Вася киллер Спартак

Фанат «Спартака» Вася «Киллер» Степанов о фильме BBC, сыне, Путине, церкви

Василий Степанов — главный экспортный бренд российского фанатизма. В 2007 году о нём узнали в Великобритании. Тогда актёр и главный герой культовой «Фабрики футбола» (режиссёр – Ник Лав, сценарий – Дэйв Кинг) Денни Дайер делал проект о хулиганах разных странах мира и в восьмой, заключительной, части добрался до России. Фильм начинался миксом из жёстких беспорядков и креслопада в Раменском.

— Фанаты «Спартака» создают проблемы «мусорам» во всех городах России. Их лидер — Вася «Киллер», он уже 12 лет в деле, — зачитывал Деми, заходя в один из московских пабов. Там его уже ждал парень в чёрной балаклаве.

— Русские всё ещё поклоняются английскому стилю? – интересуется Дайер.

— Когда-то вы были крутыми, но сейчас у вас нет стиля, — разочаровывает Вася. – Вы собой ничего не представляете. Толстые пузаны, наркоманы, алкоголики, мусор. Да, вы просто мусор…

Эффект от выступления получился столь продолжительным, что через 10 лет Василий попал на обложку The Mirror. Одна из самых известных ежедневок мира назвала его дьяволом, который устроил избиение англичан в Марселе. Фото было перепечатано в разных газетах Европы – так Степанов стал главным околофутбольным «злом».

Ещё одно медийное появление «Киллера», в фильме BBC о русских фанатах, резонировало уже на уровне президентов крупнейших политических держав.

— В Марсель приехали агенты КГБ, спецназ Путина, чтобы бить мразь и гопников из Лидсов и Лутонов… — говорил он, и англичане нашли новый повод выступить за изменение места проведения чемпионата мира—2018.

Киллеры из ВВС. Почему русские фанаты в идиотском положении Пять пунктов о том, что чемпионату мира — 2018 угрожает не британская пропаганда, а мы сами.

За неделю до чемпионства «Спартака» «Киллер» выступил и на внутреннем футбольном рынке. Самым популярным эпизодом дерби с ЦСКА стал даже не победный гол Глушакова, а небольшое интервью до матча.

— Сынок, скажи, пожалуйста, кто такие ЦСКА?! – интересовался папа на камеру.

— Команда гондонов!.. – отвечал семилетний Всеслав Степанов.

«В сына плевал здоровый мужик – он должен учить меня морали»?

С Василием мы, пусть и шапочно, знакомы давно. В 2011-м он помогал готовить мой первый материал в газету «Советский спорт». Позже оказалось, что у нас есть общие друзья не из мира околофутбола. То есть люди, знающие его совсем не как «Киллера», а как отца пятерых благополучных детей, общественного деятеля и брата известного адвоката Сергея Жорина.

— Мне интересно, что тебе сказала жена?

— Пожурила. Мягко так. Спросила: «Ну зачем так?!» А что ей ещё говорить?

— Я просто представляю, как она смотрит ролик про «гондонов», читает разные комментарии, где тебя оскорбляют и требуют лишить родительских прав…

— За фразу ЦКГ-то? Во-первых, «гондоны» – это не мат. Они вообще-то продаются в аптеке. Во-вторых, и в-главных, я отец и сам решу, как воспитывать своих детей без советов «заднеприводных».

— При чём тут заднеприводные?

— А кто они? Один комментатор в соцсетях, я его вычислил, плевался в сына через решётку, другой призывал, скажем, к содомическому греху. Ещё одна дама требует лишить меня родительских прав. Пишет: «Детям нельзя такое позволять, надо ограждать таких пап от воспитания»… Но я залез на её личную страничку и увидел, что девушка поклоняется богине Макоше, то есть является членом секты неоязычников. На одной из фотографий она с детьми стоит рядом с фаллическим символом, пусть это будет Перун… и они всей семьёй этого Перуна трогают. То есть гондоны, которые продаются в аптеке, – это ужасно, но сама мадам вводит детей в страшный блуд. Вот эти ненормальные люди знают, как нужно вести себя с детьми, а я нет?! Я всем потрясённым хочу ещё раз сказать: наши дети (у Василия их пять, младшему – меньше года. — Прим. «Чемпионата») — чемпионы, отличники и каждое воскресенье ходят в храм на исповедь. А ещё у них есть замечательный дядя, один из лучших адвокатов в стране (Сергей Жорин. — Прим. «Чемпионата»). Велком!

— Но у людей есть глаза. В том числе я открываю соцсети и вижу, что Слава жутко кричит и показывает фак через ограждение.

— Это дерби – выплеск эмоций, адреналина, и стадион одно из немногих мест в этом мире, где это можно сделать. А жесты… Слушай, я ответственности с себя не снимаю, но другие дети на стадионе ведут себя примерно так же… Помнишь, там ещё какой-то придурок на трибуне ЦСКА членом тряс в сторону нашего сектора?! Может, его тоже спросим о морали?!

Фото: Из личного архива Василия Степанова

— Плюющиеся друг в друга люди, членотрясы, мат, пиротехника, агрессия. Зачем ты тащишь сына во всё это?

— Славе этот спартаковский ген достался от прадеда. Это наш клуб, наша семейная традиция — дети ходят на футбол с папой. Дочери сейчас 13, но она была со мной ещё на прощальном матче Тихонова в Лужниках. Девочка — отличница, лауреат международных танцевальных конкурсов – ей футбол как-то помешал?! Слава вообще как талисман – при нём «Спартак» всегда выигрывает. В первом дерби с ЦСКА, когда был юбилей у Gladiators Firm (одна из самых известных околофутбольных группировок «Спартака», одним из лидеров которой был Степанов. — Прим. «Чемпионата»), он стоял на постаменте с заводящими. Там, к слову, думаю, и услышал, что «ЦСКА – команда гондонов».

— Я волнуюсь, что в один прекрасный день твой сын встретит другого мальчика в футболке с красно-синей лошадкой и спустит его со школьной лестницы.

— Невозможно. В его классе уже все передрались друг с другом, кроме самого Славы. Он пришёл в школу 1 сентября и спокойно обозначил, что занимается боксом. Боксёр знает, что драться нужно только на ринге. А ещё он должен защищать семью, друзей и нашу страну. Слава уже выиграл чемпионат Южного Тушино по боксу, занимается рукопашным боем, плаванием, футболом и спортивной акробатикой, где у него самые большие успехи. В конце мая ждём соревнования на сдачу норматива на первый юношеский разряд — и это в семь лет.

Знаешь, почему ещё так некоторым гражданам пукан разорвало из-за ролика?! Да потому что дети для них – помеха. Им лишь бы всунуть планшет в руки, чтобы малыш с ним весь день зависал, – и всё, заниматься своими делами. «Инстаграмки», селфушечки, майские шашлычки. Лучше бы сыновей отвёртку держать научили. В таких овощных семьях и растят аквариумных рыбок и потребителей, а я занимаюсь воспитанием правильно. Они это чувствуют, испытывают чёрную зависть, потому что у меня растёт полноценный, воспитанный ребёнок.

— В воскресной школе, кстати, нормально к «гондонам» относятся?

— Давай сходим и спросим.

Идём во временный храм на Лодочной. На деревянной избе висит расписание занятий. Общий курс – православие, смешанное с уроками труда. Настоятель откроет дверь, выслушает историю и снисходительно скажет: «Слава – хороший мальчик. А вот с папой мы ещё поговорим».

Фото: Из личного архива Василия Степанова

— Исповедуюсь, — улыбается Василий. — Я не жалею, что сын в это вляпался. Мы, по сути, порвали днище, вывели на чистую воду пороки моралистов, которые готовы порвать за безобидные слова ребёнка. И я совершенно не обижен на «Матч ТВ», что корреспондент залил в Интернет кусок, не попавший в эфир. Я к этому каналу вообще плохо относился раньше, но сейчас они красавцы. Сделали хороший фильм о матче «Црвена Звезда» — «Спартак». В программы об околофутболе приглашают авторитетных гостей. И ещё было круто, когда весь плебс требовал Лигу чемпионов, а «Матч» принципиально показывал наш хоккей. Если хотите смотреть на педика из «Реала» — ищите его на других каналах или в Интернете. А русский канал покажет отечественный хоккей, каким бы он грустным ни был.

А если бы вам прервали секс? Почему финал КХЛ важнее Лиги чемпионов «Матч ТВ» не стал прерывать финал Кубка Гагарина ради футбольной Лиги чемпионов. Почему телеканал принял единственное правильное решение.

— Хочешь, чтобы твой сын дрался за «Спартак», как ты?

— Хочу я или нет, всё покажет время. Но точно объясню ему всю ответственность — перед семьёй, законом, самим собой.

— Но сейчас всё выглядит так, будто ты хочешь вырастить из него солдата.

— Я хочу вырастить из него достойного человека, который может постоять за близких, за свой народ, за православную веру – в общем, жить по заповедям, быть воином Христа.

***

— Воин Христа – это кто? Против кого он должен бороться?

— Я же сказал: за веру, Отечество, за то, чтобы строились, а не сносились храмы, чтобы непонятно кто не шёл с чужим уставом в наш монастырь. Воин Христа — тот, кто не задумываясь готов пожертвовать своей жизнью за ближнего.

— В бою с кем? С тем, у кого другой цвет кожи и вера?

— У меня есть друзья азербайджанцы, которые на языке Пушкина говорят, возможно, даже лучше, чем я. Крёстный младшей дочери — грузин. Близкий друг и тренер по боксу — армянин. Они уважают традиции того места, где находятся, как и мы уважали бы их традиции у них дома. А защищаться надо от тех, кто хочет быть тут главным, что-то навязывать, учить нас, как жить правильно… Тебе случаи с Юрой Волковым и Егором Свиридовым (болельщики «Спартака», убитые кавказцами в 2010 и 2011 году. — Прим. ред.) ни о чём не говорят?

— Говорят. Я был знаком с Юрой, у нас были близкие общие друзья.

— Вот от таких зверей, которые его убили, и нужно защищать Родину. А у нас, к сожалению, люди, вся эта либерастия, только с православием привыкла бороться.

— Если изучить новости Южного Тушино, то скорее ты, как православный активист движения «Сорок Сороков», борешься с местными жителями.

— Я хочу, чтобы вместо клочка зелёной травы, где бухают алкаши, у нас был православный храм и стадион. Точнее, не только я, но и все нормальные люди.

— Поэтому ты и носивший неонацистский ник Combat18, а теперь воцерковлённый бывший лидер «Фратрии» Иван Катанаев охраняете парк от местных жителей?

— Охраняем, да.

— А рабочие пилят деревья.

— Ой как пилят, труху эту.

— Женщины кричат рыдают, вы их оттаскиваете.

— Громко-громко рыдают.

— Они называют вас бандитами.

— Бандитами, конечно.… Только бандиты – как раз эти 10 крикунов, которые готовы протестовать против всего на свете. Тогда — против храма, потом футбольного поля, а сейчас – против сноса пятиэтажек. Причём они сами-то живут в дорогом жилье и понимают, что если люди переедут из сараев с четырёхметровыми кухнями в нормальные квартиры, то их элитное жильё тут же подешевеет. Там две бабы-активистки переехали сюда год назад. Они поклоняются то ли Кришне, то ли очередные сектантки из запрещённых в России свидетелей Иеговы.

Упырь среди них ещё есть, не местный, как на работу сюда приезжал – его вообще надо на педофилию проверить, ходил и месяцами фотографировал у храма моих детей и детей других прихожан. Провоцирует, выводит, а потом выкладывает в свои антицерковные группы. Прочитай комменты, что там пишут: «Православные сволочи, пэгээмщики, уроды, быдло» и так далее. Для них если ты веруешь, то уже в чём-то виноват.

— Это в него ты кидал грязью?

— В него. И сказал потом: «Радуйся, что я православный человек, иначе бы давно поговорил по-другому»… Я понимаю прекрасно, как это всё выглядит со стороны. Я работаю в сфере PR, общаюсь с журналистами, они мне говорят: «Вася, это жесть! Мы понимаем, там проплаченные больные кликуши, но реально, похоже, что ты и твои друзья делают что-то плохое». Блин, ну поймите вы все, в реальности есть ТЫСЯЧИ жителей Тушино, которые голосовали на собраниях в управе, поддерживали строительство нового храма и нового стадиона. Посмотрите на многочисленные видео в Интернете – рубят абсолютно гнилые, трухлявые деревья – а рядом откровенно беснуется десяток человек, а одна просто психически неуравновешенная женщина, которой требуется помощь и лечение, устраивает показательную истерику на камеру. Да не борюсь я с ними! Я борюсь за будущее моих пятерых детей! Хочу, чтобы рядом с моим домом были храм и стадион, а не подворотни с алкашами.

— Сколько ты получаешь за охрану стройки?

— Один мой друг подошёл и сказал: «Тебе правда обещали по 10 000 рублей за каждое срубленное дерево»? Я спросил: «Ты в это веришь?!» Он говорит: «Да». Теперь мы не общаемся. Ничего я не зарабатываю – это гражданская позиция, желание заниматься развитием. Все эти клоуны, паразиты и трутни с «Эха Москвы» и «Дождя» могут только кричать, как в нашей стране всё плохо, а сами палец о палец не ударят, чтобы что-то сделать. Паразиты и трутни!

— Ты слышал, как называют ваши «Сорок сороков»?

— Православный SS. Пусть называют как хотят. Мы, православные, помогаем сиротским домам, заключённым, жителям Донбасса, бездомным – всем по мере возможности и безвозмездно.

— Расскажи, например, о последней акции.

— Устроили концерт и поддержали Юлию Самойлову, которой СБУ запретила въезд на мерзейший конкурс «Евровидение». «Сорок сороков» – это возможность находиться с людьми на одной духовной волне. И вот мы уверены, что у нас замечательная страна, замечательный президент, замечательный патриарх и замечательные люди…

Фото: Из личного архива Василия Степанова

— Браво, конечно. А Европа, я так понимаю, загибается?

— Умирает. У них мерзость зашкаливает во всём. Тот же случай с обложкой во время Евро. Ты же знаешь, что в это время я ждал появления пятого ребёнка, взял отпуск и находился с семьёй на даче в Подмосковье. Но вжух – и я, оказывается, главный организатор беспорядков. И эту чушь о России они жрут каждый день.

— Ты понимал, с кем связываешься, но всё равно дал второе интервью BBC о спецназе Путина?

— Мой друг очень попросил — гарантировал, что всё будет хорошо. Причём я всё равно знал, что этот англосакс – не простой журналист, а агент Ми-6. Смейся, но это действительно так. Поэтому говорил я исключительно корректно, чтобы не подставиться. Фраза звучала так: «В вашей прессе о русских фанатах писали чушь, что мы агенты КГБ, кремлёвские курсанты, путинский спецназ, который приехал специально творить жесть в Европе». И что делает этот парень?! Он просто обрезает первую часть фразы. Я как включил фильм – сердце упало. Всё, мировой скандал. Хотя агент из BBC красавец. Сделал всё грамотно, просто поимел нас – и отключил телефон. Только вот с моральной точки зрения он кто? ЧМО! Я в те дни на тысячу звонков журналистов ответил, общался даже с какими-то ребятами с анархических сайтов, чтобы всё объяснить. Теперь точно никаких интервью для иностранной прессы.

«В тюрьме наработали репутацию». Узники Евро вернулись в Россию Интервью с российскими болельщиками, осуждёнными во Франции за беспорядки на Евро-2016, которые вернулись на родину.

— Ты бы поехал на Евро во Францию, если бы жена не была беременной?

— Не факт. Это, во-первых, недешёвое удовольствие. Во-вторых, я что, четверых детей жене оставлю?! Скажу: «Сиди, пока я там погуляю»?! Нет, это уже вопрос ответственности. Хотя, я повторю, рад, что этих, как я говорил, бухих уродов и гопников из Лутонов и Лидсов накрыли. Кстати, потом даже читал на иностранных сайтах, как сами британцы угорают: «Да-да, быдло из Лутонов – круто этот русский подметил».

— Давай ещё раз: почему Европа умирает?!

— Потому что отказались от Христа! Не рожают детей, вымирают, политика мультикультурализма. Вот давай на Скандинавию посмотрим, возьмём Швецию. Там в городах есть районы, где действуют законы шариата и простым местным полицейским вход запрещен. Эта старейшая, добрая, строгая монархия сейчас на втором месте после ЮАР по количеству изнасилований в год. Блондинкам приходится красить волосы в чёрный цвет, чтобы их не трахнули в подворотне бедные суринамцы. Или вот новогодний случай. В одном городке небольшая община уже 1000 лет ставила рождественскую ёлку на улице. А в этом году это запретили делать, потому что большая часть населения – мусульмане из Эритреи, и им это не нужно. Ты ведь был в Париже — сколько раз тебе предлагали купить кокс прямо на улице. Предлагали?

— Ну предлагали. Там был более угарный случай. Один франкофил, журналист ТАСС, был всю жизнь дистанционно влюблён в Марсель. Приехал, сделал три шага от центра, увидел нож у лица и лишился телефона.

— Вот и пусть они воруют, режут, долбят друг друга в зад, не рожают детей, радужные флаги вешают, женятся на животных, но в Россию всё это не надо тащить. Мы не хотим смерти своей духовности и культуры.

«Ненавидим Россию сильнее, чем Европу» За одну неделю Англия дважды выходит из Евро и возвращается домой с воспоминаниями о русских фанатах.

— Воин Христа в России должен разгонять гей-парады?

— Для православного человек содомия – это смертный грех. Для меня нет терминов «геи» и «гомосексуалисты» – есть просто педерасты. Нужно чётко понимать, что педерастия — это никакая не болезнь, не отклонение, как нас часто пытаются убедить. Это абсолютно свободный и осознанный выбор человека. То есть человек сам выбирает смертный грех и начинает его пропагандировать, чтобы самого себя оправдать в нём. А поддерживают их уроды, что покемонов в храмах ловят и которые смотрят, что на патриархе часы за миллион долларов.

— Пфф. Надо глазки отводить в этот момент? Может, будем сажать тех, кто выпившего попа за рулём джипа заснимет?

— Да патриарх, может, и не знает, что это за часы. Ему подарили. Патриарх – монах! У монахов нет имущества – всё принадлежит Матери-Церкви. Зайдите в резиденцию патриарха в Даниловом монастыре, там вся резиденция украшена всевозможными подарками от первых лиц стран, регионов, городов – чего только не дарят. Это что, его лично? Он что, унесёт это с собой после смерти?! Это всё принадлежит церкви! Когда он был митрополитом Смоленским, то не ездил ни на каком «Мерседесе» и не имел никогда охраны! Но в России патриарх должен передвигаться на специально оборудованной машине из правительственного гаража, и ему должно быть обеспечено соответствующее сопровождение?! Это в законе об охране первых лиц государства прописано, ты не знал?!

А все критикующие — вы хоть копейку в церковь принесли?! Вы вообще понимаете, когда говорите: «Лучше бы вместо храмов детсады строили»?! Церковь живёт на пожертвования, средства на детсады – это госбюджет. Сосуды не сообщаются, не мешайте всё в кашу. Да, бывает, что какой-то батюшка выпьет за рулём – этот частный случай очень плох. Но в общем у нас в стране всё хорошо – вы сами не делайте её хуже. Чемпионат мира вот скоро будет, Кубок конфедераций – радуйтесь.

— Английским фанатам в России что-то угрожает?

— Это будет самый дружелюбный чемпионат. Олимпиада в Сочи всем всё доказала. А быдло из Лутонов просто не решится захватывать пабы так же, как делало это во Франции. Они нас заранее боятся и будут вести себя хорошо. А мы поступим гостеприимно.

— Это всё потому что отдел «Э» (дела фанатов проводят по статье экстремизм. — Прим. ред.) хорошо работает?

— Скажем, правоохранительные органы усилили контроль настолько, что любителям товарищеских матчей по околофутболу тяжело собраться даже в лесу. Возможно, после чемпионата мира эта площадка вновь будет открыта, но не сейчас.

— Баннер «Welcome to Russia» на матче «Спартака» с «Локо» — это ведь тоже «партнёрка» с государством?

— Посмотрев матч по телевизору, я в этом баннере ничего критичного не увидел. Его точно вывесили фанаты «Спартака». Вопрос в другом – как он там появился? Можете спросить это у директора фан-клуба, он входит в совет «Фратрии». Ответ надо искать примерно там, а не у меня.

— Почему ты вышел из совета в 2014-м?

— Тогда начались проблемы с Украиной. На трибунах в Киеве и Львове сжигались русские флаги, массово выкрикивались лозунги: «Москаля на ножи», в Донецке и Луганске ВСУ убивала украинских (русских) детей. Сербы Россию поддержали, а вот на матче «Спартака» флаги Новороссии были сняты. Причём должна была произойти встреча с обсуждением этих вопросов, но меня на неё даже не позвали – знали реакцию заранее. С этой организацией иметь дело я больше не хотел. Это ведь тоже лицемерие говорить, что фанаты вне политики. «Косово – Сербия» — не политика?

— Я правильно понимаю, что часть фанатов «Спартака» поддерживает революцию на Украине?

— Да. Но критически низкий процент. Хотя среди моих друзей, с которыми были вместе долгое время, есть те, с кем мы перестали и общаться, и даже здороваться.

— Они воюют на стороне АТО?

— Нет. Топят за АТО из дома в Москве. И наоборот, есть примеры, когда знакомые уезжали добровольцами на сторону русских людей в Донецк. Слава богу, все из них вернулись.

— Почему ты сам не на Донбассе?

— Я собрал вещи. Был готов защищать русский народ, быть полезным русским людям, которых истребляют бандеровцы.

— Защищать – с оружием в руках?

— Да, и с оружием. Но жена упала передо мной, умоляла не уезжать, тогда только-только родился четвёртый ребёнок. Ты главное запомни: я хотел ехать не в Киев, не во Львов, даже не в Одессу – а туда, где убивали русских людей, которые не хотят говорить на мове.

Фото: Александр Мысякин, «Чемпионат»

— Я был в Одессе в 2013 году на матче «Черноморца» с «Шахтёром». Весь матч они перекрикивались: «*** хохлов, ***». Были заряды: «Одесса – русский город». Потом именно фанаты жгли дом профсоюзов. Где логика?

— Деньги. Я знаю одного товарища, который в 2012 году продавал в Одессе футболки «ЯрусскиЙ», а сейчас торгует вышиванками. Плюс ещё идеология. Парням дали понюхать этот украинский мир, объявили Россию главным врагом, убедили, что всё из-на нас, – но где сейчас живут эти ребята, которые думали, что всё будет красиво?! Их использовали одни олигархи, чтобы победить других олигархов.

— В Крыму фанатов тоже использовали? Они ведь по большей части за Украину.

— По большей – это преувеличение. Но прояснение приходит. Недавно вот они возложили цветы к могиле неизвестного солдата. Я был в Севастополе во время референдума. Сказал жене, что еду в командировку в Самару, а сам пошёл в военкомат, говорю: «Хочу в санаторий в Крым». Они повертели пальцем у виска, но личное дело посмотрели: «У вас четверо детей, вы в последней очереди на санаторное лечение». Пришлось просто брать билет. Понимаешь, Севастополь — там на каждом шагу русская кровь. Туда лезли немцы, англосаксы, турки, а народ героически защищал Родину. А потом какой-то человек переписал священное место непонятной стране. Я шёл по улице с толпой и видел людей, которые плачут от счастья. Они не под дулом пистолета за Путина голосовали, а от души. Крым Украине никогда не вернётся!

— Что, на твой взгляд, будет с Донбассом?

— Русские не сдадутся. А обманщики и проходимцы из хунты долго не протянут.

Фото: Из личного архива Василия Степанова

— Вместе с тобой и в «Сорок сороков» и в сборе помощи Донбассу занимается Иван Катанаев. Сначала он был близок к неонацизму, потом пропал во время конфликта в ВОБ, сейчас вернулся православным активистом.

— Ваня тоже пришел к Богу, хочет большую семью, переезжает почти из центра Москвы в область.

— Надо признать, что в этом плане он последователен и лекции патриарха Кирилла выкладывал ещё до того, как тот стал «Всея Руси». Но меня интересует другое. Несколько лет назад после билетных историй ты написал на «Русстайле» (гостевая книга фанатов «Спартака»), что руки не подашь этому человеку. Потом, говорят, ты, с помощью друзей, бил его у «Лужников». Почему сейчас тебе с ним комфортно?

— Все вопросы, которые у меня были к Ивану, я задал. Хоть и получил тогда ответы, но не прощал. Определённая встреча, как ты сказал, состоялась. Остальным же людям, которые не принимают и не понимают Ивана, что-то мешает это сделать. Хотя он сейчас не просто в Москве и открыт – он медиен. В определённый момент мы друг друга простили, как православные люди.

— К тебе есть ещё минимум одна мощная претензия из фанатского мира. Знаешь какая?

— Тема с баннерами?

— Да, что ты не вышел драться против «Ярославки» (группировка фанатов ЦСКА. — Прим. ред.). Честно – меня так и просили узнать: «А что ты скажешь сыну, когда он узнает, что однажды папа…»

— Давай, чтобы ты свой спич не заканчивал глупостями, для всех сомневающихся ещё раз расскажу, как всё было. Во-первых, баннеры «GF-96», «Альянс» и «Ультра Бойз» были в прямом смысле украдены из машины на мемориальном турнире. То есть ничего общего с околофутболом это не имело. Во-вторых, баннеры «GF» и «Ультра» сейчас находятся на секторе. «Альянс» же был сожжён, потому что актив группировки был арестован за километр от места встречи. Это странная история. «Армейцы» считают, что суки – мясо. Мы считаем, что суки – они. Потому что автобус проехал через всю Москву и был задержан прямо перед местом сходки. В-третьих, драка состоялась, Gladiators Firm проиграли. Но, повторю, баннер был возвращён.

— Меня интересует, почему не дрались Киллер и Колючий (другой лидер GF»)?

— К тому моменту мы были уже вне этой игры. Вот и всё.

— Зато занимались охраной митингов молодёжных пропрезидентских движений, лагеря «Наших» на Селигере.

— И что?! Кто этим из мира околофутбола Москвы и Питера тогда не занимался в той или иной степени? Да, я ездил на Селигер, я занимался охраной — как частное лицо, как волонтёр. Отлично провёл там время, в хорошей компании. Вы никак не можете понять – я вообще по жизни ни разу не переобувался. Да, за последние годы много где был, да, охранял. Но я всегда был за Путина – как пришёл из армии в начале 2000-х, так и знал, что мой главнокомандующий – Владимир Владимирович.

— Однажды ты захватил офис НБП (Национал-большевистской партии, запрещённой в России организации. — Прим. ред.) – это тоже помощь главнокомандующему?

— Это то, о чём можно почитать в Интернете и сделать выводы. Посмотреть фотки, как я сижу с сигарой. Но я не буду это комментировать. Мы вообще о сыне пришли говорить или о митингах?

Фото: Из личного архива Василия Степанова

— Ты с сыном стоишь на трибуне. Тебе нравится, что там происходит?!

— А кого это волнует, что мне нравится или нет?! Мои родители говорят, что шоколад «Алёнка» и сгущёнка раньше были вкуснее. А я думаю, что фанта в бутылочке 0,33 была идеальной. Амир «Профессор» вам скажет, что фанатизм в 80-е – настоящий, а я скажу про 90-е и «Запад Б». Но всё течёт, всё меняется, есть прогресс. Посмотри, как сейчас выглядит трибуна – это хипстеры с подвёрнутыми штанами и бородой, слушающие хип-хоп и живущие в Интернете. Разве мы могли себе такое представить, стоя в гриндерах в Набережных Челнах под песни «Коловрата»?! И заметь, я не говорю, что это плохо.

— Андрей Малосолов как-то рассказывал, что вместес Red Blue Warriors драться ходил Андрей Новосадов. В «Спартаке» было что-то похожее?

— Нет. Думаю, Андрей либо заливает, либо приукрашивает. Ну куда там Новосадов мог ходить?! Могу назвать человека, который пользовался в своём подавляющем большинстве громадным уважением движа – это Валера Карпин. Это первый тренер и футболист, который стал постоянно и нормально общаться с фанатами. Мог приехать в паб выпить пива, обсудить дела, пригласить на базу. «В Тарасовку?! Да, пожалуйста». Или. «Вот, ребята, поговорите с Баженовым. Никита, тебе тут хотят пару слов сказать». И Никита потом очень расстраивался. И такие встречи были регулярными.

— Хорошо, тогда просто объясни, в чём связь между клубом и околофутболом?! Что изменилось бы, не будь вас на секторе? Я не беру людей, которые готовят перформанс, а спрашиваю именно о хардкоре.

– Сказать по-честному – ничего бы кардинально не изменилось. Околофутбол привык думать, что он «решает» на трибуне. Это действительно так, но что конкретно он решает?! Баннер «Велком ту раша», например? Если это не было решением околофутбольщиков, то как же этот баннер попал на сектор и почему?! Распределение билетов – да. Что заряжать фанатам в тот или иной момент – тоже. Навязывание правил, которые многие из них и не соблюдают, а требуют с других — вот, пожалуй, и всё.

Фото: Из личного архива Василия Степанова

— Ты говорил о людях культуре гриндеров и «Коловрата». Объясни мне феномен – почему с трибун в последние годы ушёл неонацизм?

— Давай я не буду отрицать, что на сектор ходили ребята в гриндерах с белыми шнурками. Трибуна действительно была такой. Думаю, что это была эпоха ельцинского безвременья, когда мы потеряли ориентиры. Сейчас огромный позитив приносит возвращение православия в жизни людей. А ещё такие акции, как «Бессмертный полк», возвращение Крыма, празднование 9 мая, понимание, что такое блокада Ленинграда и победа в Сталинградской битве. Есть хорошая поговорка: если в 16 лет ты не был революционером – у тебя нет сердца, если в 30 лет ты не стал консерватором – у тебя нет мозгов. Люди взрослеют, приобретают жизненный опыт, заводят семьи и рожают детей. Ну какой неонацизм в 30 и старше лет?! Это же клиническим идиотом надо быть всю жизнь. Правый дух с сектора не ушёл, он просто стал другим. Трансформировался.

— Уверен, что фанка «Спартака» со временем не станет левой?

— Это исключено. Радужных флагов, гейский тем и прочих педерастов у нас на трибуне не будет никогда. И пусть мы останемся в этом последним оплотом.

— “Спартак” – чемпион. Это всё ещё что-то значит для тебя?

— Это глупость — считать, что хулиганам плевать на футбол. Испытываю ощущение, что и 16 лет назад. Мы очень долго верили, ждали и заслужили. А ещё эта победа ветеранов клуба и ребят с трибуны, которых с нами уже нет. Они сейчас на небесах радуются этой победе вместе со всем спартаковским миром!

— Федун – это кто для «Спартака»?

— Человек, которого нужно благодарить и ценить его поступки. В этом году поняли, что «Спартак» для него – не игрушка, а правда одно из важнейших дел всей жизни.

Одна из историй о том, где в современной России могут пригодиться футбольные фанаты, когда и футбол, и фанатизм им поднадоест.

Иван Катанаев по прозвищу Комбат 18 стал известен широкой публике в середине нулевых, когда организовал «Фратрию» – крупнейшее сообщество фанатов «Спартака». Позже он стал одним из организаторов Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ). Несмотря на правые взгляды некоторых руководителей ВОБ, оно пользовалось абсолютной поддержкой тогдашнего президента РФС Виталия Мутко. Через какое-то время Катанаев пытался свергнуть с поста президента ВОБ Александра «Каманчу» Шпрыгина, но потерпел неудачу, уехал жить на Бали и пропал из медийного пространства.

В 2015 году Катанаев снова стал ньюсмейкером. В самом конце весны он написал большой пост на сайте ultras-news.ru, в котором рассказал, как появился на свет ВОБ и как его основатели (Катанаев – в том числе) в 2007 году присвоили себе 3 миллиона рублей от реализации билетов на матч Россия – Германия. Затем он стал одним из героев репортажа издания «Медуза» из московского парка Торфянка, где уже несколько недель православные активисты и местные жители спорят по поводу строительства церкви.

Наконец, на прошлой неделе еженедельник «Футбол» опубликовал большое интервью Катанаева, в котором он рассказал о том, во что фанатское движение в России превратилось за 20 последних лет. Интервью получилось насыщенным и достойным вашего внимания, однако Юрий Дудь нашел в нем не все вопросы, которые интересно было задать Катанаеву, и встретился с ним на этой неделе в Москве.

Ниже – одна из историй о том, где в современной России могут пригодиться футбольные фанаты, когда и футбол, и фанатизм им поднадоест.

* * *

– Сегодня вечером вы уезжаете на Донбасс. Зачем?

– Повезу вещи для ополченцев: форму и прочее.

– Что именно за ополченцы?

– Люди, воюющие в Горловке. Как местные жители, так и граждане России из самых разных городов.

– Откуда вы их знаете?

– С большинством познакомился уже после того, как война началась. Мы стали ездить туда, привозить еду, медикаменты, вещи – тогда и познакомились. Моя первая поездка на Донбасс случилась в феврале этого года. Почему? Потому что ощутил в себе желание и силы помочь кому-то. До этого момента мы с друзьями помогали ополченцам, Игорю Стрелкову разными способами: кто-то деньги перечислял, кто-то привозил вещи на склад – неструктурированно, в общем. А зимой мы решили объединить свои усилия и возить напрямую.

– Если я захочу отвезти на Донбасс гуманитарную помощь, что мне нужно для этого сделать?

– Садишься в машину, по трассе М-4 «Дон» едешь до границы с Донбассом. Мы ездим через пропускной пункт Успенка – Матвеев Курган. Проходишь российскую границу, потом границу ДНР, оформляешь все документы – и никаких проблем нет.

– Много ли российских фанатов воюет на Донбассе?

– Немного. Я знаю, что там есть 10-20 человек. Это «Спартак», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит», ребята из Ростова.

– Если на стороне ДНР воют граждане России, правильно ли считать, что идет война между Украиной и Россией?

– Конечно, нет. Если бы между Россией и Украиной действительно была бы война, она бы уже давным-давно закончилась. То, что за ДНР воюют граждане России – это их гражданская позиция. Граждане России есть и на стороне Киева, добровольцы в батальоне «Азов» – и что? Это позиция жителей Донбасса, которые не хотят жить по тем законам, которые предлагает им Киев. И граждане России, которые едут туда и с оружием в руках отстаивают свои идеалы. Это совершенно нормально: русские должны помогать друг другу.

– Есть фото, на котором вы держите в руках автомат. Что значит этот снимок?

– Это поездка, в которой мы были с журналистами Lifenews. Когда мы там передвигаемся, нам выдают оружие – это война, случится может все что угодно. Применять его мне ни разу не приходилось.

– Я правильно понимаю: если бы во времена чеченских войн вы были бы взрослее, то были бы на стороне Чечни?

– Конечно, нет.

– В чем разница между ДНР и Чечней? И там, и там люди захотели отделиться от страны, в состав которой долгое время входили.

– Чечня – это территория Российской федерации, а я всегда буду воевать за интересы своего государства. В таких конфликтах за сторонами всегда стоят определенные силы. Если смотреть на нынешнюю войну, это конфликт западного мира и России, все остальное – вытекающее. Конфликт на Донбассе не решается ни в Киеве, ни в Донецке – он решается в Москве и Вашингтоне. Точно так же в Чечню куча наемников и оружия приходили со стороны Афганистана и Персии. Если бы никто не спонсировал, не помогал и не направлял того же Дудаева – таких кровопролитных войн не было бы. Если бы Киев никто не направлял и не натравливал, уже давным-давно обо всем бы договорились. Причем так, что и войны не было бы, и Крым был бы в составе Украины.

Еще до развязки событий на Майдане мы предлагали Украине 18 миллиардов долларов беспроцентного кредита, по сути это деньги, выброшенные на ветер. Они отказались и решили пойти другим путем. В итоге Крыма у них нет, Донбасса тоже нет и уже никогда не будет. Да и самой Украины скоро уже не будет.

– И что будет?

– Не знаю. Но судя по тому, что начинает происходить во Львове, Харькове, Одессе – для начала гражданская война по всей территории страны.

Граждан РФ на Донбассе сейчас процентов 15-20. У меня нет статистики, но то, что я вижу: в основном воюет местное население. Мы же ездим туда и видим: Украина эти земли потеряла окончательно; о чем бы политики ни договорились, они никогда не вернутся. Они просто не хотят так жить, как жили.

– Так – это как?

– Ну вот, например, город Горловка. До войны там жило около 330 тысяч человек. На ее территории – огромные угольные месторождения, крупнейшие залежи угля в Европе, даже в России таких нет. Казалось бы, они должны были жить как минимум неплохо. Но это беднейший город – еще раз, я говорю про то, что было до войны. Им не нравится такая жизнь. Они же не за Януковича воюют. Они воюют, потому что им все это надоело. В Донецке ситуация примерно такая же, хотя сам город красивый.

– По последним данным Росстата, в России больше 20 млн человек живет за чертой бедности. Если кто-то в условной Пензенской области решит, что больше не хочет жить за 9 тысяч рублей в месяц и – не дай Бог – возьмет в руки оружие, вы их тоже поддержите?

– Не знаю, откуда такие данные – я к таким рейтингам отношусь весьма скептически. За «Спартак» я ездил по России с 1998 года, я проехал ее всю от Находки до Калининграда, был во всех крупных городах, во многих деревнях и селениях. То, что было раньше, и то, что есть сейчас, – это небо и земля. Поднять такую страну, как Россия, за год-два нельзя – для этого нужны десятилетия. Я вижу поступательное движение, вижу, как жизнь меняется, и в этих 20 миллионах у меня большие сомнения. Если сейчас это 20 миллионов, значит, 15 лет назад их было 100 миллионов. Поэтому я поддерживаю нашу власть. Хотя и не отрицаю: у нас есть и большое количество проблем.

* * *

– На Майдан люди тоже вышли, потому что не хотели так больше жить.

– Я был на Майдане в ночь накануне стрельбы – накануне того, как их сотня ушла в небо. Это все профанация и ерунда. Огромное количество людей за деньги.

– Что, весь миллион человек за деньги?

– Миллиона там никогда не было – тысяч двести. Но те, кто координировал, управлял, участвовал в боевых действиях, – абсолютно точно за деньги. Украинских фанатов туда от каждого клуба привозили как на дежурство – они по месяцу там находились, об этом все прекрасно знают.

Вообще регулярно бывая на Донбассе, я понял, как Гитлер пришел к власти, как на идеи национал-социализма смогли запрограммировать миллионы людей. Вот есть фанаты одесского «Черноморца». Еще два года назад они разворачивали имперские флаги, ходили в майках «Я русский» и устраивали перфомансы с Екатериной Великой во славу Русской империи. Сейчас многие из них воюют в батальоне «Азов», говорят, что они не русские, а украинцы, и ненавидят все русское. Вот так можно людям поменять все представление о внешнем мире.

– Что вы делали на Майдане?

– Летел в Сочи на Олимпиаду и решил заехать посмотреть.

– В Сочи через Киев? Интересный маршрут.

– Не было прямых билетов – взял с пересадкой в Киеве. Взял такси из аэропорта в центр и погулял по Майдану.

– Крым – наш?

– Стопроцентно.

– Косово, получается, тоже не Сербия?

– Почему?

– Волеизъявление местного населения – захотели и отделились.

– Референдум в Крыму с каким результатом прошел? А в Косово? То, что произошло в Югославии, ждет и Украину: полный развал и непонятный статус территорий. России Украина сейчас не нужна. Да, русским надо помогать, но у нас и своих внутренних проблем достаточно, чтобы восстанавливать и другие территории. Но что поделать, мы расплачиваемся за свою неработу с Украиной на протяжении долгого времени.

Украинец – это оскотинившийся русский. Есть такой батюшка Андрей Ткачев – он из Киева, абсолютно ничего не боится, но когда встал вопрос об угрозе жизни его семьи, вынужден был переехать в Москву. Он привел хороший пример: когда в Москву привозили Дары волхвов, у нас была очередь по 7-8 часов; а знаешь, сколько стояли в Киеве в Лавре? 15 минут. Причем большинство из этих людей вообще впервые попали в Лавру. Это говорит о полном духовном и моральном разложении народа, который не знает, на какой земле он живет и вообще зачем он живет. То, что происходит сегодня, это расплата.

– То есть без поклонения Дарам волхвов человек не может быть духовным?

– Конечно, может. Поклонение святыням я просто привел в качестве примера того, насколько далеко ушел украинский народ от Бога и к чему в итоге это привело. Но что по-твоему быть духовным?

– Жить по заповедям, любить ближнего.

– Если по заповедям, то вопросов нет. Кто-то ездит по миру и ищет мироточащие иконы, кому-то этого не нужно. Но ты попробуй поживи по заповедям – жизнь тех, у кого это получается, называют Жития. А остальным для начала нужно хотя бы эти заповеди просто знать. Все люди грешны.

* * *

– Чем вы сейчас зарабатываете на жизнь?

– У меня компания, которая выпускает торговые велосипеды. Веломороженное, велофрукты – видел в ГУМе такие? Проекту только год, думаю, в следующем году это должно стать широким явлением. Если что, производим мы все в России.

– В большом интервью «Футболу» вы сказали, что перед приходом во «Фратрию» у вас была работа. Что это за работа?

– Да, еще с первых курсов института я занимался продажей всяких модных вещей. Я постоянно летал в Англию, мы открыли полноценный магазин модной одежды на Новом Арбате – он назывался «Третий Рим». Это был 2003 год, мы первые привезли в Россию Stone Island. Потом открыли магазин в Питере. Дела шли хорошо, мне всегда хватало.

– После «Фратрии» вы на четыре года уехали на Бали. С чего это вдруг?

– Я не то что уехал – мне нужно было сменить обстановку и переосмыслить то, что происходило в моей жизни. Изначально я полетел туда ненадолго отдохнуть – мой хороший товарищ к тому моменту жил там уже два года. Я прилетел туда на новогодние праздники, мне очень понравилось, вернулся в Москву и в конце февраля решил поехать снова. Я человек довольно деятельный, поэтому довольно быстро влез в один проект, потом в другой – мы стали строить ресторан, все завертелось и из «нескольких месяцев» все переросло в «несколько лет».

– Считается, что вы на Бали скрывались от бывших товарищей по фанатскому движению.

– Я никогда в жизни ни от кого не скрывался, никого не боялся и не боюсь, кроме Господа.

– Писатель Эдуард Багиров, в то время тоже обитавший на Бали, назвал вас «трусом и п####болом».

– Багиров после этого подходил ко мне в ресторане, извинился. Я его простил, мы выпили.

– Что произошло между тем, как он опубликовал пост, и его извинениями?

– Я хотел его побить.

– Он писал: Катанаеву известен мой номер телефона, он может позвонить мне в любое время, чтобы разобраться, но он не звонит.

– Это неправда. Я позвонил сразу, но в тот момент я был не на Бали. Когда я прилетел, уже он уехал. Была несостыковка. Когда мы все же оказались на острове одновременно, у меня уже был открыт новый ресторан, он нашел меня в нем, сказал, что погорячился, и искренне попросил прощения. На этом мы и разошлись.

* * *

– Я правильно понимаю, что вы симпатизируете фашизму?

– Почему?

– Ваше прозвище – Комбат 18 (Combat 18 – британская праворадикальная террористическая организация, 18 – популярная в нацистской среде замена имени Адольф Гитлер – Sports.ru). Вы же не в лотерею его выиграли.

– Это было давно. Поэтому ответ: сейчас это неправда.

– Но вы симпатизировали фашизму?

– Да.

– Когда эти симпатии закончились?

– Году в 2007-2008-м. Когда я стал много читать.

– Вы раскаиваетесь за то, что были фашистом?

– Нет. Все равно что спросить: раскаиваешься ли ты за то, что был коммунистом? Человек читает, взрослеет, что-то новое узнает, его мироощущение меняется. Я раскаиваюсь за свои грехи, за свои поступки. А мысли по молодости, по неопытности – что тут раскаиваться? Это надо понимать, двигаться дальше и развиваться.

Позор дня. Что за девушка взяла приз «Мисс Обаяние РФПЛ»

* * *

– Когда и как так случилось, что вы пришли к церкви?

– Начал идти к ней я году в 2006-2007, когда увлекся книгами Андрея Кураева и проповедями сейчас патриарха, а на тот момент митрополита Калининградского Кирилла. Мне очень нравилось все, что они говорят, легко проверить, что в своем блоге на «Фратрии» я стал выкладывать их проповеди еще в те годы. А именно воцерковился в конце прошлого года.

– Вы считаете правильным, что РПЦ занимает все больше и больше места в государственной жизни?

– Отвечая на этот вопрос, я дозволяю себе судить о роли церкви в жизни и истории. Это некое дерзновение, но все же: мне бы хотелось, чтобы церковь занимала намного большее место в жизни общества, чем она занимает сейчас. Так хорошо, как сейчас, церковь не жила никогда: храмы восстанавливаются, священников становится больше, духовные семинарии забиты под завязку. Да, есть большая проблема с хорошими миссионерами-проповедниками, но на его воспитание нужно 20-30 лет – просто времени еще не прошло достаточно, чтобы они появились.

Мне хотелось бы, чтобы РПЦ больше выступала в СМИ, чтобы батюшек приглашали на различные ток-шоу. Почему у нас приглашают каких-то представителей Украины и не приглашают священника, который озвучивал бы те же самые проблемы с точки зрения православной церкви? Даже для неверующих это было бы интересно. РПЦ – это тысячелетний опыт, не использовать его как минимум непрофессионально и немудро.

– Правильно ли, что служитель церкви носит часы, которые стоят столько же, сколько и автомобиль, припаркованный у вас за спиной?

– Да может носить и дороже! Для верующего человека, который хотя бы старается ходить в храм, такой вопрос даже не стоит: он понимает, как эти часы оказались на этой руке. Он понимает, что Святейший знать не знает, сколько эти часы стоят – он живет в другом мире, он думает о других вещах. Я был в резиденции Московской патриархии в Даниловском монастыре – там огромное количество различных подарков, чего только не дарят. Это же не его лично, это имущество церкви. Те, кто концентрирует на этом внимание, должны разобраться в первую очередь в себе. Меня вообще не волнует, какие часы на Патриархе. Меня волнует, что он говорит.

– Главный спикер церкви Всеволод Чаплин не так давно выразил надежду, что скоро начнется война: «Мир долгим не бывает. Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю «слава Богу» — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни — это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет». Как это понимать?

– Война в христианском мире это всегда плохо, это территория дьявола. Но та же война на Украине вскрыла все гнойники, которые были там годами – в определенной степени она очищает. Все в мире происходит по воле Божьей. Если люди отходят от Бога, не понимая, на какой земле они живут, Господь у них эту землю отбирает – это мнение очень многих православных людей.

Поэтому можно рассматривать эту войну как конфликт США и России, а можно как нечто более глобальное. Они ушли от Бога. Нету людей в церквях украинских. В Дебальцево один храм на 30 тысяч человек. До революции у нас был один храм на 3-4 тысячи человек. А в Москве сейчас – такая же статистика, как в Дебальцево. В Марьино – районе с населением в 250 тысяч человек – всего один храм, там в воскресенье люди на улице стоят. А если встать у Третьяковской галереи, там в радиусе километра будут десятки храмов – потому что раньше строили вот так. Когда в Марьино будет такое же количество церквей, как в Хамовниках или на Якиманке, когда у людей будет возможность пойти в церковь, а не только в кино на какой-нибудь бездуховный блокбастер, тогда можно будет говорить о какой-то духовности.

– В Европе религия уже давно не на первом месте, это очень светские государства, но там мир – на протяжении 70 лет не было ни одной большой войны.

– Европа скоро исчезнет. Развалится на части. Треснет по швам. За последние годы во Франции не построено ни одной новой христианской церкви, зато очень много мечетей. Исламизация Европы идет по полной программе. Свято место пусто не бывает.

* * *

– Ниже – фото, которым вы поделились у себя Вконтакте. Что это за стяг и что он значит? Я вот православный. А если бы нет, то все – смерть?

– В понимании верующего человека эта фраза значит: люди или вернутся к Богу, или никакого будущего у нас нет. Это просто констатация факта, это не значит: или ты будешь православным, или мы тебя убьем. Либо Россия встанет на рельсы, с которых съехала в 1917 году, либо просто перестанет существовать. У нас сейчас недостаточно людей для воспроизводства, у нас за Уралом нет людей, нам скоро возделывать землю будет некому. Единственный путь – возвращение в лоно православной церкви.

В прошлом году Святейший Патриарх выступал в Госдуме, после этого там было много круглых столов. На одном из них я присутствовал и один из спикеров, бизнесмен Константин Малафеев…

– …тот, которого называли спонсором военных действий на Донбассе?

– Да никакой он не спонсор. Его уже спецорганы перетрясли, как только можно, и устроили кучу проблем. Он этот вопрос давным-давно обходит стороной.

Так вот он рассказал, что не так давно, еще до Майдана, встречался с украинским олигархом. Олигарх сказал Малафееву: Евросоюз предлагает нам свободу выбора, демократические ценности, права человека, Россия предлагает нам все то же самое, только вы находитесь на 20 лет позади Евросоюза – чего нам с вами плестись в конце? Если вдуматься, так оно и есть: Россия ничего не предлагает миру. По крайней мере, лет 5 назад не предлагала – сейчас хоть какой-то крен в правильную сторону я вижу.

– Что мы предлагаем сейчас?

– Для начала – справедливость. Путин сказал: когда русский человек чувствует за собой правду, он непобедим, он готов за эту правду умереть.

– Слова про справедливость вам не кажутся смешными, учитывая, как в России работает судебная система?

– А как она работает? Я сталкивался с судами в своей жизни раз пять – и все эти опыты доказывали, что там следуют букве закона. Почему я должен думать иначе? Потому что какой-то придурок на телеканале «Дождь» сказал иначе?

– Вы в курсе, за что сидят фигуранты «Болотного дела»?

– За драку с милицией. Есть видеосъемки.

– Сколько тогда тысяч фанатов, реально дравшихся и наносивших увечья милиционерам, должны были сесть?

– Так они сидят, сидят! Пару лет назад была похожая ситуация: представители «Юнион» перед матчем с ЦСКА решили покуражиться так же, как в 90-е, и вышли подраться с милицией. Через несколько месяцев все те, кто бил ОМОНовцев, сели. В 90-е годы никто за этим не следил, а сейчас – выйди и ударь милиционера. Говорим о правовом государстве – давайте жить в правовом государстве. Сидят – и правильно. Я бы вообще много либералов посадил – чтобы подумали о жизни.

– Посадили бы просто за то, что либералы?

– Не за это. А за то, что ведут антигосударственную деятельность, вредят моей стране и настраивают людей против нее.

– Вы расшарили у себя Вконтакте эту картинку. Почему?

– Она кажется мне смешной.

– Смешной – в хорошем смысле?

– Точно не в отрицательном. Есть вещи, которые для верующего недопустимы, а для неверующего вполне обыденны. Но все люди грешны, путь к вере у всех разный. Если есть футбольный фанат, который не ходит в храм, называет патриарха по фамилии Гундяев и вспоминает про его часы, от него не надо отворачиваться, с ним надо разговаривать – в том числе на понятном ему языке. Эту картинку я воспринимаю как часть такого разговора. Верующий человек посмотрит на нее и может оскорбиться – я пойму его. У неверующего будут другие мысли – например, о том, что православие – это, оказывается, не религия слабых бабушек в платочках. Есть реальные мужики, которые могут за церковь постоять.

– Я правильно понимаю, что ультрас сейчас становятся кулаками РПЦ?

– Бред. Просто многие фанаты, Слава Богу, воцерковляются, идут в этом направлении и готовы отстаивать интересы своей страны – в том числе, если понадобится, силой.

– Вы против гомосексуалистов…

– Однозначно!

– Среди служителей церкви они тоже есть.

– В Советском Союзе была уголовная статья за мужеложство. Одним из немногих мест, где такие люди могли спрятаться, были храмы. Неудивительно, что многие из них пошли в церковь. Я против гомосексуализма, потому что это прямое нарушение заповедей. У церкви по этому поводу мнение тоже категорическое – никаких компромиссов быть не может.

* * *

– Месяц назад вы в деталях написали, как украли миллион рублей, когда работали в ВОБ. Я не очень понимаю, зачем вы это рассказали. Вы готовы сесть за этот миллион рублей в тюрьму?

– Если суд посчитает, что я должен это сделать – готов. За свои поступки надо отвечать, и тут дело не в сроках давности – плохие поступки тебя в любом случае догонят. Я написал этот текст, потому что эта тема не затихала, потому что шум вокруг меня всегда был. Многим людям было интересно узнать, как это было на самом деле – именно для них я все это и расписал.

– По миллиону рублей тогда взяли вы, Максим Коротин и Александр Шпрыгин?

– Ну да.

– «Половину из разыгрываемых билетов было принято решение слить барыгам. Дабы отвести от себя малейшие подозрения – все желающие регистрировались на только что созданном портале fanat.ru, принадлежащем Чемпионат.ком и розыгрыш проводили они же – генеральный директор Чемпионата, Дима Австриец, тоже был в теме». То есть Дмитрий Сергеев тоже был в доле?

– Без комментариев. Я не отвечаю на этот вопрос не потому что не могу на него ответить, а потому что знаю вашу личную профессиональную неприязнь друг к другу и не хочу, чтобы мой ответ служил лишним инструментом в ваших с ним дискуссиях.

Александр Шпрыгин: «Когда приезжаю в Европу, я нахожусь в тюрьме народов»

– «Фанатизм мы преобразовали. Вывели на новый уровень. Пришло время взяться за страну и сделать что-то полезное на более высоком уровне». Я правильно понимаю: теперь вы собираетесь в политику?

– Не совсем. Так вышло, что у меня получается какие-то вещи организовывать, делать их интересными для большой массы людей. Неважно, критикуют они меня или хвалят – чем популярнее человек, тем больше вокруг него пересудов. Путина огромное количество людей любят, огромное – ненавидят. Иисус Христос в своей жизни не совершил ни одного греха, а был предан и распят людьми…

Бог дал мне какое-то количество талантов, я хотел бы использовать их на благо общества и страны. Вещи, в которые я верю, я хотел бы доносить до большого количества людей. Как это делать – через политику или через что-то еще – не так важно, это всего лишь инструменты. Даже это интервью – инструмент, чтобы донести мысли до определенного количества людей. Согласен с этими мыслями кто-то или нет, неважно.

Сейчас я не вижу политических сил, которые я бы однозначно поддерживал. Например, в той же «Единой России» есть как много здравых людей, так и совершенно нездравых.

– Кто здравый?

– Да много. Яровая, например – отлично к ней отношусь, считаю ее просто умницей. Мизулина? Какие-то вещи – да, какие-то – нет. Но опять же определенного лидера, за которым мне хотелось бы идти, сейчас нет. Разумеется, кроме президента моей страны – за ним мне идти хочется, за ним я и иду.

– «Вокруг кафе, рестораны, кредитные карты, парки, тусовки, скейты, смузи и остальное. Люди не знают, что такое настоящая жизнь». Давайте уточним: вам не нравится, что все это есть вокруг?

– Конечно, нравится. Я живу на Парке культуры, в Парке Горького катаюсь на велосипеде почти каждые выходные и прекрасно пью смузи.

– Тогда в чем претензия?

– Это не претензия. Просто если это является приоритетом, если кроме этого ничего больше нет, это становится проблемой. Когда человек понимает, что все в жизни от Господа, жизнь начинает играть другими красками. Скейтпарки и парки, хипстеры и нехипстеры – это прекрасно. Просто не должно быть приоритетом.

– Что же такое настоящая жизнь?

– Вот что такое настоящая свобода?

– Мое понимание свободы помещается в фразу: «Живи так, как хочешь, но дай жить другим».

– Пффф… Живи так, как хочешь? Допустим, кто-то рядом с тобой сидит и считает, что трахать 12-летних девочек – это нормально. Ему можно давать так жить?

– Конечно, нет. Таким образом он не дает жить другим, он нарушает закон – и государства, и природы.

– Природы? С чего ты взял? На днях был день памяти Ефросиньи Московской – это супруга Дмитрия Донского, ее выдали за него в 13-летнем возрасте, ему тогда было 15 лет. Она стала преподобной.

В моем понимании свобода – это свобода от греха. Желание освободиться от всех грехов – это и есть настоящая жизнь. Путь верующего человека – это путь покаяния. Видеть свои грехи и бороться с ними! Как сказал один мудрый батюшка Валериан Кречетов, есть очень простой способ быть счастливым – никогда не вставай сытым из-за стола. Разумеется, речь идёт не только о физическом состоянии, но, в первую очередь, о духовном. Если удастся всегда вставать из-за стола немножечко голодным – ваша сила духа будет на высочайшем уровне, а тело в идеальном состоянии. Вам не нужно спасать тысячи людей – у нас это точно не получится. Спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи.

Фото: Вконтакте Ивана Катанаева

«Я не считаю Бандеру и Шухевича героями, они преступники». Бывший пресс-атташе «Шахтера» – о ситуации на Украине

Александр Шовковский: «В Киеве нет фашистов и бандеровцев. Приезжайте и посмотрите – я куплю билет кому угодно»

Профессор: «Фанатизм умер в 2005-м с появлением новой структуры среди фанатов «Спартака»


Уважаемый человек в движе поведал корреспонденту Евроспорта о Ярославле, Харлеме, высказал своё мнение про знак Солнца и пофантазировал как Ваньку Катанаева кидали бы в конц. лагерную печку 😀
– Сколько у вас выездов?

– Около 400. Хотя тут все относительно. Я вот поездки с хоккейной командой считаю. Если взять только два города Питер и Ярославль – это уже 65 выездов на шайбу. А раньше была вообще другая градация. В начале 80-х, если ты едешь не ночь, то это считалось лишь поездкой, а не выездом.

– А сколько золотых сезонов, за которые вы посетили все матчи команды?

– Ни одного принципиально. Сейчас хватает клоунов, которые пробили один золотой сезон и бьют себя копытом в грудь – мол, они круче папы Римского. Я принципиально не доезжаю до одной или двух игр в году, чтобы не было этих понтов. Можно пробить много золотых сезонов, но если ты говно, а не человек, то ситуация не изменится. Таковым ты и останешься. А есть люди, которые не смогли сделать ни одного золотого сезона из-за проблем со здоровьем у матери.

– За 400 выездов наверняка было много проблемных городов. Где фанатам оказывался самый человечный прием?

– Неправильно вы ставите вопрос. Не человечный, а законный! Возьмите этот несчастный Ярославль. Когда шесть лет назад там были беспорядки… Да там каждый год беспорядки. Спрашиваю, почему вы спиртное продаете в открытую? Мне отвечают, что не могут закрыть. Почему же в Москве полиция это делает? Законы везде одинаковые. Трезвый человек – злой, а пьяному – море по колено. Он возьмет и кинет бутылку.

– Если человек напился и кидается бутылками, то виноват в первую очередь он сам, а не полиция. Разве нет?

– Согласен. Мы свои ошибки признаем. У фанатской среды есть свои плюсы и свои минусы. Мы – не ангелы. Мы – срез общества. Только более яркий и активный. Есть среди нас и подлецы, и достойные люди. Соотношение этих людей примерно одинаковое в любой среде.

– Вряд ли в театральных кругах будет такой же процент неадекватных людей.

– Театральные деятели – люди, хорошо рядящиеся в тоги благородных. Природа человека везде одинакова.

– В целом да, но кто-то дает волю своим темным проявлениям, а кто-то умеет их удержать.

– Чем хорош футбол? Ты можешь прийти на стадион и выплеснуть свою энергию. Вся история человечества – это война. А вообще, складывается впечатление, что в стране больше проблем не существует. У нас все в порядке с ЖКХ и дорогами, люди одеты и обуты. Сейчас еще с болельщиками разберемся, и сразу рай в стране настанет. Ну ведь бред же. Я больше скажу. Те фанаты, которые поднимут руку на полицейского, защищая себя – это будущее страны. Это, конечно, если сотрудник правопорядка ведет себя незаконно. А человек, который будет спокойно смотреть, как нарушаются его права, вырастет рабом.

– Давайте разберем ситуацию в Ярославле. Сколько там было фанатов «Спартака»?

– Говорят, что 10 тысяч. Я думаю, что около 14 тысяч.

– Многие болельщики жаловались на невероятную давку при входе на стадион. Что там происходило?

– Есть нормативы, согласно которым рамки на входе пропускают по 400 человек в час. Для трибуны, рассчитанной на 6500 человек, установили 4 таких рамки. Пропускная способность – 1600 человек в час. Мы просили организовать запуск за два часа до начала матча. В результате получается лишь 3200 человек. И это если все работает нормально. Мне еще удалось договориться, чтобы билеты не рвали. Ведь если их дают не той стороной, то на это дополнительно уходит еще 3-5 секунд с человека. В результате оставалось еще 3300 человек, которым некуда было деваться.

– Запуск на трибуну начался вовремя?

– Два часа до матча – запуска нет. 1 час 45 минут – запуска нет. За 1 час 38 минут до игры мы подходим к старшему и спрашиваем, почему еще не начали пропускать болельщиков «Спартака». Нам отвечают, что билетеров нет.

– Но вскоре запуск все-таки начали?

– Да. Вокруг лают полицейские собаки. Голова от них начинает болеть через пять минут. Я подхожу к подполковнику и спрашиваю, можно ли с этим что-то сделать. Последовал феноменальный ответ: «Нет, они на гражданских натасканы». Полицейские думают, что эта информация дальше не пойдет, но они ошибаются. В Европе за такие слова человека бы сразу уволили. Тем временем начинается жуткая давка. Даже не давка, а кисель. Волна качнется вправо, потом идет противодействие и народ шатает налево. Тела буквально плавают. Самый ужас был у стены. Я залез на забор и попросил всех болельщиков сделать шаг назад. Футбол не стоит трупов на стадионе. Народ начинает перекидывать на трибуну файеры. Ко мне подходит подполковник и спрашивает, что с этим делать. Я ответил, что плевать на файеры, здесь сейчас трупы будут. Я прошу предоставить больше сотрудников на досмотр.

– Такие давки происходят регулярно на выездных матчах «Спартака»?

– В Перми было то же самое: чуть приоткроют ворота и два человека досматривают 3500 болельщиков. Приходится учить полицию, как им делать свою работу. Показывать, что надо встать полукругом, здесь, здесь и здесь сделать отсечку. За день до матча на совещании я говорю, что на стадионе территория не убрана – валяются камни, деревяшки, арматура. Я готов был сам заплатить местным уборщикам тысячу рублей, чтобы весь этот мусор убрали перед матчем. Мне ответили: «У себя в Москве командуйте».

– А как разрешилась ситуация с одной калиткой на 3500 человек?

– 20 минут пришлось объяснять, что такими темпами давка рассосется через неделю. Говорю местному подполковнику, кстати, моему тезке, что вы так только злите фанатов и потом именно в вас полетят предметы. Ему затем половина кирпича и пришла в ухо. Я – ехидная морда. Подбегаю и спрашиваю: «Съел?» А ведь всех этих вещей можно было избежать. Нужно было лишь выполнить элементарные вещи в плане безопасности на стадионе.

– Говорят, что в Ярославле фанаты связывали шарфы и поднимали друг друга на трибуну словно на канате.

– Я как это увидел, сразу влетел на сектор и надавал по щам этим клоунам. Все радостно хлопали, как ослы. Там ведь легко было убиться. И ладно бы один безмозглый идиот свою жизнь угробил бы. Человек мог упасть на толпу людей с восьми метров и сломать кому-нибудь руки, а то и шею.

– Фанат, который выбежал на поле – болельщик «Спартака»?

– Да. Я ему за полчаса до начала матча делал замечание за то, что он находился в бело-синей шапке на спартаковской трибуне. Кто-то мог не разобраться в ситуации и дать по башке. Тут ведь куча парней. Тестостерон давит на мозги. Кто-то не так посмотрел, случайно толкнул или наступил на баннер, залезая на решетку, – все это может стать причиной драки. Кстати, в Ярославле один парень послал на три буквы человека из одной серьезной фанатской группировки и получил на орехи. Мне пришлось его оттуда выводить.

– Если бы не выбежавший фанат, беспорядки все равно начались бы?

– Думаю, что да. Когда тут пороховая бочка, достаточно любого окурка. Обидно, что никто не говорит, кто все эти беспорядки остановил. Это мы загоняли людей обратно на трибуны.

– Я смотрел запись. Лишь через какое-то время появились десять человек, которые встали между ОМОНом и фанатами, чтобы загнать болельщиков обратно на трибуны. Кто был среди этих десяти людей, кроме вас?

– Лидеры фанатских фирм.

– Организованные группировки не принимали участия в драках с ОМОНом?

– Нет. Иначе был бы ад. В основном дрались… Не сброд, а сборная солянка. Ребята до 20 лет. Я их старался не бить, а просто брал и откидывал. Один парнишка дважды попытался меня ударить. Я увернулся и дальше это терпеть не стал. Уложил его с первой попытки. Не танцевать же перед ним.

– Вход ОМОНа на трибуны был ошибкой?

– Там был не ОМОН, а простые ППСники. Я сразу подбежал к подполковнику. Сказал ему убирать сотрудников с трибун. Подполковник выдал мне вообще парадоксальное: «А там не мое подразделение, я им не командую».

– Говорят, на стадионе в Ярославле трибуны расположены не лучшим образом.

– Да, планировка неудачная. Выход буквой «Г». Я когда был в Перми в «Хромой лошади» за год до известного инцидента, то, увидев там выход, сразу предупредил, что здесь будут трупы. Есть свидетели, что я предсказывал там проблемы. Я – эксперт как по беспорядкам, так и по безопасности. Я посоветовал сотрудникам покинуть трибуну. Восемь из них отскочили, а семеро остались. Вот им досталось будь здоров. Я вмешался и передо мной свалился сотрудник. С нее упал шлем.

– С нее!?

– Слетает шлем, и я вижу светлые волосы девушки. У нас понятия старые. Мы баб не трогаем. Но там было не разглядеть, кто это. Два фаната на нее уже прыгали. Пришлось их сбить с ног, а ее поднять. Смотрю, она в дочки мне годится. На птичку похожа. Бывает, после дождя смотришь на воробушка, сидит такой маленький. У нее слезы. Ее буквально трясет. Сзади кто-то пытается ее в лицо ударить. Я прикрыл спиной. Получил два удара. Поворачиваюсь и кричу матом на фанатов. Они отступили, но ее щит держат. Я прижал девушку к себе и сказал, чтобы бросила щит.

– Она оставила амуницию?

– Нет. Ответила, что ее заклинило и она просто не может его отпустить. Мы с товарищами начали выводить эту девушку, которая на ногах практически не стоит. Я, придерживая ее, подхожу к рядам с ОМОНом, чтобы передать ее своим. Тут идиот-капитан подбегает и бьет меня свои фаллоимитатором! (Амир показывает руку с большущим синяком) При этом все видели, что я выводил эту девушку из месива. Этот дебил смотрит на своего подполковника, а тот только у виска пальцем крутит: зачем ты ударил человека, который выводил нашу девушку из драки. В результате отдал ОМОНовцам девушку. Она, кстати, умница. Щит так и не отдала. После матча ее прямиком в больницу отправили.

– Вы ведь не работаете в «Спартаке». Откуда у вас на матчах удостоверение, которое позволяет находиться на беговых дорожках?

– Клуб мне принципиально ничего не дает. Старый пропуск мне сделал исторический фан-клуб. Проблема в том, что те, кто занимаются безопасностью болельщиков – совершенно не авторитетны среди фанатов.

– А кто авторитетны?

– Те, кто могут зайти на трибуну, высказать фанатам нелицеприятные вещи и после этого не получить по лицу. Знаете, со временем я перестал помогать всему движению. После искреннего боления в 70-х и задорных 90-х фанатизм умер в 2005-м с появлением новой структуры среди фанатов «Спартака». Все началось с одного ублюдка, который продал движение. Ивашка показал, что на фанатизме можно крысить и класть на мнение всех остальных болельщиков. В результате его выперли из движения. В российском футболе он стал первой персоной нон грата.

– Вы обеспеченный человек. Зачем вы всем этим занимаетесь?

– Я так вижу свою жизнь. Если бы на «Харлеме» был хотя бы один такой человек, как я, то могло и не произойти трагедии. Трагедии, в которой погибло множество человек. В той давке скончалась и моя любимая девочка.

– Вы из чувства вины теперь ездите по стране, предотвращая беспорядки?

– Чувство вины? Нет. Чувство ответственности. Просто есть желание помогать людям. Если нужно кого-то вытащить, то я это сделаю. Сына Романцева я доставал из автозака.

– Можно здесь подробнее?

– Вадима забрали за то, что он говорил с милицией на повышенных тонах. Когда начали разбираться, я спросил, составлен ли протокол на задержанных. Командир мне сказал: «Нет». Я дал понять, что в таком случае задержание незаконно. Мне ответили, что всех отпустят, кроме одного.

– Это правда, что фанаты «Спартака» в Киеве спасли игроков?

– 1987-й год. Наши выиграли 1:0. Единственный гол забил Черенков. После победы мы приехали на вокзал проводить команду. Автобус с футболистами «Спартака» подъехал прям на перрон. Когда мы увидели, как разъяренные местные хулиганы атаковали автобус, мы сразу вмешались в ситуацию. Отодвинули хохлов от автобуса. Хотя нас было 300 человек, а их 800. Видим в автобусе – окна выбиты, а вся команда в проходе лежит. Мы на руках переносим Черенкова в вагон. В нас летят камни, а он говорит: «Может, не надо, может, просто сумку возьмете?» А мы отвечаем: «Надо, Федя, надо».

– Где вы были, когда случилась давка на матче «Спартак» – «Харлем» в 1982-м?

– У меня был билет на трибуну B. Но всех посадили на центральные сектора, поскольку народу пришло немного – 15 200 человек согласно отчету газеты «Советский Спорт». Это сейчас элитной считается трибуна А, а до 1986-го главной считалась С. Я по глупости очень легко оделся. Приходилось все время махать флагом, чтобы согреться… Нужно еще было знать ситуацию. В то время уже год как был милицейский террор.

– Что это значит?

– Все началось 15 ноября 1981 года с матча «Спартак» – СКА, когда милиция не хотела никого пускать, и мы штурмом взяли трибуну Б. Несколько тысяч человек прорвались через въездные ворота. С тех пор начался этот милицейский террор в отношении болельщиков.

– В чем он выражался?

– Ты выходишь из метро. На тебе значок «Спартака». За это тебя останавливали и переписывали твои данные. Если так четыре раза попадаешься, то на тебя писали телегу.

– Куда?

– В учебное заведение или на работу. Мол, этот человек – террорист, работает на китайские спецслужбы. Повлияйте.

– Славное было время.

– Доходило до того, что Юра Гаврилов и Ринат Дасаев просили болельщиков не ходить на стадион. Листовки с их обращениями вкладывали в программки. Ну просто редкостный маразм. Бредовей только, когда сейчас не пускали астматика с ингалятором, потому что его можно поджечь и кинуть на поле.

– Так как случилась трагедия в «Лужниках»?

– Так вот. Болельщики должны были сидеть смирно и не пикать, чтобы их не забрали. Я же активно махал флагом, потому что был мороз. Увы, я не догадался тепло одеться. Сержант сделал мне замечание по поводу флага. А я-то уже в 17 лет был борзым. Ответил ему, чтобы он своей маме указывал. В какой-то момент мне пришлось делать ноги. Я крикнул и передо мной болельщики расступились, а перед ментами сошлись. В какой-то момент я поскользнулся и пролетел пять метров. Встал, отряхнулся, а сотрудники лишь где-то вдалеке остались. Я им рожу скорчил и убежал ждать своих.

– Говорят, что люди начали покидать стадион ближе к концу матча, и тут Швецов забил мяч. В результате часть людей шла на выход, а часть захотела вернуться на трибуну из-за гола, поэтому и случилась давка. Так?

– Эта версия – чушь собачья. Никто не бежит обратно на трибуну после гола. Там же видео с повтором никто не показывает. Все случилось через пару минут после окончания матча. Из четырех выходов с трибуны открыли только один. Милиция нарочно гнала людей, чтобы на холоде долго не стоять.

– О погибших есть разные данные.

– Официально было объявлено о 67 умерших. Считается, что на самом деле погибло 102 человека. Тогда статистика была лукавая. Если человек умер до полуночи, то его учитывают. А если в 0.05 скончался, то его не считают. Почему-то говорят, что сейчас много беспорядков вокруг футбола. Такое впечатление создается, потому что каждый инцидент рассматривают под микроскопом.

– А раньше?

– Я могу список дать с 1947 года. Ереван, Тбилиси, Баку, Москва, Вильнюс, Ташкент. Массовые беспорядки оборачивались трупами. Машины милиции сжигались. Антирусские выступления в Литве в 1977-м. В том же Питере войска вводили и стреляли в воздух. Людей на 15 лет сажали. Все эти данные есть в открытом доступе. А сколько еще скрыто. В 1979 году упал самолет с командой «Пахтакор». Шум был только потому, что скончались игроки футбольного клуба. Это было невозможно скрыть. А так никто бы кроме родственников и не узнал бы о трагедии.

– Между тем власти пытались умолчать про «Харлем».

– Первая статья вышла лишь в 1990-м году! А тогда о трагедии написала лишь «Вечерняя Москва» на следующий день после матча. И то на последней странице в колонке главного редактора говорилось, что на таком-то матче после игры была давка, имеются пострадавшие. И все!

– Про иностранные СМИ в то время спрашивать бессмысленно?

– Через год после «Харлема» мы играли в Англии против «Астон Виллы». В программке к этому матчу и то было больше написано о трагедии в «Лужниках». Англичане там четко написали, что будь зрители лучше распределены по трибунам, то трагедии удалось бы избежать. Хотя рекорд по количеству жертв принадлежит не нам.

– А кому?

– Перу. 1964 год. В Лиме на стадионе произошла драка. Полиция начала забрасывать трибуну гранатами со слезоточивым газом. Случилась давка. По разным данным погибли от 345 до 625 трупов, а пострадали тысячи.

– Сколько раз фанаты брали верх над ОМОНом?

– Таких случаев было ровно два: Нижний Новгород-1999 и Владикавказ-2010. В остальных случаях была либо ничья, либо лукавство. Могли и сейчас в Ярославле схлестнуться с ОМОНом. Мы даже смеялись, сколько денег можно было нажить, если забрать все щиты и сдать в металлолом.

– Вы сейчас говорите только о хулиганах «Спартака»? Другие российские фанаты ОМОН не побеждали?

– Я имею в виду всех. Я слежу за ситуацией. Смотрел на днях легендарную драку ЦСКА – Елец-2005. Ни одного изъятого у сотрудников щита, шлема или дубинки.

– Амир, когда все эти беспорядки закончатся?

– Когда у нас появится неотвратимость наказания. У нас же никого не сажают, а на месте отбивают почки и засовывают бутылки из-под шампанского в задний проход, как в Казани. Если фанат нарушает закон, то нет вопросов. Он должен быть наказан. Но тогда и полицию надо наказывать. Она совершает в разы больше правонарушений в день матча. А в идеале сотрудники правопорядка должны нести кратное наказание. Не пять лет, а десять. Ведь они блюстители закона. Если они нарушают закон, то делают это с особой циничностью и наглостью. Однако никто не хочет нести ответственность. Проще каждый раз заново драться и натыкаться на одно и то же. В Москве могут нормально организовать, а в Ярославле – нет. Там, видимо, любят драки. По ходу, в Ярославле мазохисты работают, которые обожают наступать на одни и те же грабли. Можно ведь договариваться.

– А где-нибудь договариваются?

– В Нижнем Новгороде. Сначала говорили, что со мной общаться не будут, а потом увидели, как я рулю потоками, стали подходить, спрашивать, советоваться. Теперь заранее перед матчем звонят в Москву и уточняют, приеду я или нет. Нижний Новгород всегда звали Омоновск-Сити, но там люди хотя бы стараются избавиться от этого прозвища.

– В Ярославле, я так понимаю, лишь один раз получилось провести матч относительно спокойно?

– Да. Однажды договорились с милицией. Они позволяют нам занести файеры, а мы не кидаем их на поле и беговые дорожки. В результате лишь два файера из 500 были брошены с трибуны. Люди, сделавшие это, были наказаны своими же.

– Послушав вас, создается впечатление, что во всем виноваты полицейские. Свастику – это тоже они вывесили?

– Проведите опрос среди населения, сколько людей доверяет полиции? Мизер! Это ведь не просто так. А что касается свастики, то она означает и знак солнца. Посмотрите индийские фильмы, если не верите. Увы, этот символ замазан коричневой чумой. Только через 5-6 поколений к свастике снова будут относиться нормально. Однажды это обязательно произойдет. Все-таки символу несколько тысяч лет.

– Еще скажите, что фанаты думали о символе солнца, когда поздравляли дедушку и когда слали Веллитона на родину.

– Я вот считаю журналистику первой древнейшей профессией. Проституток я уважаю. Может им секс нравится или ребенка нечем кормить. А среди журналистов есть много людей, которые торгуют убеждениями. Нахваливают тех, кто сейчас у власти. Если нужно этих похвалят, придут другие – им лизать будут. Однако я не говорю, что все журналисты продажные. Иначе бы я сейчас не давал интервью. Так и здесь. Не нужно судить обо всех болельщиках по единицам.

– Единицы? Почему тогда другие фанаты не пресекают появление свастики, а рукоплещут таким баннерам?

– Чего уж там скрывать, большинство из нас придерживается правых взглядов. Но я и сам не очень понимаю, зачем нужен символ эсэсовцев, которые сжигали наш народ. У Ивашки, про которого мы говорили, было число 18 в кликухе. Один и восемь – это номера букв в алфавите. Первые буквы имени Adolf Hitler. Я бы посмотрел, как Ивашка кидал зигу, когда его засовывали бы в печь в Заксенхаузене. Скорее, это он бы посылал людей в печь. Если бы я увидел свастику на трибуне, то засунул бы ее этому парню туда, откуда он бы ее долго и болезненно вытаскивал.

– Решением наказать «Спартак» двумя матчами без зрителей вы остались недовольны?

– Вот вам пример. Еду я в поезде. Подрался с кондуктором, а затем еще побил машиниста. После этого нужно ближайшие два поезда пустыми пускать?

– А как нужно реагировать на появление свастики на трибунах?

– Наказывать персонально. Через полгода или через пять месяцев – не важно. Фанату, который вывесил свастику, сейчас предстоит корячиться сутки и штраф до 1000 рублей. Значит, нужно менять закон. Вон, хорваты сделали так, что вся сербская символика вне закона. Хотя, когда мы против них играли в 2007-м, то придумали, как их обмануть. Занесли флаг России, а потом перевернули и скандировали «Сербия».

– В фанатском мире уже много лет гуляет ваша легендарная фраза «У меня выездов больше, чем ты в метро спускался». Сколько лет этому выражению?

– Около двенадцати. У меня много глумливых фраз рождалось. Однажды я придумал баннер «нормальные татары болеют за «Спартак». Его потом еще две недели по казанскому телевидению показывали. Фанаты ЦСКА еще в советское время прикалывались: «Тары-бары-растабары, в «Спартаке» одни татары». А мы в ответ кричали «Что в футболе, что в хоккее, в ЦСКА одни евреи».

– Может быть, с этого и начинаются свастики?

– Нет. Бьют же не по паспорту, а по роже. Если человек недостойный, то какая разница, является ли он евреем, татарином или русским.

– Вы были удивлены, что в фильме «Околофутбола» использовали эту вашу фразу «У меня выездов больше, чем ты в метро спускался»?

– Нет. Я знал, что она будет. Там не хватало другого. Когда главная героиня постоянно спрашивает, зачем вы деретесь. Сюда подошла другая моя фраза. «Никакой вид деятельности – ни секс, ни наркотики – не дают того драйва, когда стоишь ноги на ширине плеч, за тобой друзья, а впереди – враги. У тебя весь мир в кармане. И тебе плевать на финансовые проблемы, семью и все на свете. Ты поднимаешь руки, и звучит волшебное слово «погнали». В этот момент весь мир блекнет». Это реальное объяснение того, почему фанаты дерутся. Но такое на широкий экран пускать, конечно, нельзя.

– А фильм в целом понравился?

– В этой картине очень профессионально поставлены батальные сцены. Лучше, чем в любом другом фильме о фанатах. Кроме того, там действительно все основано на реальных событиях, кроме последней сцены «за Ярого».

– Что такое русский стиль в околофутболе?

– Ровно на ровно и без дерьма. Дерьмо – это арматура и все прочие средства. Само слово показывает наше к этому отношение. В 2008-м мы играли в Милане. Хотели договориться с итальянскими хулиганами о драке. Они все отнекивались. Мы сказали, что приедем и так их разнесем. И вот перед баром стоит 35 спартаковских хулиганов, а в баре 400 местных. Наши все равно выстроились и поперли кабаном. Тут появилась полиция, нас оцепили и проводили на стадион. Во время матча на трибуне болельщиков «Интера» появляется баннер на английском. «Извиняемся. Сегодня не лучший день для драки. Респект «Юнион».

– В Европе уважают русский стиль околофутбола?

– А этого стиля могло и не быть. В конце девяностых или начале нулевых договорились о драке на Щукинской с армейцами. Один из лидеров спартаковских хулиганов Дeнис сказал своим парням: «Я знаю, что вы несете. Скиньте все. Будем драться голыми руками, как и договаривались. Мы дали слово. Кто его нарушит, того мы сами будем валить жестче, чем армейцы». Огромное количество людей скинуло. В результате фанаты ЦСКА пришли с дерьмом и победили. Было много разбитых носов и сломанных ребер. В тот момент околофутбольный Fair Play в России едва не умер под ударами конского дерьма.

– И при этом однажды вы объединились с фанатами ЦСКА, чтобы побить литовцев?

– А что в этом такого? Сошлись вместе с одним врагом, чтобы ударить по другому. Мы объединялись с конями и против украинцев, которых гоняли по Киевскому вокзалу. Там был такой момент… Идет Бессонов и за ножку держит только что выигранный Кубок СССР. Я ему сказал: «Эй, урод, ты как Кубок держишь?» Он сразу прижал его к сердцу. А потом с парнями подумали, что могли бы у Бессонова отжать реальный кубок. Вот это была бы суперакция!

– Доводилось слышать одну забавную байку. В девяностые где-то далеко-далеко от Москвы милиция остановила автобус со спартаковскими фaнатами. У болельщиков потребовали их персональные данные. Они сказали: «Водитель – Олег Романцев, на первом сиденье Андрей Тихонов…» В результате так перечислили весь состав «Спартака». Было такое?

– Было. Первый такой случай произошел в Калуге 26 июня 1983 год. Давали не только вымышленные имена, но и адреса. Направляли на туалеты в Кузьминках.

– Милиция подвоха не заметила?

– О милиции судят по рядовым сержантам, которые неграмотные. Там ведь есть достойные люди. Так и по фанатам судят исходя из тех, кто вести себя не умеет. Помню, один раз подошел к нам на выезде сотрудник и говорит: «Все замечательно, продолжайте болеть, только, пожалуйста, не скандируйте: «Тупорылые калмыки», а то народ обижается». Только он отошел, как мы эту кричалку зарядили. Нужно же думать, прежде чем говорить такое фанатам.

– Вы сделали бизнес на продаже футбольной атрибутики. Причем занялись этим еще в 80-е года. Не поверю, что за столько лет у вас не пытались отобрать бизнес.

– Было дело. Подходили люди с разных группировок. Они тоже были из числа фанатов. Сказали, что знают меня и относятся с уважением, но у них своя работа.

– И что?

– С ними потом встретились более авторитетные люди и объяснили, что неправильно так поступать. В мире криминала вообще больше закона и порядка. Я не говорю, что везде должен быть криминал, но там четко все распределено. Если бы в обществе был бы такой же порядок, то страна процветала бы. Власти ведь не знали, что делать с нашей субкультурой, когда она появилась.

– Кстати, когда?

– Сейчас 40 лет движению. А ведь за это время были и более мощные субкультуры вроде хиппи и панков. Это была практически вся молодежь. Однако у них за душой ничего не стояло. Мода прошла и они ушли, а футбольный фанатизм остался. Не могут тысячи людей ездить по стране просто так. Значит, есть в этом неуловимая романтика приключений. Иной раз фанаты без денег едут пять дней на товарных вагонах ради матча любимой команды. Как не уважать этих людей? А в 1981-м человек ушел выносить мусорное ведро и уехал в Киев на футбол. Родители переполох подняли, объездили все больницы и морги. Через две недели парень вернулся с пустым ведром.

Евроспорт.ру

Дата 14.12.2013 в диалоги

И что это за заявление господина __ю_и, что «он бы мне в лицо сказал и там бы остался». В лицо и сказал, при большом количестве свидетелей! По итогам встречи сложилось такое впечатление, что он нырнул в яму с говном. Более мерзкого персонажа очень тяжело встретить.
И заявление, что там бы остался — это смешно, человеку, который всю жизнь был уличный бойцом. Готов к любой встрече.
Маленький нюанс: 7 ноября 2016 года в 23:45 последовал звонок одного из самых авторитетных людей недружественного нам клуба. Мой хороший товарищ А.В. позвонил и сказал:
— «Амир, я сижу здесь с Артёмом и его агентом. У нас к тебе вопрос: «Что ты его хренососишь везде?».
Я спросил:
-«Орёл» присутствует при этом разговоре?
— Да.
— Поставь громкую связь.
— Поставил.
— А почему я должен про халатного вора, крысу и пиндиргаса (он же выбрал) говорить хорошие слова?
— А.В. сказал, что я не прав.
— Ты враг, но враг уважаемый. А это никто. А если есть вопросы, говори адрес, я выйду из дома, поймаю такси, приеду и вынесу ему хлебало.
И еще один маленький нюанс: перестаньте везде писать и говорить, что он воспитанник «Спартака». Моя точка зрения: он был в системе «Спартака» и до него, к сожалению, не донесли, что такое быть спартаковцем. Он не воспитанник «Спартака», он просто тёрся в «Спартаке».
Возвращаясь к его заявлению: слово «топ» я никогда не использую, я даже не использовал его к Черенкову, Родионову, Гаврилову, Цымбаларю и уж никак не могу его использовать к этому «дереву». Еще раз повторю, что готов любой встрече, пусть попробует вынести 53-летнего мужика. Повеселимся в лёгкую?

Амир Хуслютдинов: Панов на трибуне «Спартака»? Флаг ему в руки

Старейший болельщик «Спартака» по прозвищу «Профессор» Амир Хуслютдинов высказал свое мнение о бывшем игроке «Зенита» Александре Панове, который вдруг стал ярым фанатом красно-белых и купил сезонный абонемент на фанатскую трибуну.

— Александр Панов купил абонемент на фанатскую трибуну «Спартака». Как вы к этому относитесь?

— Меня это абсолютно не удивляет. Он и раньше говорил, что ему импонирует «Спартак». Поэтому то, что он купил абонемент, было известно давно. Что я могу сказать – флаг ему в руки. Мы много кого принимаем в свои ряды.

Отторжения лично у меня нет никакого, он никогда никаких плохих слов про «Спартак» не говорил, да и в бытность игроком никаких подлостей на поле не делал. Человек нашел, что называется, «свое». Дай Бог ему здоровье.

— То есть вас не кажется странным, что игрок «Зенита», пусть и бывший, теперь является болельщиком «Спартака»?

— Почему странным-то? К примеру, люди к Богу приходят по-разному: кто с детства крестится, кто уже в сознательной жизни. Если Панов решил, что ему так комфортно, почему нет? Если он будет вести себя на трибунах нормально, к нему также будут относиться нормально.

Тем более то, что он играл за «Зенит», ни о чем не говорит. «Зенит» для нас не принципиальный соперник. Вот «Динамо» и ЦСКА — да, соперники принципиальные, а «Зенит» исторически нам не конкурент. В 90-е болтались по первым лигам. Как только власть поменяется в стране, они займут свое законное место.

— Как, по-вашему, болельщики «Спартака» встретят Панова и примут ли за своего?

— Насколько я понимаю, он уже был на трибуне Б, и к нему было нормальное отношение, кто-то даже автограф брал. Еще раз говорю, я не понимаю всего это ажиотажа вокруг Панова. К примеру, Игорь Корнеев был воспитанником «Спартака», а в итоге играл в «Локомотиве». Ну вот не сложилось у него в нашем клубе, и что? Значит судьба такая.

— То, что Панов публично продемонстрировал абонемент в соцсетях, можно назвать вызовом?

— Ему надо было спокойно купить абонемент и не афишировать это в соцсетях. Вызова тому же «Зениту» как такового нет. Думаю, он просто обозначил свою позицию. Вот и все.

— Если на этой почве случатся стычки питерских и спартаковских болельщиков, фанаты «Спартака» будут защищать Панова?

— Мы никому ничего не должны. Хотя если будет подобная ситуация произойдет, мы, конечно, защитим любого нашего болельщика. И не важно: был он в прошлом игроком «Зенита» или какого-то другого клуба.

Александр Августин

Известный лидер фан-движения «Спартака» Амир Хуслютдинов по прозвищу Профессор в интервью «Живу Спортом» поделился мнением об увольнении МассимоКарреры с поста главного тренера красно-белых, отстранении Дениса Глушакова и Андрея Ещенко из основного состава команды, неприятной ситуации перед матчем «Рома» – ЦСКА, а также скандале вокруг Александра Кокорина и Павла Мамаева.

«В «СПАРТАКЕ» СЕЙЧАС НЕТ ТАКИХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ЗАРЖАВШИХСЯ МИЛЛИОНЕРОВ НА МЕСТО ПОСТАВИТЬ»

– «Фратрия» вчера выступила с заявлением, где выразила своё несогласие с увольнением Каррары. Солидарны ли вы с позицией объединения?

– Частично.

– А почему «частично»? В чём это выражается?

–Каррера это часть истории «Спартака», с этим уже ничего не сделаешь, потому что человек помог команде преодолеть кризис, но любой тренер отвечает за результат, и это общемировая практика. Если нет результата, то легче поменять тренера, чем всю команду, потому что это и финансово напряжно, и возможностей нет таких, чтобы одномоментно отпустить такое количество денег. Поэтому в таких ситуациях легче менять тренера. Все надеялись, что Каррера будет как эпоха, и он двинет нас вперёд. Но в последнее время у него не получилось удержать команду в своих руках. В итоге пошёл раздрай в коллективе…. К сожалению, не получилось у него. Он приятный человек, как в общении, так и в целом.Массимо не ныл, не стонал, не сбрасывал ответственность ни на судей, ни на игроков. Это импонирует. Каррера – общительный и доброжелательный человек. Но, к огромному сожалению, результат довлеет, также в последнее время не видно было, во что мы играем.

– То есть в этом в первую очередь виноват Каррера, а не футболисты?

– В этом есть и вина болельщиков. Мы после длительного времени без титулов стали чемпионами, и вот он лучик надежды забрезжил. Возможно, мы со своей стороны тоже должны были давить на игроков, чтобы они отдавались….У нас, к сожалению, сейчас нет таких людей в коллективе как Сергей Горлукович, Дмитрий Хлестов, которые могли бы вот этих зажравшихся миллионеров на место поставить. А у них всё красиво: машины, девочки, кальяны, стулья в голову Паку,прочее хамство на тротуарах и так далее. У них вся жизнь сложилась.

– Но стулья это всё-таки не про «Спартак»…

– Это общая тенденция. Люди просто думают, что они бога взяли за бороду и можно её крутить. Человек, у которого два класса церковно-приходской школы, одна извилина в голове, но денег до фига. Поэтому он думает, что круче тебя.

– Получается, что игроки «Спартака» в последних матчах тоже не отдавались на поле?

– Мне кажется, что да, потому что я не думаю, что Каррера –враг себе выставлять на матчи молодых. Он видел к чему всё это идёт и, к огромному сожалению, это привело к такому развитию событий. Возможно, это и хорошо. Но это только время покажет.

«НЕПРАВИЛЬНО ОТСТРАНЯТЬ ФУТБОЛИСТОВ ИЗ-ЗА ЛАЙКОВ»

– Также «Фратрия» требует опять отстранить от состава Дениса Глушакова. Согласны ли вы с этим? И действительно ли этот игрок послужил той отправной точкой к тому, что «Спартак» перестал набирать очки и стал играть хуже?

– Лично я против того, чтобы сейчас искать ведьм. В данный момент нужно всем объединиться и нащупать какой-то путь в светлое будущее. Сейчас мы его потеряли. Но у ребят своё мнение, они имеют право его высказывать. Люди заслужила на это право выездной деятельностью, своей поддержкой. И если они выкладываются на трибунах, значит, имеют право с команды спрашивать,принося в том числе клубу деньги за счёт абонементов и так далее. В настоящее время в «Спартаке» надо объединяться всем вместе: и болельщикам, и руководству, и игрокам. И доказывать, что последние результаты – нелепое стечение обстоятельств.

– Нормально ли, когда игроков основного состава отстраняют от состава только из-за лайков? Или, на ваш взгляд, этому есть и другие причины?

– Это порочный путь. Как только их отстранили, я сразу вспомнил Егора Титова и Максима Калиниченко. Этот усатый мегатренер отстранил этих футболистов, когда тренировал «Спартак». Не хочу упоминать его фамилию. У нас с ним конфликт случился в самолёте, когда он хамил болельщикам в 1990-м году. И до сих пор, кстати, за это не извинился. С его стороны там реально было хамство: с матом, оскорблениями. Но мы его в той ситуации быстро на место поставили.

– То есть, в целом вы считаете, что неправильно из-за лайков отстранять футболистов?

– Конечно. Тренер в первую очередь руководитель и психолог. И если тренер допустил такую ситуацию, то часть вину на нём лежит. Он старше, мудрее, опытнее. В этой ситуации я не согласен с Каррерой. Надо было наоборот сцепить зубы и объяснить ребятам, что есть контракт, команда. Он должен был эту ситуацию предвидеть.

«Я ЖЁСТКО ПРОТИВ ПРИГЛАШЕНИЯ СЛУЦКОГО И ЧЕРЧЕСОВА В «СПАРТАК»

– Какую кандидатуру вы поддерживаете в связи с увольнением Карреры?

– Я за Олега Ивановича Романцева. Но я, думаю, ему и так комфортно: рыбу ловит и…

– Книги пишет.

– Книги это его право.

– Конечно.

– Я купил его книгу, но пока не читал. Надеюсь, там будет что-то новое. Надо сесть и спокойно её прочитать, в такую книгу надо нырять и в спокойной обстановке её анализировать. Пока времени нет.

– Понятно, что Романцев вряд ли вернётся в «Спартак». Какие кандидаты вам нравятся?

– Скажем так, из того списка, который озвучивался, я лично жёстко против Слуцкого и Черчесова. А остальные меня не возбуждают «против» говорить.

«С ЧЕГО ВЫ ВЗЯЛИ, ЧТО БОЛЕЛЬЩИКИ ПРЫГАЛИ НА ЭСКАЛАТОРЕ ПЕРЕД МАТЧЕМ «РОМА» – ЦСКА?»

– Что думаете о ситуации с Кокориным и Мамаевым?

– Вот физически спартаковские и другие хулиганы крепче других людей. Но это не говорит о том, что они находятся над законом. Народ возмущает в этой ситуации то, что у этих людей краев не видно. Если бы и спартаковцы себя вели, я бы и против них был. А все говорят о болельщиках…. Вот с чего вы взяли, что болельщики на эскалаторе прыгали перед матчем «Рома» – ЦСКА? Ни на одной видеозаписи не видно этого. И даже если прыгали, я как сам конструктор могу сказать, что на такие механизмы закладываются кратные нагрузки. В «Лужниках» на эскалаторе прыгали все и ничего не случалось. По 50 лет эскалаторы нормально работали.

А вообще я посмотрел запись раз 15, и меня удивило то, что только один мальчишка попытался перепрыгунть на соседний эскалатор в конце записи. Это было бы логично. Мы в своём время на соседний эскалатор на Парке Культуры одним прыжком перепрыгивали.

– Не сориентировались просто, наверное.

– Суматоха, да. В короткий промежуток времени это всё возникло. Дай бог всем ребятам здоровья и чтобы все вернулись живыми. Здесь клубные цвета не играют никакой роли.

«КОКОРИНУ И МАМАЕВУ НУЖНО ОТСИДЕТЬ 3-5 ЛЕТ»

– А что касается Кокорина с Мамаевым, то они не безнаказанно…

– Ну как не безнаказанно? Закон один за всех. По законам вот пусть сидят. И чтобы вот другим таким моральным уродам неповадно было. Вот все скидывают вину на футбольных хулиганов. Только у этих хулиганов столько тормозов, сколько табу, как себя вести. С них больший спрос, поэтому они не могут позволить себя вести беспардонно и безнаказанно.

– А от футбола Кокорина с Мамаевым тоже надо отстранить навсегда?

– Не знаю, как поводу навсегда. Пусть для начала отсидят 3-5 лет, что им и положено.

Беседовал: Алексей Дубровин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *