той же Путиловской колонии.

В 1923 г. баскетбол был включён в программу первого Всесоюзного праздника физической культуры, проводившегося в Москве. Этот турнир принято считать первым чемпионатом страны. Победителями соревнований вышли женская команда Ленинграда и мужская команда Москвы.

Большое значение для дальнейшего развития физической культуры и спорта в СССР (в частности, баскетбола) имело постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 г. Центральный Комитет партии указал на необходимость широкого развития в стране физической культуры и спорта, являющихся одним из действенных методов воспитания масс. В этот период баскетбол продолжает проникать в отдельные районы Российской Федерации, Украины, Кавказа и Средней Азии. Баскетбол прочно вошёл в систему физической подготовки в Советской Армии. Увлеклись им и студенты высших учебных заведений.

В 1923—1928 гг. начала оформляться советская школа баскетбола. Этот этап характерен поиском лучших методов подготовки команд, новых технических приёмов и форм ведения игры. Появились талантливые игроки, значительно обогатившие баскетбол новыми техническими приёмами и игровыми действиями: москвичи К. Травин и В. Салаутина, ленинградцы Н. Кузнецов и Г. Тищинский, тбилисец М. Цхветадзе.

В 1928 г. на I Всесоюзной спартакиаде гостями советских баскетболистов были мужская и женская рабочие команды баскетболистов Франции.

Поистине триумфальной можно считать поездку во Францию и Бельгию в 1935 году женской сборной команды страны в составе лучших баскетболисток Москвы и Ленинграда. В 5 проведённых встречах были одержаны победы, в том числе над мужской сборной командой Парижского рабочего союза. 1 января 1939 г. были введены новые правила игры, которые во многом совпадали с международными. В 1940 г. в состав Советского Союза вошли Латвия, Литва и Эстония. Баскетбол в этих республиках находился на высоком уровне, команды Прибалтики имели большой опыт международных встреч.

В эти годы заметно усилилась учебно-методическая работа. Появились новые печатные труды, выпущенные сначала ленинградским, а затем московским институтами физической культуры. В 1940 г. вышла первая официальная программа по баскетболу для секций коллективов физической культуры, установившая некоторое единство в методике обучения и тренировке. Вслед за программой (в 1941 г.) было выпущено первое учебное пособие по баскетболу (автор программы и пособия — П. М. Цетлин).

На 1 января 1941 г. в стране насчитывалось более 82 тысяч баскетболистов. К этому времени завершилось становление отечественной школы баскетбола. Наибольшего развития эта игра достигла в США: чемпионат Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) более 50 лет является сильнейшим национальным клубным турниром в мире. Баскетбол считается национальным видом спорта в Литве (см. ЛБЛ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *